Чувство бога. драматургия
art.tom80@mail.ru
Чувство бога.
Пьеса о детях и взрослых для детей и взрослых в пяти сценах.
Кемерово-2024 г.
Действующие лица:
Георгий Иванович-советский пенсионер около 70-75 лет.
Галина Николаевна-его жена,статная женщина около 60-65 лет.
Лена-внучка Георгия Ивановича и Галины Николаевны,возраст 15 лет.
Виталий Степанович-друг Георгия Ивановича примерно 60-65 лет.
Владимир Михайлович-друг Георгия Ивановича примерно 55-60 лет.
Николай-молодой человек 17-18 лет,зелёная абитура.
Алексей-молодой человек 17-18 лет,зелёная абитура.
Девочки-две подружки Зины того же возраста что и она.
Молодой человек в форме пехотных частей РККА-18-20 лет.
Действия происходят в середине-конце семидесятых-начале восьмидесятых годов в одном из областных центров РСФСР.На сцене посередине зал с большим окном и дверью на балкон трёхкомнатной смежно-изолированной квартиры.Под окном стоит большой обеденный стол с шестью стульями.По левой стороне от зала расположены две двери в спальни,разделяемые диваном.Крайняя слева дверь в спальню Георгия Ивановича,военного в отставке,на пенсии.Следующая от неё к центру дверь в спальню Галины Николаевны,его жены,тоже на пенсии,и вместе с ними их внучки Лены,ссылаемой её родителями на постой к пенсионерам на летние каникулы.Между дверью спальни Галины с внучкой и окном зала стоит шкаф с книгами.По правой стороне от окна зала сначала располагается кресло,затем всегда открытая дверь на кухню.Затем с кухни арка с телефонной тумбочкой и телефоном продолжается в край сцены до входа в длинный коридор,конец которого не просматривается.На дворе лето в самом своем разгаре,конец июня-начало июля.Окна зала и кухни направлены на уличную и солнечную сторону дома.Форточки,либо сами окна приоткрыты от жары и оттуда доносится умеренный фоновый уличный шум:шумит листва деревьев,галдят прохожие,шумят проезжающие автомобили и периодически ускоряющийся маршрутные троллейбусы.В утренних сценах уличный шум чуть погромче,в дневных и вечерних сценах чуть потише.В ночной сцене слышен только шум листвы.
Сцена первая.
Раннее утро.Георгий Иванович в простой рубашке с закатанными рукавами и серых костюмных брюках заканчивает вместе с женой и внучкой завтракать в зале за столом.Женщины в летних платьях до середины колена убирают посуду со стола на кухню и Галина Николаевна начинает её мыть,а Лена помогает ей.Обтирает посуду полотенцем и расставляет по полкам в кухонном буфете.Георгий Иванович берёт из шкафа толстый томик воспоминаний Георгия Константиновича Жукова и садится читать в кресло.Внезапно раздается телефонный звонок.Георгий Иванович встает,кладет книгу в кресло,неспеша подходит к телефону на тумбочке и берёт трубку.
Георгий Иванович.Алло!/внезапно Григорий Иванович вытянулся словно по струнке и вид его стал собранным и торжественным./Узнал товарищ генерал-лейтенант..Виноват,товарищ генерал армии…Никак нет,товарищ генерал армии…Так точно,генерал армии,на пенсии...Жива,здорова,товарищ генерал армии…Есть жить долго и не болеть,генерал армии…Спасибо,товарищ генерал армии…Служу Советскому Союзу!..До свилания,товариш генерал армии./Георгий Иванович кладёт трубку.С кухни в арку вышла Галина Николаевна/.
Галина Николаевна.Никак сам комкор звонил?
Григорий Иванович./с гордостью/.Комкор.И про тебя спрашивал,Галина.
Галина Николаевна.Мне послышалось или ему генерала армии дали?
Георгий Иванович.Да давно уже дали./пауза/.А я всё никак не могу привыкнуть так его называть.Всё норовлю по старинке,как на фронте.Вот и получаю очередное взыскание./пауза/.На пенсию тоже недавно вышел.
Галина Николаевна.Ты смотри-ка,помнит.Эх,и любил же тебя,комкор!
Георгий Иванович.В нашем деле такое понятие как любовь,Галина,отсутствует.В нашем деле уважают и ценят.А то что помнит,это верно.Точно сказано.
Галина Николаевна.Да такого вояку как ты разве забудешь?
С кухни вдруг раздается громкий звук разбившейся посуды.Это Лена нечаянно уронила с полки буфета фарфоровую солонку и та вдребезги разбилась,просыпав соль на пол.
Георгий Иванович.Это кто там ещё материальную часть почём зря переводит?
Галина Николаевна.Да,какая тебе разница,Георгий?Посуда ведь к счастью бьётся./Лене/.Да,Лена?/Георгию Ивановичу/.Даром тебе старая солонка сдалась.
Лена.Я нечаянно.
Галина Николаевна./Лене/.Не расстраивайся.Новую купим.Будем посуду обновлять.
Георгий Иванович.Соль просыпалась.Я слышал.
Галина Николаевна.И что с того?Соль ты купишь,когда сегодня за продуктами пойдёшь.
Лена./расстроено/Соль просыпается сами знаете к чему.
Галина Николаевна.Эка невидаль!Да разве же можем мы повздорить на людях то?Сегодня же у нас гости будут.Друзья Григория Ивановича.А они люди приличные,культурные.Вместе все дружат уже долгие годы.Предрассудки всё это.Не наговаривай лишнее.
Георгий Иванович.Да я к тому что продовольственый рынок и универсам на одном конце улицы,а магазин с отделом посуды совсем на другом конце.Боюсь не успею обернуться в оба конца.Я же уже не столь поворотлив как раньше.
Галина Николаевна.Так Ленка сбегает./Лена с охотой энергично кивает головой в знак согласия/.Ты ей выдай только из своих рубля полтора казенных.
Георгий Иванович.Солонки в магазине по рубль двадцать.Я помню.
Галина Николаевна.Пускай Ленка себе мороженное купит на обратном пути по дороге.Жарко ведь на улице,наверное.Ишь как солнце палит с утра.Чистый зной!
