Смерть, окончание

А вот и смерть, последнее приключение, заключительный аргумент в этом спектакле! Войны, катастрофы, убийства, теракты, эпидемии, аборты, онкология, непосредственная производная смерти, поединок один на один с неизбежностью, шансов выиграть у меня — ноль! Но я принимаю смерть как неизбежность и приспосабливаюсь жить в обнимку с ней! А она не оставляет мне никаких шансов, кроме «когда»: сегодня или завтра! Я соглашаюсь на все ее условия и стреляю в себя! Старость — лишь внешняя часть, доступная проявленная форма неизбежного и неотвратимого. Мои пунктуальные кредиторы, дружно и кротко стоящие в длинной очереди за моей спиной: отсутствие сил, депрессии, страхи, бессонница, хронические болезни. Мое лицо сквозь мутную поверхность зеркала времени, кончается воздух, я падаю в темноту, хватаясь за последние лучи гаснущего света, в застывших глазах кроме голубого неба не отражается уже ничего.
Смерть всегда побеждает жизнь, порою немного отступит, сдаст позиции, даст надежду, а затем подберется поближе, опрокинет, собьет с ног и заберет свое. За ней всегда следует ее неодолимое, непобедимое воинство, кавалерия черных ангелов: войны, эпидемии, катаклизмы, теракты, катастрофы, несчастные случаи, неизлечимые болезни, инсульты, инфаркты, онкология, аборты. Время — небольшой сдерживающий фактор, у кого-то оно есть на пару выдохов и вдохов, кому-то чуть больше повезло и у него в запасе еще несколько лет, но все это зыбкие, неустойчивые, быстро растворяющиеся перспективы. Я уповаю на современную медицину, на новые технологии, на влиятельных священников, на врачей, на диеты, на голодания, на занятия спортом, но это все размокшие бумажные кораблики в бушующем океане космического бытия.
Смерть — мой единственный враг, решительный, успешный, безжалостный, смелый, коварный, удачливый, изворотливый, подлый, она ловкий, хитрый охотник, терпеливо ждет в засаде благоприятного момента, когда выпустить в мое сердце отравленную стрелу. Там, где я сейчас нахожусь, — ее непосредственная территория. Счастливые мгновения, что нам порой выпадают, — это слабо прикрытое продолжение войны между жизнью и смертью. В недалекой перспективе подстрелен будет каждый, кто имеет бренную плоть, кто-то позже, кто-то раньше, кто-то уже прямо сейчас. Каким бы соблазнительным, привлекательным и многообещающим этот мир ни казался, это только игра жизни со смертью, причем игра в одну сторону. Смерть всегда побеждает, несмотря на величайшие технические, интеллектуальные, философские и высокотехнологичные достижения жизни.
 
«Шримад-Бхагаватам», книга 10, глава 2
Ничто в здешнем мире не бывает вечно: ни вещи, ни отношения между людьми, даже собственное тело мы когда-нибудь утратим, что уж говорить о семье, доме, имуществе. Каждый человек одинок, и никому нет до нас дела, одинокими мы приходим в этот мир, одинокими его покидаем и за поступки свои должны расплачиваться в одиночку.
 
Время незаметно уходит, дни спешат, торопятся, убегают, и их невозможно сдержать. Я молчаливо старею, торжество отчаяния, безысходности и боли, симфония смерти, страха и тьмы. Пожар увлечений погрузился во мрак, страсти охладели, удовольствия сменились разочарованиями и досадой, сухая стянутая кожа, тело высохло и согнулось неестественным образом, желания остались, а возможностей их реализовать уже нет, моя скоротечная комедия с трагическим концом. В этом театре разноцветного абсурда сегодня я самый главный герой! Я смотрю на смерть как на что-то очень далекое, не осознавая того, что она для меня уже наступила еще в утробе матери и весь этот мир, яркий, звенящий, спешащий, сияющий, блестящий, стрекочущий, пленяющий, — ее непосредственные владения.
Жизнь — что тающая свеча: однажды она загорелась, некоторое время освещала крошечное незаметное пространство вокруг себя, а затем навсегда погасла. Я продолжаю играть, не чувствуя, что занавес моего спектакля опустился, что интерес к моей пьесе уже давно иссяк, что свет на сцене, где я так ловко пел, подпрыгивал и танцевал, уже погас. Тень черной смерти, тихо и незаметно проникающая в каждый дом, кладбище внутри моего сердца, где погребены все те, кого я знал и любил.
 
