Почему одних персонажей помнят годами...
Представьте: через 5 лет после прочтения книги читатель может не вспомнить сюжетных поворотов, но точно опишет вашего героя — его привычки, смешные фразы, странные поступки. Так, например, мы помним Гарри Поттера по шраму и очкам, Шерлока Холмса по скрипке, кокаину и "Элементарно!" и Скарлетт О’Хара по "Я подумаю об этом завтра".
Формула успеха проще, чем мы привыкли думать. Узнаваемость = противоречия + детали + эволюция. Разберем пошагово, как ее применять.
1. Создайте "костяк" личности
Беспроигрышным будет сочетание двух подходов к созданию персонажа: а) основа из архетипа с неожиданной чертой и б) добавление мотивации герою на 3 уровнях.
Пример первого подхода:
- Воин... который боится темноты.
- Мудрый наставник... с зависимостью от азартных игр.
- Детектив-алкоголик... коллекционирующий кактусы, ненавидящий слово "преступник" и пишущий стихи про котят.
Для работы со вторым подходом необходимо понимать, что такое мотивация на трех уровнях. Итак, внешняя - это спасти принцессу. Внутренняя - доказать отцу, что герой не неудачник. Теневая - тайно хочет власти. Продумайте три мотивации своему герою, и он свернет для вас горы.
2. "Физиогномика" персонажа
Это упрощенный вариант без глубокого погружения в психику предполагаемого персонажа. Тут мы можем использовать "якорные детали" и/или "говорящие жесты". Для первого варианта не нужно полного описания — выберите 2-3 запоминающиеся черты: шрам в форме полумесяца, привычка грызть карандаши, всегда носит зеленый галстук (даже на похоронах). Для второго достаточно одного жеста, который будет сообщать читателю о конкретной черте характера: постоянно поправляет очки - признак нервозности, стучит пальцами по столу в ритм своей речи - контрольфрик, и так далее.
3. Диалоги как отпечаток личности
Я, как приверженец идеи не "не рассказывать", а "показывать", больше люблю описания, чем диалоги. Но раз уж мы тут создаем живых человеков, которые, к моему огромному сожалению, любят попи**еть ртом, избежать диалогов не выйдет. Поэтому используем эту часть повествования для раскрытия персонажа, а так же попутно запускаем в голове читателя визуальный ряд. И сразу пример плохого диалога:
— Привет, как дела?
— Нормально.
В данном случае читателю ничего не понятно и совсем не интересно. Поэтому наращиваем "слои" и добавляем действие:
— Опять пьешь в одиночестве? — презрительно процедила она и скривилась.
— Неееет, — я поднял стакан, расплескав виски себе на рубашку, и криво улыбнулся. — В компании с моим разочарованием. За тебя, моя дорогая!
Как проверить, что у вас получилось "оживить" героя в диалоге? Просто закройте имена персонажей. Если сможете определить, кто говорит, то задача выполнена.
4. Персонаж должен измениться
Читатель простит плохой сюжет, но не простит статичного героя, потому что это противоречит всем законам природы. Меняется все, даже трупы и камни, и ваши герои не должны быть исключением. Вот самый простой пример эволюции героя:
Начало - циничный врач верит только фактам.
Кризис - столкновение с необъяснимым.
Финал - признает, что наука — не единственный ответ.
5. Проверка на "живость"
Чтобы проверить, насколько ваш герой очеловечился, задайте ему 3 каверзных вопроса. Это может быть что угодно, граничащее с абсурдом, например, что лежит у него в кармане прямо сейчас, как он ведет себя в очереди в супермаркете или о чем он врет сам себе. Если ответы пришли легко (в кармане чекушка водки, в очереди его все бесит, а врет он себе о том, что доволен жизнью), то это успех.
Всегда держите в голове тот факт, что персонажи — как люди: чем больше в них странного, тем реальнее они кажутся. Поэтому, как только вы пропишите вашему высокому, красивому, умному и находчивому герою глупую фобию воздушных шариков или аллергию на мох, он тотчас же обретет нужный объем. Сотку ставлю.
Свидетельство о публикации №225060701712