Георгий Иванович./снимает пиджак с кресла,достает из кармана кошелёк оттуда жёлтый бумажный рубль,горсть мелочи и отдает Лене.Та.зажав деньги в кулачок,по дороге в коридоре зацепив ступнями босоножки торопливо,можно сказать пулей,удаляется за солонкой./Вот пострел./Григорий Иванович раскатывает рукава рубашки,одевает пиджак,берёт авоську и неторопливо удаляется за продуктами.Бросив по дороге в дверях Галине Николаевне/.Я ушёл.
Затемнение.
Сцена вторая.
Сценография та же,что и в первой сцене.В зале в кресле сидит Лена.У неё разодрано колено.Прямо таки прилично.Здоровенная запекшаяся короста.которую заботливо обрабатывает зелёнкой Галина Николавна.Входит Георгий Иванович с авоськой полной продуктов.
Лена.Ай,больно,больно,больно…
Галина Николаевна.Терпи коза!
Георгий Иванович.Атаманом будет?
Галина Николаевна.А не будет прыгать где не попадя и торопиться,когда не просят./Лене./Вот какая нелёгкая тебя так несла,а?Шла бы себе спокойно потихонечку,ела себе своё мороженное.
Георгий Иванович./глядя на Ленину коленку/Откуда ранение?
Лена.Упала.Споткнулась,когда бежала.Торопилась сильно.
Георгий Иванович.Торопливость хороша только при ловле блох,а в повседневности от неё одни убытки.Материальная часть цела?
Лена.Цела!А вот коленка нет.
Греоргий Иванович.Ничего!До свадьбы заживет!Галина,ты обработай только хорошенько.Да зелёнки не жалей!Чтобы надежно было.
Галина Николаевна.До какой такой свадьбы?Рехнулся,дед?Ребенку только пятнадцать лет!Нам надо чтобы в аккурат к первому сентября всё прошло и зажило и никакого следа не осталось.А то родители её нам с тобою за недогляд шею намылят.Сам знать должен.
Лена.Баб,хватит,хватит!Куда столько много.Я уже вся зелёная.Похожа буду на лягушку.Засмеют подружки.
Галина Николаевна.А что тебе подружек то стесняться?Не переживай,не переломятся!Будут с тобой гулять и с такой коленкой и с сякой.Чай не барыни.
Георгий Иванович.И то верно.
Лена.Ага,вам смешно!А мне обидно.
Георгий Иванович.Будут-будут,правильно Галина говорит,никуда не денутся.Главное боец донесение доставил,то есть пакет…
Галина Николаевна.То есть солонку.
Георгий Иванович.А пускай будет и солонку!
Галина Николаевна.Ты соли то купил?
Георгий Николаевич.А как же!Всё получается осталось в прежней поре,так сказать статус кво,кроме Ленкиной коленки.
Галина Николаевна./утешает пригорюнившуюся Лену/.Ничего-ничего,Ленка у нас и с такой коленкой хороша девица.
Георгий Иванович.И плясать,и веселица!
Галина Николаевна./осуждающе/.Георгий!Что ты себе позволяешь?
Георгий Иванович.А что я такого сказал?
Галина Николаевна.А ничего.Давно уже взрослый.Головой думать надо.
В это время на тумбочке зазвонил телефон.Георгий Иванович не спеша подошёл к тумбочке и взял телефонную трубку.
Георгий Иванович.Алло!Здравствуйте!Да…А,здравствуйте,Зоя Матвеевна!Доброе утро!Доброе…Узнал-узнал.Давно не виделись…Конечно.Да,на пенсии вместе с Галиной Николаевной…Живём помаленьку.Вот внучку нам наши дети на летние каникулы пожить одалживают,так что скучать не приходится…Конечно-конечно!Да ничего не стеснят,Зоя Матвеевна,что вы!Лена с Галиной будут в свое спальне,а ваши в моей…Я?А я в зале на диване по суворовски перекантуюсь…Конечно-конечно,пускай приезжают.Будем ждать их с нетерпением…/несколько разочаровано/Как на одну ночь?..В общежитие?..Ну на одну так на одну!Сегодня?Вечером?..Пускай приезжают!Ждём!..До свидания Зоя Матвееевна!Не за что.Будьте здоровы!
Кладет трубку,думает пару секунд,затем снова поднимает и набирает номер телефона.
Георгий Иванович.Алло,Владимир Михалыч?..Доброе утро,Владимир Михалыч!Это Георгий.У тебя всё в порядке?..Ну и добре.Почему так рано?Да я помню,помню,что мы на вечер договаривались.Я просто хотел предупредить,что мы будем не одни с Галиной…А ещё с новыми людьми,так сказать!Да-а-а…Двое.Молодёжь!Абитуриенты от Зои Матвеевны…Так что в этот раз жду вас с Виталием Степановичем без алкоголя…Ага,сам понимаешь…Кстати,напомни ему чтобы в этот раз не опаздывал,гости ведь будут у нас…Да хоть с дежурства…Да пускай хоть с Эвереста,а я ему всегда найду почетное место!Ага…Ну всё,давай Михалыч,не прощаемся.До вечера…Жду!/кладет трубку и поворачивается к Галине Николаевне./.Ты Зою Матвеевну помнишь,а?..Внуки приедут.В институты поступать будут.
Галина Николаевна.А как же!Интересно посмотреть на них!Оба приедут?Сюда?Надолго?
Георгий Иванович.Оба!Говорят,что всего на одну ночь.Потом хотят в студенческое общежитии устроиться.
Галина Николаевна.Вот свезло,так свезло!Какая досада.
Георгий Иванович.Что не так?Что за оказия опять?
Галина Николаевна./глядя на потупившую взор и пригорюнившуюся внучку/Да Ленка то наша у нас получается разрисовалась как раз не кстати.
Георгий Иванович./глядя на здоровенную коросту на коленке густо сдобренную по краям зелёнкой/.И то верно.Что будем делать,Галина?Ты забинтуй всё это хорошенько бинтов не жалея.
Галина Николаевна.Ага!Чтобы молодые люди ненароком подумали что у девчонки под бинтами проказа или лишай какой-нибудь прячется?/Лена прилагает титанические усилия чтобы не упасть в обморок/.
Георгий Иванович.Может колготки какие-нибудь телесного цвета поплотнее ей надеть,а? Как думаешь?
Галина Николаевна.Ты дед с ума сбрендил что-ли?Ей же больно будеть,от колготок то этих.Да и они пропитаются.Да ты вообще пожалей ребенка-то!Лето ведь.Жара.Она ведь спарится в этих твоих колготках.