«Шримад-Бхагаватам», книга 3, глава 31
Вкусив все предназначенные ей плоды, душа покидает распадающееся тело, чтобы родиться в новом и пожинать новый урожай. Слепота есть неспособность глаза различать цвета, глухота — неспособность уха различать звуки,
смерть — неспособность пяти чувств воспринимать предметы внешнего мира. Однако с прекращением деятельности чувств душа не умирает, а ждет той поры, когда чувства оживут в новом теле. Только плоть боится смерти, для души смерть есть возможность осознать свое бессмертие!

        Смерть неслышно подменяет мои карты во время игры и я смотрю на свое отражение зеркала, а из него на меня растерянно смотрит испуганный старик.               
Смерть: «Ты молишься сокрытому от взора Богу, уповаешь на его милосердие, сострадание и защиту. Да Бог есть, именно Он распределяет стратегические позиции фигур на шахматной доске вселенского бытия. Но я гораздо ближе к тебе чем Он! Мой ход, шах и мат!»
На похоронах больше всех беспокойств доставлял небезызвестный покойник, но в нашей торжественной ситуации без него невозможно было обойтись!
Является ли смерть программой, записанной в генах, или это просто сбой в работе организма, приводящий клетки к старению, распаду и гибели? Несколько неуверенных шагов по узкому коридору жизни, выстрел, тугая петля на шею, изнурительные болезни, стул, вмонтированный в пол, кожаные ремни, металлический колпак, мгновенный разряд, душа выпрыгивает из поверженного тела и вновь отправляется в экскурсионно-романтическое путешествие по очередным неведомым маршрутам, взгромоздившись уже в следующую одноразовую плоть. Бежал, спешил, торопился, надеялся, строил масштабные прожекты и дождался, меня торжественно хоронят, утирая со щек фальшивые, нарисованные слезы.
Поздняя осень, ночь, завернутая в густой туман, время будто застыло в мертвой точке, печальные глаза уличных фонарей, впервые после моей смерти выпал снег. И нет уже меня на белом свете, под этим камнем я лежу, обернутый сырой землею, и ждет в стволе патрон, но не меня, и стрелки не на моих на часах отчаянно бегут, и чьи-то головы лихие слетают с плеч, и ветер простуженный хрипит и стонет над полем битвы, и птицы черные пируют на телах отважных смельчаков, и сумрачная луна холодными ночами, и позолоченные купола церквей сливаются с острыми хребтами гор, украшенными молочными шапками седых снегов. Здесь восстанавливают силы те, кто никогда не отдыхал. Граждане, соблюдайте тишину, это же кладбище!
 
«Шримад-Бхагаватам», книга, 7, глава 7
В безумии своем мы дорожим телом, как орудием всяческих удовольствий, бережем, леем его и облачаем в богатые одежды. Мы любуемся им и украшаем, чтобы привлечь других, не подозревая, что это тело чужое нам. Покуда дышит, оно превращается в испражнения, а перестав дышать, становится прахом. От начала и до конца наше тело — пища и испражнения червей. Если тело — лишь горстка земли, то во сто крат ничтожно все то, что приобретается ради него. Что проку тратить душевные силы для поддержания жизни в сплетении мертвой плоти? Если само тело обречено обратиться в прах, то чего стоит все, что связано с ним узами взаимоотношений: домочадцы, имущество, наследство и наследники, слуги и сородичи, подданные и соратники, домашние животные. Все они — наваждения в вечности, промелькнут и исчезнут, не оставив и следа.
 