Георгий Иванович.Что ты предлагаешь?Не томи душу.
Галина Николаевна.А ты выдай-ка Ленке трёшку.Пускай сбегает в аптеку и купит пластырь импортный,болгарский который.Он телесного цвета и широкой полосой.Вот мы им аккуратно и заклеем всю эту внезапно возникшую срамоту.И гигиенично,и …
Георгий Иванович.И в глаза не бросается?
Галина Николаевна.И красиво будет,как в Эрмитаже!Приятно будет посмотреть даже.
Георгий Иванович.Хм,а это интересное предложение.Только тут трешкой не обойдешься.Тут пятак надо будет выделить.
Галина Николаевна.Да не жмись ты,не жмись,дед!Возьми с подарочных денег от военкомата.Жалко тебе чтоли?Смотри,Ленка сейчас в слезах потонет.
Лена и вправду готова разрыдаться,но держится так сказать из последних сил.
Георгий Иванович.И то верно.Сырость для ранения ни есть хорошо.Ну да ладно!Будь по твоему,Галина!/Георгий Николаевич достал с полки книжного шкафа самую толстую книгу,в которой хранил заначку,взял оттуда синию пятирублевку и торжественно вручил Лене/.Держи,калека!Дуй в аптеку!
Лена,сжав пятирублевую купюру в кулачок,стремглав бросается к двери.
Георгий Иванович.Стоять,раз,два!/Лена перед коридором моментально оттормаживается/Так ведь и вторая коленка до вечера-то не дослужит.Я тебе сказал не бегом,а шагом.Марш!
Лена подчеркнуто не торопясь,но с нескрываемым энтузиазмом,марширует по коридору к двери,зачерпывает ступнями ног босоножки и пулей выскакивает за дверь.
Георгий Иванович.Так ведь никаких пластырЕй не напасёшься.
Галина Николаевна.Ладно тебе жмотничать то!Смотри как Ленка зато ожила?
Георгий Иванович.А по мне шут с нею с этой красотою,лишь бы у неё ноги целы были.Пригодятся ещё.Мои-то уже не такие резвые.Нам ведь с тобой,Галина Николаевна,придется сейчас удвоить свои кулинарные усилия.Потому как на этот раз на моем дне рождении гостей будет вдвое больше обычного.
Галина Николаевна.Надо тогда из продуктов ещё кое-что прикупить,раз количество ртов удвоилось.Записку с перечнем продуктов я тебе уже набросала.На телефонной тумбочке лежит.А я покамест тут на кухне и без тебя обойдусь.Не в первой,знаешь ли.
Георгий Иванович.И то верно.Ты ведь у меня повариха знатная.
Галина Николаевна.Да куда тебе со мною тягаться.Ступай,говорю уже!Не тяни время.
Георгий Иванович снова надел пиджак,взял пустую авоську и вышел из квартиры,а Галина Николаевна принялась увлечённо греметь в готовке посудой на кухне.
Затемнение.
Сцена третья.
Сценография в третьей сцене начинается в точности как в предидущих двух сценах за исключением того,что на одном из стульев уже сидит за столом у окна Владимир Михайлович.Он наблюдает за чем-то происходящим на улице в то время как Георгий Иванович в фартуке вместе с Галиной Николаевной хлопочут на кухне,готовясь к скромному,но так сказать торжественному ужину вместе с гостями.
Владимир Михайлович.Может я помогу чем,а,Георгий?
Георгий Иванович.Нет,Михалыч,на кухне двоим итак тесно,а тут ты ещё.Посиди,подожди лучше./пауза/.Не знаешь,Степаныч не задержится или как обычно?
Владимир Михайлович.Да вроде не должен.Он домой за подарком забежит только и сразу сюда.Он его с собой не стал брать на работу.
Георгий Иванович.Суеверный?
Владимир Михалович.Да не-е.Думаю,рубаху хочет сменить.Торжество всё-таки.
Георгий Иванович.Лишь бы ему опять перед передачей смены мотоциклиста не привезли,тогда точно если Виталий и появится,то только к полуночи.
Владимир Михайлович.И то не факт.
Раздается дверной звонок.Георгий Иванович спешит в коридор открыть дверь.Входит обратно в комнату вместе с Виталием Степановичем.
Виталий Степанович./глядя на Владимира/.Вот пострел,везде поспел.
Владимир Михалович.Да и ты сегодня необычно вовремя.
Встает и подходит к Виталию Степановичу.Оба разворачиваются лицом к Георгию Ивановичу.Виталий Степанович достает из портфеля новую коробку с электробритвой.
Виталий Степанович.С днём рождения,наш дорогой Георгий Иванович!Вот держи наш с Михалычем тебе совместный подарок./протягивает имениннику новую электробритву в коробке/.Отныне и впредь будь здоров и живи долго дорогой ты наш!Люби свою Галину…
Владимир Михайлович.И нашу «малину»!
Все смеются,обнимаются и по советски целуются.
Георгий Иванович./смущенный,торопливо снимает фартук и вытирает об него руки чтобы взять подарок и не облапать/.Ох,уважили так уважили!Ну,спасибо,дорогие мои.
Галина Николаевна.Можно накрывать?У меня всё готово.
Георгий Иванович./берёт подарок в руки/.Володя,Виталий,помогите обеденный стол в центр зала передвинуть?
Владимир Михайлович и Виталий Степанович берут у окна обеденный стол и переносят его в центр зала,Галина Николаевна в это время вытаскивает скатерть и накрывает его.Георгий Иванович по дороге на кухню прячет в буфете фартук и электробритву и начинает вместе с Галиной Николаевной носить посуду с едой из кухни на стол,а Владимир и Виталий подставляют стулья к столу и расставляют блюдо по столу.Так сказать серверуют.Всё происходит размерено,по свойски,по простому.Все при деле.Внезапно раздается звонок в дверь.
Галина Николаевна.Я открою!Это наверное Ленка пришла./идёт в коридор открывать дверь/./из коридора/.Здравствуйте,здравствуйте!Проходите добры молодцы.Ждём вас!Прям во время.Как раз к столу./Входит из коридора в зал вместе с двумя статными молодыми людьми/.
Два молодых парня войдя в комнату и увидев трёх пожилых мужчин и накрытый обеденный стол изрядно оторопели и замерли в недоумении.
Георгий Иванович.Да вы не дрейфте,ребята!Проходите,не стесняйтесь.Меня зовут Георгий Иванович и у меня сегодня день рождение,по этому случаю и стол накрыт.А это мои друзья и гости соответственно.Знакомьтесь,не стесняйтесь!И будьте как дома!
Владимир Михайлович./Владимир Михайлович делает два-три шага к парням и здоровается с ними за руку и затем отступает на прежнее место./Владимир Михайлович.
Алексей.Алексей.
Николай.Николай.
Георгий Иванович.А это Виталий Степанович.
Виталий Степанович./Виталий Степанович делает два-три шага к парням и здоровается с ними за руку и затем отступает на прежнее место/.Виталий Степанович.
Алексей./снова/.Алексей.
Николай./снова/.Николай.
Георгий Иванович.А это Галина Николаевна!
Алексей и Николай разворачиваются и было начинают открывать рты чтобы представится.
Галина Николаевна.Знаю,знаю уже.Слышала.Не глухая./положив обе руки ребятам на плечи подталкивает их в комнату/.Вы проходите,проходите,не стесняйтесь,не загораживайте проход./спохватывается/.А лучше ставьте свои чемоданы здесь в коридоре и живо мыть руки.Ужин стынет.За стол садимся.Давайте,давайте.Быстро в ванную.
Алексей и Николай опускают чемоданы на пол в коридоре и проходят в дверь из коридора в туалет быстро моют руки и проходят в зал,садятся за стол.Мужчины садятся за стол в это же время и начинают осваиваться со столовыми приборами.Поскольку Георгия Ивановича друзья уже поздравили до застолья и в отсутствие алкоголя на столе в начале трапезы воцарилось некоторое неловкое молчание.
Алексей.Неужели старое поколение стало придерживаться современных тендеций?
Георгий Иванович.Что вы имеете в виду,Алексей?
Николай./ехидно улыбается/.Он имеет в виду безалкогольные свадьбы.
Виталий Степанович.А-а,это вы про отсутствие спиртного на столе?Просто у Георгия Ивановича уже диабет,ему спиртное больше нельзя,ограничен докторами.А Владимиру Михайловичу завтра с утра на смену.Он у нас на пенсии в ВОХРу подался,охранником.
Владимир Михайлович.А Виталию Степановичу завтра с утра на сутки заступать на дежурстово.Он у нас врач-хирург в городской больнице.
Георгий Иванович.А вам молодцы мои завтра в приемную комиссию надо свои личности показать и хоть не с самого утра,а всё равно выглядеть должны так,чтобы комар носа не подточил.Так что сами понимаете,алкоголь не в почёте сегодня.Вы лучше расскажите нам чем сами дышите,о чём мечтаете,кем хотите стать и куда будите поступать?
Николай./немного помявшись/.Я в университет хочу поступать.
Георгий Иванович.Во как!А куда?Какой профиль?
Николай.На физкультурный факультет.
Владимир Михайлович.Это почему это на физкультурный? Будь добр,уважь пожалуйста наше любопытство.
Николай.Да я как себя помню,всё свою жизнь в спорте был,особенно в командных его видах обитал всё время:футбол,там,волейбол.В волейбол так вообще профессионально…
Виталий Степанович.Профессионально?Это как?
Николай.В спортивной школе шесть лет.Второй взрослый разряд имею.
Георгий Иванович.А почему не первый?
Николай.Что первый получить это надо либо во взрослую команду заводскую или ведомственную попасть,либо юношами зону выиграть…
Владимир Михайлович./внезапно напрягся/.Какую такую зону?Общую или строгача?
Николай.Зону Сибири и Дальнего Востока.Соревнования такие отборочные по России.По её географическим зонам,кому Северо-Запад,Центр,Урал,а нам Сибирь и Дальний Восток.
Владимир Михалович./расслабился,обмяк/.А-а-а,тогда понятно.
Георгий Иванович.А в физкультурный хочешь поступать,чтобы так сказать продолжить карьеру?А то ведь толковые спортсмены они ведь не только на физкультурном факультете,а ещё во многих других не менее интересных и почётных профессиях изрядно пригодились бы?
Николай.Да уж больно дорого это необычное ощущение.Это как бы вам сказать,чувство такое/мнется/…
Георгий Иванович.Какое такое чувство?
Николай.Чувство будто ты всемогущий!Что можешь сделать всё что захочешь и абсолютно всё тебе по плечу.Может на чувство гордости похожее,чтоли?Только гораздо сильнее.
Алексей.Прям как будто ты Зевс какой-то,не иначе!
Виталий Степанович./выражает скепсис/.Да ну!
Владимир Михайлович.Давайте-ка с этого момента поподробней.Очень интересно.
Николай.Это когда к примеру какая-нибудь невероятно важная игра,на вылет или финал турнира к которому ты шёл в упорных тренировках целый год или два даже и тебе край как необходимо победить…
Алексей.А у тебя ничего не клеится,игра не задается,зрители все орут против тебя,да судья ещё свистит всё очки в сторону соперника и ты во всём:и в приёме,и на блоке,и в нападении всё время не попадешь в такт…
Николай.Вообщем всё летит в труху,и счёт,и последняя партия вот-вот идёт к концу,и все думают:всё,кранты вам,позорникам,собирайте шмотки!Но ты вдруг каким-то удивительным и непостижимом образом собираешься,берёшь себя в руки и в каждой расстановке начинаешь творить по спортивному что-то немыслимое,невероятное.
Алексей.Взяли!Подняли!Забили!Взяли!Подняли!Забили!
Николай.И так сначала одну партия выгрызаешь у соперника,потом вторую,преображаешься и переворачиваешь ход игры как раз в тот самый момент когда в вас уже никто не верит.И приходит эта невероятно желанная победа.И тогда в этот момент ты ощущаешь это такое ни с чем не сравнимое чувство.Такое своего рода ощущение,которое говорят в обычной жизни испытать бывает очень трудно.
Алексей.Вообще,говорят,такого в жизни больше не будет,не придётся такого чувство испытать.
Николай.Только если тренером.Тренера,говорят,тоже такое чувство испытывают.Вместе с командой.Причём всю оставшуюся жизнь пока работают.
Виталий Степанович.Эка,брат,ты загнул.