Вопрос: Может быть, есть же какие-то льготы, отсрочки, амнистии или отступления от задокументированного протокола: успешная операция, квалифицированные врачи, пересадка донорских органов, спасительные молитвы, покаяние и раскаяние?
Смерть: Я не меняю своих решений, со мной тебе никогда не стать хищником, ты всегда будешь жертвой. Либо ты погибаешь, совершая ошеломительный подвиг, и я посмертно делаю тебя героем, либо все гораздо проще: уже на следующий день после твоих похорон тебя все с облегчением забывают.
Почти девять миллиардов человек на маленькой, крохотной планете, вращающейся в неизмеримой космической пустоте. Что у них общего, что их всех объединяет? Они ни в чем не уверены, из них никто не знает о следующем часе своей жизни, о том, что будет с ними завтра, через день, через месяц, через год, через несколько лет. Каждый день на земле умирает приблизительно 170–180 тысяч человек. Куда все они отправляются после смерти? В неразговорчивое и сумрачное царство усопших, где за мертвых могут поручиться только мертвые.
Кто следующий на очереди? Может быть, ты?
А вот и Он, «мистер Всё», собственнолично, наш главный герой, обладатель конечного бонуса, медленно, величественно и горделиво шествующий вдоль кладбищ, моргов, крематориев, войн, несчастных случаев, абортов, свистящих пуль, эпидемий, террористических актов, изнурительных болезней, онкологических центров. Вид у Него озабоченный, сосредоточенный и удовлетворенный, и имя Ему — Смерть.
Эта романтическая история будет иметь свое достойное завершение и без моего непосредственного участия, сегодня торги начинаются с меня. «Ставки сделаны!» — кричит время. «Продано!» — вопит смерть!
Из лекции Прабхупады: «Они строят себе долгосрочные планы на годы вперед, а я не знаю, смогу ли перейти сегодня эту улицу или нет!»

 

«Шримад-Бхагаватам», книга 6, глава 15
Ответь нам, государь, кем приходится тебе этот мертвый ком плоти? В каком родстве ты состоял с ним прежде и будешь состоять после? Неужели ты полагаешь, что вещества, из которых слеплено это тело, состоят с тобою в родственных отношениях? Как морские волны собирают и раскидывают песчинки на берегу, так и время сводит и разлучает облаченные в плоть души. Как брошенное в землю зерно дает всходы, так семя мужчины, очарованного иллюзией, попав в женскую утробу, произрастает в плод, которого награждают именем собственным и ласково называют своим дитя. В действительности мы все друг другу незнакомцы, оказавшиеся в одно время в одном месте пространства. Мы приписываем себе роли родителей и детей, братьев и сестер, друзей и врагов, но мы не знали друг друга до рождения и позабудем друг о друге после смерти.

У нее наперед продуманы все ходы, прямо сейчас она снимает незначительную пешку с шахматной доски и делает следующий ход, уже мной. С завидной изобретательностью, неустрашимостью и упорством я цепляюсь за это распадающееся тело, за то, что уже давно растерял, за свою одноразовую жизнь и неслучайно растворяюсь в смерти, став единым целым с «ничем». В долину мертвых звезд, где капли дождя соскальзывают в неудержимую реку забвения, где прахом рассыпаются все мои расчеты, надежды и мечты.
Смерть: «У кого-то мало времени, а у тебя его совсем нет? Для меня нет ни плохих, ни хороших, я не сентиментальна и ничего не чувствую по отношению ни к тебе, ни к другим приговоренным, ни жалости, ни сострадания, ни неприязни, я просто выполняю свою работу, свою любимую работу. И потому я сейчас убью тебя, вернее сказать, я убью это тело и, к сожалению, сделаю это всего один раз! Не я раздаю карты, не я выписываю приговор, я лишь привожу его в исполнение, более чем узкая специализация».
Виновник торжества: «Где мой похоронный прейскурант? Гроб дубовый, гроб обитый парчой, гроб лакированный, гроб позолоченный. У вас такой большой ассортимент, даже не знаю, что мне и выбрать! Да, я неплохо сегодня выгляжу для покойника!»