Владимир Михайлович.Знакомо такое чувство.
Николай и Алексей./вместе/.Знакомо?
Владимир Иванович.Ещё как знакомо!Я тогда в вашем возрасте срочную службу в армии служил,только в спортивной роте.И вот как-то раз отправляют меня на Спартакиаду по военному многоборью среди всех дивизий нашего военного округа.Вызывает меня к себе,значит,командир дивизии и без излишней патетики дает понять мне насколько важно победа в этом многоборье для дивизии.Дело в том,что на протяжении пяти лет подряд каждый год военнослужащие этой дивизии занимали на этой Спартакиаде первое место.Комдив без лишних слов показал мне в Красной комнате пять грамот и пять благодарственных писем от министерства обороны. Такая вот на меня возлагалась ответственность.В этом военном четырёхборье самое главное занять первое место по подтягиванию и более менее ровно выступить в других дисциплинах,не провалиться то есть.А так как я хорошо подтягивался,то выбор в дивизии пал на меня естественно.Но вся моя проблема заключалась в том что в соседней дивизии в это же время был не менее хороший рядовой-спортсмен.который подтягивался столько же сколько и я:двадцать пять раз.И вот представьте себе такую задачу!Я подтягивался первым и поэтому не знал сколько мне нужно вытянуть подтягиваний после двадцати пяти:двадцать шесть,двадцать семь или даже двадцать восемь…
Георгий Иванович./Адексею и Николаю/.Он подтянулся тридцать пять раз!И не посрамил дивизию.Так что он вас,ребята,очень хорошо понимает.Вы уж ему поверьте!
Виталий Степанович.Ну а ты,Алексей,кем хочешь быть,куда будешь поступать?/Пауза на счёт пять/.
Николай.Он в театральное училище поступать хочет.
Владимир Михайлович.В театральное училище?
Алексей.Да.В театральное.
Георгий Иванович.Это зачем это ещё?В театральное?
Алексей.Говорят.артисты тоже такое же чувство испытывают.
Владимир Михайлович.Брешут!
Алексей.Ей богу!Мне в кружке в дворце пионеров рассказывали.
Георгий Иванович.А можно,Алексей,с этого места поподробней,пожалуйста?
Алексей.Да рассказывали нам на занятиях,что бывает у артистов не клеится спектакль.Идёт всё как бы через пень,через колоду.Зритель в зале откровенно дремлет,кто зевает,кто шепчется как на совещании,а кто прошу прощения,закусывает.И вот тогда настоящий мастер в очередной раз выходя на сцену выкидывает какой-нибудь экстровагантный фортель.Берёт как бы зрителя на удивление,собирает его внимание на себе и так ведёт.ведёт,ведёт.ведёт до самого занавеса.Поднимая таким образом всех зрителей в зале в конце спектакля с аплодисментами.
Владимир Михайлович.А я,знаете ли,к артистам как-то с недоверием отношусь.
Алексей и Николай./вместе/.Это почему же?
Владимир Михайлович.Как бы вам сказать?Вообщем,я не пошёл бы я с ними в разведку.Не те они люди за которых себя выдают!
Алексей,Так правельно,они же ведь роли и образы должны играть,.Других людей.Такая у них работа,искусство перевоплощения.Проживать жизни других людей.
Владимир Михайлович.А зачем тебе проживать жизни других других людей?Живи свою!Вон как,например,Виталий Степанович.И будет тебе счастье.
Виталий Степанович.И чувство.
Алексей.Врачём тоже неплохо.Зубным например.
Николай.Точно,дантистом!Они всегда при деньгах,как и спортсмены.
Георгий Иванович./негодует/.Что ты!
Виталий Степанович.Ни в коем случае!
Владимир Михайлович.Только хирургом как Виталий Степанович!Только хирургом!
Алексей и Николай./вместе/.Почему только хирургом?
Владимир Михайлович.Потому что хирург-это бог!Ему подвластно такое,о чем люди могут только мечтать.
Георгий Иванович.А некоторые даже и мечтать не могут.
Владимир Михайлович.Хирург такое может!Да что тут рассуждать./обращается к Виталию Степановичу/.Виталий!Ты сам всё расскажи!У тебя лучше получится.
Виталий Степанович.Вот к примеру,ребята,стоишь ты точно таким же летним вечером на крыльце больницы и радуешься летнему солнышку.Дышишь так сказать свежим воздухом./на последних словах Григорий Иванович скептически прокашлялся/.Как всегда подъезжает скорая.Видишь по лицу фельшера скорой.что дела у пациента прямо-таки не важнецкие.Он такой хмурый частенько бывает когда надо тело патологоанатому передавать.И вот выкатывает он значит каталку,а там молодой пациент после дорожно-транспортного проишествия.Сами понимаете как выглядит и признаков жизни уже никаких не подает и рядом с ним только девочка,жена его молодая навзрыд рыдает.Глядя на такое безобразие,спрашиваешь фельдшера:сердце-то бьется ещё?Бьётся,отвечает фельдшер,но очень не стабильно.Три раза заводили пока ехали сюда.Сейчас в реанимации пока побудет,а потом его всё равно к паталогоанатому.В сильно тяжелое ДТП попал.Для вас ни для кого наверное не секрет,что ни врачи,ни фельдшеры одинаково не любят когда у них под их опекой пациенты умерают?На душе потом тяжело,это на самом деле так,да и посмертный эпикриз писать и ходить на вскрытие в морг сами понимаете события не из приятных.А ты фельдшеру и говоришь тогда:давай-ка сначала завози ко мне в оперблок,а реаниматолог туда в операционную сейчас подтянется.А девочка,жена его,всё ревёт и ревёт слёзы горькие.И вот берёшь ты себя в руки,встаёшь над ним за операционный стол и режешь и шьёшь,режешь и шьёшь,шьешь и режешь.И уже счёт времени потерян и стемнело давно и сменная бригада хирургов шестой час ждёт когда ты наконец-то освободишь эту злощастную операционную,чтобы им можно было заступить на свою смену.Зато когда через две три-три недели ты в очередной раз стоишь летнем утром на крыльце,а этот по сути дела ещё совсем недавно размозжённый кусок окровавленного мяса по асфальтовой дороге уходит из больницы хоть и вредимый.но целый!И своими ногами.Живой!И как радуется ему его жена,которая вот туточки недавно белугою ревела,никто не в силах был её успокоить,и всё это буквально две-три недели назад…Знаешь какое чувство в это время испытывает хирург?
Алексей./парирует/.Так ведь не всегда в таких случаях на своих ногах уходят?
Владимир Михайлович.Да хотя бы даже и на каталке.А ты даже не представляешь как родные и этому радуются!
Николай.И вы вот это всё прям в одиночку делаете?Ну.за операционным столом стоите?
Виталий Степанович.Ну как в одиночку?Нет,конечно.Я,сын мой,второй хирург и…
Георгий Иванович.Дух святой!
Владимир Михайлович.И то верно.
Виталий Степанович.Хирург-ординатор.Старший студент.Да,в основном худые они.Это ты точно Георгий Иванович подметил.
Николай.А почему они худые?Эти,как их?
Виталий Степанович.Хирурги-ординаторы?
Владимир Михалович.У них стипендия всего сорок рублей,им на питание и не хватает.
Галина Николаевна.Ты,Коля,не слушай их,не слушай этих шутников старых.Хирургов-ординаторов нянечки с пищеблока очень любят,добавки им щедро всегда подкладывают,так что не беспокойся,они никогда голодными не остаются.Будешь как у Христа за пазухой!
Алексей.Я в мемуарах знаменитых артистов читал,что нет чувства выше чем в тот момент,когда выходишь на сцену в конце спектакля в зал полный оваций и аплодисментов.
Владимир Михайлович.А ежели ты выйдешь в конце спектакля далеко не в полный зрительский зал или вовсе без аплодисментов?
Николай.Это как это?
Алексей.Как это не в полный зал?Разве такое бывает?
Владимир Михайлович.Как тебе сказать?Вот к примеру представь себе один ресторан в котором повар любит и уважает своих,так сказать,клиентов.Он и овощи тщательно почистит,и жир и жилы все безжалостно с мяса удалит и все прочие продукты на пригодность и доброкачественность проверить и ничего,что бы могло повредить клиентскому пищеводу и желудку на разделочный стол не допустит.Специи добавит только те,что для вкуса необходимы,а не тухлятину перебить и ровно столько сколько необходимо и не более того.И на огне выдержит сколько положено,и приговорит,и пришепчет,и приколдует.И меню составит такое,которое клиентский желудок способен перевеварить и ждёт с радостью и восторгом,а не какую-нибудь новомодную экзотику…
Виталий Степанович.От которой только изжога.
Владимир Михайлович.Вот у такого повара в ресторане всегда будет полный зал и я тебе хочу сказать,что он испытывает не менее высокое чувство когда его туда вызывают и он выходит в обеденный зал под аплодисменты благодарных гостей.А в другом ресторане у повара,который клиентов не любит,не уважает,тот соответственно овощи не разбирает и кладет с гнильцой,видавшие виды продукты не брезгует подкладывать,а мяса не кладет вовсе.Зато специй хоть отбавляй!Ими начинаем,ими и заканчиваем.Так вот такой повар когда в обеденный зал выходит,то бывает не то что-бы неполный зал,а иногда вообще никого не обнаруживает.И вот попадёшь ты по распределению на место работы к такому повару,то какое,Алексей,у тебя будет тогда чувство?/Алексей молчит/.
Галина Николаевна./внезапно/.Прошу прощения,Владимир Михайлович,что прервала вас.А вы это случайно не по моему адресу так блеснули красноречием?
Владимир Михайлович оторопел в первый момент не понимая претензию Галины Николаевны и постепеннно с каждой секундой начал понимать,что она имеет в виду.
Владимир Михайлович.Да что вы,Галина Николаевна!К вам это не может иметь никакого отношения.Абсолютно!Это я так,для красного словца,так сказать.Чтобы убедительно обрисовать картину Алексею.Вы же знаете,Галина Николаевна,как я вас люблю и люблю как вы готовите…
Галина Николаевна./закипает/.Любите,а такие вещи говорите!
Георгий Иванович./приходит на помощь Владимиру Михайловичу/.Брось,Галина,не кипятись!Если хочешь знать,Володя своей Глафире Андреевне тебя всегда в пример ставит.Тебя Галина.своей Глафире,в пример ставит!А ты в его словах какой-то случайный намёк ищешь!/Галина Николаевна пребывает в недоумении/.
Галина Николаевна.Случайный?
Владимир Михайлович./подхватывает/.Истинный крест,Галина Николаевна!Я как вспомню как вы свиные почки в сметане готовите.Так ведь никто готовить не умеет!Ведь какой сложный в приготовлении продукт, а у вас он всегда кулинарным шедевром получается.Вот вам крест,Галина Николаевна!/перекрестился/.Ей богу!Пальчики оближешь!
Галина Николаевна./преисполненная чувством ликования глядя на Владимира Михайловича/.Вот враль!Вот враль!/переводя взгляд на Георгия Ивановича/.Вот врали!/но довольная замолкает/.
Владимир Михайлович./Алексею,но боязливо оглянувшись на Галину Николаевну/.А ежели ещё к тому.что повар к которому ты попадешь не знает на какой эмоциональной ноте,так сказать,надо спектакль заканчивать?Будет от этого чувство или нет,тоже ведь очень зависит,не правда ли?/Алексей молчит/.
Георгий Иванович./перебивает Владимира Михаловича,Алексею/.Мы тут слышали от тебя про искусство перевоплощение.Зачем оно тебе?/Алексей молчит.Пауза на счёт пять/.
Николай.Он разведчиком хочет стать.
Георгий Иванович.Правда?/оживился/.В разведку значит хочешь податься?/Алексей молча кивает головой/.В тактическую или оперативную?/Алексей молчит/.
Николай./за Алексея/.В стратегическую.Во внешнюю разведку.
Виталий Степанович./присвистнул/.Эка,куда ты махнул,брат!
Владимир Михайлович.Хэ!Так в Первый Главк КГБ не из театрального училища попадают!
Виталий Степанович.Это тебе надо в университет на юридический факультет,получается.
Владимир Михайлович.Это ещё зачем?
Виталий Степанович.Чтобы знать в совершенстве законы и следственную работу.
Владимир Михайлович.Это для работы во Втором Главке КГБ это нужно и важно,в контразведке.А во внешней,в Первом Главке ему зачем это надо?Зачем ему будут нужны знание советского законодательста при работе зарубежом?