«Шримад-Бхагаватам», книга 11, глава 10
Человеку мыслящему не сыскать счастья в здешнем мире, ибо откуда взяться счастью, если смерть здесь всюду следует за тобой? Преступнику, идущему на казнь, сладкое не будет в радость.

 А лед под ногами все тоньше и тоньше, и проваливаются под него один за другим мои родные, знакомые и друзья, и на сцене уже не остается ни хороших, ни плохих, есть только живые и мертвые. Гул толпы, приветственные крики, заплаканные лица, почетный караул у гроба. «Я надеюсь, он уже не вернется?» — «Нет», — уверенно ответила она. Может быть, на этот раз эта праздничная церемония не включает в свой расширенный прейскурант и мои торжественные похороны!
Отдел оплаты счетов, запись в учетной книге: «Уплачено, текущей задолженности нет, клиент вовремя расплатился». Знаешь, в чем удачливость мертвых? Им, в отличие от нас, уже нечего терять.

«Шримад-Бхагаватам», книга 12, глава 5
Человеку не подобает думать о том, чего нет! Ты не рождался и ты не умрешь, ибо существовал до появления этого тела и будешь существовать после исчезновения оного. Ты не возродишься в своих детях и внуках, кои происходят от твоего семени, но пребудешь вечно отдельно от плоти и всего, что порождено ею и с ней связано. Ты различен с телом, как огонь различен с деревом. Знай, государь, что тело, сложенное из пяти стихий, есть сон для нерожденного и бессмертного сознания. Подобно тому как пространство разбитого горшка соединяется с общим пространством, сознание, освободившись из темницы плоти и ума, соединяется с бескрайним и вездесущим сознанием. Как пламя происходит от сочленения фитиля, масла, емкости и жара, так круговерть перерождений происходит от соединения ума, тела, действия и сознания. Ты в твоей истинной сути не подвержен творению и разрушению, ты лучезарен как свет, но ныне сокрыт под саваном плоти и мыслей. В тебе, как в пространстве, покоится все мироздание, ты неизменен, неделим, безначален и бесконечен. О государь, нынче же погрузись мыслями в Бесконечного, разумом ты узришь свое существование, узришь себя, сокрытым пеленой чуждой тебе плоти. Посланники смерти не властны над душой, но душа властна над смертью. Прими в себя мысль: «Я — высшая безмятежная сущность, высшая сущность — я!» Войди в высшую сущность, лишенный ощущений, желаний и былых впечатлений, и ты не увидишь, как змей Такшака вонзит тебе в стопу свой клык, полный жгучего яда. Ты не почувствуешь прикосновение его гибкого языка, ибо тело твое суть одно целое со вселенной, а вселенная суть твое сознание!

Смерть: Ты не понимаешь, я тебя сейчас не убила, не лишила жизни, ты бессмертен, ты вечная душа. Я тебя сейчас освободила от этого просроченного изнемогающего тела. Ты свободен! Ступай себе с миром и больше не возвращайся ко мне. Непрерывность существования души без начала во времени, бытие вне пространства, ограниченного рождением и смертью! Твое рождение не есть твое начало, смерть твоего тела не есть конец тебя!



                Шримад-Бхагаватам, книга 6, глава 9
                Есть Высшее Существо, Предвечный, сущий до начала времен, коего боится сама смерть. Ему мы воздадим молитву, Его будем просить уберечь нас от беды.Безмятежный, невозмутимый, сущий за пределами разума, Он самодостаточен и черпает радость в Самом Себе. Умиротворенный и неподвластный обстоятельствам Он прибежище всем и каждому, у Него мы будем искать спасение, те же кто уповает на смертного покровителя уподобляются глупцу, уверовшему, что может переплыть море, ухватившись за хвост собаки!

                Смерть: Слепцы, они не видят меня, пока не настал их час. Но ты не беспокойся, твой час еще не настал, я тебя немного подожду за следующим перекрестком.


Рецензии