Георгий Иванович.Это получается Алексею в МГИМО надо поступать?
Алексей и Николай./вместе/.Что такое МГИМО?
Георгий Иванович.Московский Государственный институт международных отношений.
Алексей и Николай./присвистывают вместе/.Так туда в жизнь никогда не попасть!
Владимир Михайлович.А и не надо.
Алексей и Николай./вместе/.Не надо?
Георгий Иванович.Почему не надо?
Владимир Михалович.А потому,что учащихся в МГИМО все собаки Москвы в лицо и поимённо знают,а значит и все собаки Берлина,Лондона и Парижа.А вот неприметные целеустремлённые ребята с периферии в Первом Главке КГБ очень даже ценятся.И набирают Первый Главк не из МГИМО и театральных училищ,а из другого института.
Алексей./хмуро/.Из какого?
Владимир Михайлович.А из такого куда вы и собирались поступать,/видя недоумения на лицах обоих парней/.Из университета.Только с другого факультета.С исторического.
Алексей и Николай./с недоумением/.С исторического?
Владимир Михайлович.Да,с исторического.
Алексей.Не может быть!
Владимир Михайлович.Может!Поступаете,учитесь на отлично,участвуете в олимпиадах и общественных мероприятиях,обязательно,а перед самым выпуском вас вызовут в деканат.Вы туда зайдёте,а декан выйдет погулять по делам.В деканате человек в строгом костюме,белой рубашке и галстуке выдаст вам для заполнения анкеты,по результатам которых и результатам вашей учебы некоторые избранные будут приглашены продолжить учебу уже в другом институте,главном.
Алексей.А причём тут участие в общественных мероприятиях?
Николай.Почему важно участвовать?
Владимир Михайлович.За вами всё время будут наблюдать как вы ведёте себя в разных коллективах и решаете поставленные задачи.Это затем будет влиять на решение о вашем приглашении.Как-то так.
Николай.Да ну-у.
Алексей.Мне кажется это бред какой-то.
Георгий Иванович./к Владимиру Михайловичу/.А ежели ему в разведку не к комитетчикам податься,а в ГРУ Генерального штаба,так сказать?
Владимир Михайлович.Это надо будет тогда в Высшее войсковое командное училище поступать.Пехотное там,танковое,артиллеристкое,любое,но лучше погранучилище.
Алексей.Почему лучше в погранучилище?
Георгий Иванович.Пограничники ведь к комитету относятся.Можно сказать это прямо они и есть.
Владимир Михайлович.А там всё так же.Сначала отличник боевой и политической подготовки,а затем уже могут пригласить продолжить учёбу в ихнем головном институте.
Алексей./со скепсисом/.А могут и не пригласить.
Владимир Михайлович.Могут и не пригласить,да.Но тебе деваться-то некуда,туда самотёком вообще не берут.Да и в комитет тоже.
Виталий Степанович.Больно много желающих.
Алексей и Николай замолчали и выглядят разочаровано и подавлено.Пауза на счёт пять.
Георгий Иванович./Алексею/.А может и в правду вам лучше в войсковое училище,а?
Алексей./с ехидцой/.Плох тот солдат,что не мечтает стать генералом?
Георгий Иванович.А может и генералом!Чем тебе генерал не угодил,к примеру?
Алексей.Да,не спорю,до генерала нелегко дослужиться.Зато потом в звании жизнь спокойная.
Георгий Иванович./постепенно закипая/.Спокойная говоришь?
Николай.Да разве же генералы в атаку ходят?
Георгий Иванович.А вы знаете что собой представляет общевойсковая атака?А главное сколько она длиться по времени?Допустим для стрелковой дивизии наступающей в первом эшелоне общевойскового наступления.
Алексей,Ну,не знаю.Наверное часа три.
Николай.Четыре?
Виталий Степанович.Ну,у некоторых может и часа три-четыре.
Георгий Иванович.Полчаса.А точнее если прямо на сам бросок трёх полков дивизии с рубежа атаки,то двадцать минут.
Алексей.Да ну!
Николай.Серьёзно?
Георгий Иванович.То что представляет собою самая важная,самая ответственная часть общевойсковой атаки стрелкового корпуса при поддержке танкового корпуса длится двадцать,ну тридцать минут./видя недоумение на лицах ребят/.В общем диспозиция такая.Совместная артподготовка дивизионной артиллерии вместе с артиллерий приданной таковому корпусу продолжается тридцать-тридцать пять минут.За это время расходуется стандартный боекомплект от тридцати до шестидесяти ящиков на одно орудие.Заранее все снаряды для артподготовки расположить рядом с орудиями нельзя,потому как если противник попадет своим огнём в этот скученный арсенал,то сдетонирует так.что разнесёт не только все батареи,но и весь корпус.Мокрого места не останется.Поэтому снаряды следующего боекомплекта в это время подвозят на грузовиках.Чтобы притартать один боекомплект для одного орудия между прочим нужны от одной до трёх грузовиков-полуторок на каждое,в зависимости от калибра.А бывает орудий в батареях корпуса от четырёхсот до шестисот,как укомплектуют.Поскольку батареи успевают отстреливать штатный боекомплект быстрее чем успевают подвести и разгрузить следующий,то с нашей стороны через полчаса возникает артеллерийская пауза или сильно снижается интенсивность огневой поддержки.И пауза эта может занимать от часа до полутора.Поэтому задача первой стрелковой дивизии корпуса за первые десять минут артподготовки,за которую артиллерия основательно обстучит передний край обороны противника,а точнее её первую траншею,выйти с исходных позиций на рубеж атаки.И когда орудия перенесут огонь вглубь вражеской обороны подавляя его артиллерию и тем самым поддерживая свою пехоту,в этот самый момент вся первая стрелковая дивизия,а это около трёх с половиной тысяч стрелков должны в четырёхкилометровой полосе с рубежа атаки преодолеть пятьсот-шестьсот метров нейтральной полосы,выбить противника из первой траншеи и занять её.На всё-про всё примерно двадцать-двадцать пять минут,чтобы занять первую траншею.Это очень важно.Прямо кровь из носу.
Николай.А почему так важно занять первую траншею?
Георгий Иванович.А потому что стрелки бегут не с пустыми руками,а с миномётами.С ротными и полковыми.И в каждом полку их,представьте себе,по восемьдесят штук.По меньшей мере триста пятьдесят на дивизию.А миномет нельзя разворачивать в поле.Необходимо укрытие.Иначе траншея.И вот когда наступает наша так называемая артеллерийская пауза,наша дивизионная минометная артеллерия продолжает напрягать,сами понимаете как,артиллерию противника.Если займет первую траншею.А немец вояка осторожный.И когда ему шибко горячо приходится,он начинает снимать свои орудия с насиженных мест и перемещать их на заранее приготовленные запасные позиции.Тогда и у немецкой артиллерии тоже в свою очередь тоже возникает артиллерийская пауза.Часа на полтора.Светывание батарей,перемещение,развертывание.И вот в эту самую паузу,так сказать артиллерийское вражеское затишье,весь наш гвардейский танковый корпус при поддержке второй дивизии гвардейского стрелкового корпуса,стоящие позади в двух трёх километрах от исходного рубежа,выдвигаются из глубины и развивают второй эшелон атаки на вторую,третью траншею противника и огневые позиции в глубине обороны.Сминают их и выходят на оперативный простор.Только немец был хитрый через чур и частенько любил в последнюю ночь перед нашей атакой часть своих батарей скрытно под покровом темноты передвинуть на другие позиции,которые заранее не были выявлены и сфотографированы нашей разведкой.
Владимир Михайлович.Прямо как Наполеон под Аустерлицем!
Георгий Иванович.Да,примерно как Наполеон.И поэтому эти вражеские батареи не попадали в сектор артиллерийской поддержки нашей атаки.И вот теперь попробуйте представить себе такую ситуацию.Началась наша атака:наша артиллерия обстучала первую траншею противника,моя пехотная дивизия выдвинулась с исходных позиций на рубеж атаки.Затем поддерживающий огонь наших батарей переводится вглубь обороны противника для подавления его арты по заранее разведанным и сфотографированным планам.В этот момент,пока пехота противника очухивается в своих окопах,дивизия рысью с рубежа атаки двинулась по нейтральной полосе вперёд.Всё вроде бы идёт как положено как учили,всё по плану.Вдруг,внезапно когда наши стрелки оказываются на самой середине нейтральной полосы,те самые неучтенные перепрятанные противником артиллерийские батареи открывают беглый заградительный артиллерийский огонь осколочно-разрывными снарядами и весь личный состав дивизии залегает на середине нейтральной полосы.И сложность в том,что обнаружить эти самые перепрятанные противником батареи,чтобы прицельно по ним перевести огонь нашей артиллерии не так просто.Для это надо время,и немало времени,а его нет.Дивизия лежит посреди полосы,боекомплект у наших батарей заканчивается,а часики тикают в твоей голове:тик-так,тик-так,тик-так,тик-так.Вот-вот скоро должна наступить наша артиллерийская пауза.Может через пятнадцать минут,а может через десять.Часть последних снарядов боекомплекта могут резервироваться в неприкосновенный запас.А позади командного пункта дивизии в двух-трех километрах сосредоточен второй эшелон атаки:сто восемьдесят танков стоят и ждут своей очереди.Под парами стоят,с включёнными на холостых двигателями и только хрюкают выхлопами перегазовки.Три с половиной тысячи бойцов второй пехотной дивизии спешно грузятся в сто двадцать уже заведённых грузовиков.От этого гул,дрожь земли стоит такая.что на командном пункте ты её не просто слышишь,а прямо-таки всем телом,всеми поджилками своими чувствуешь.И часики тикают в висках у комдива:тик-так,тик-так,тик-так,тик-так.А твоя дивизия лежит на нейтральной полосе и ты только видишь в перископ как санитарочки с красными крестами на подсумках мечутся по полю и мелькают белыми бинтами перевязывая раненых.И вся эта армада второго эшелона что находится в трёх километрах у тебя за спиной и вскоре вот-вот двинется в этот четырёхкилометровый створ где лежат бойцы твоей дивизии прямо под огонь неподавленной вражеской артиллерии.И что самое досадное,что наши танки поддержки пехоты оторвались и приближаются к первым траншеям и самых прытких из них немец уже вовсю закидывает гранатами.Это ведь мои лежащие стрелки должны сопровождать танки и отстреливать этих метателей.А дивизия лежит и время идёт.Вот скажите пожалуйста на милость:что делать в такой ситуации командиру дивизии?/за столом воцарилось дружное молчание,пауза/.А часики тикают уже не в голове у комдива,а в груди:тик-так,тик-так,тик-так,тик-так.Как секундомер у физрука на физкультуре.И надо бы сделать последний рывок в 150-200 метров до первой заветной траншеи,да только снаряды рвутся вокруг.Может быть не так густо как при артподготовке,но всё равно достаточно чтобы дивизия залегла.И подняться её уже нелегко,не так как с рубежа атаки,потому как кто-то уже убит,кто-то ранен,кто-то боиться,как банально бы это не прозвучало.О том как нелегко поднять залёгшую дивизию в книжках не пишут и в художественных фильмах не показывают.И уже не часики тикают в груди у комдива,а будто какой-то тяжёленный молот бьёт по наковальне в груди:бу-бух-бу-бух-бу-бух-бу-бух.Что делать в такой ситуации командиру дивизии?/тишина за столом продолжается секунд пять-семь/.И тогда командир дивизии снимает свою фуражку,надевает её на голову начальнику штаба,сам берёт у ординарца автомат ППШ,выбегает из КаПэ и на командном «виллисе»,всё время крича в ухо своему шофёру:быстрей,быстрей,мчится эти долгие полтора километра по зелёнке прямо на середину нейтральной полосы к своим бойцам.И там уже рядом со своею пехотой спешивается,прижимает автомат ППШ его круглыми патронным диском к брюху./Георгий Иванович показывает на себе/.Прикрывает ещё его для надёжности с боков локтями и ведёт свою дивизию в полный рост с непокрытой головой,чтобы все бойцы видели что это сам командир дивизии лично ведёт свои полки в свою главную и возможно свою последнюю атаку.И тогда встают сначала старшие офицеры,затем младшие,затем прапорщики,старшины,сержанты,ефрейторы и весь личный состав дивизии…
Галина Николаевна.Прямо не на шутку разошёлся,старый вояка.Давай-ка я лучше давление то тебе померяю.А то покраснел весь.
Георгий Иванович нехотя закатывает рукав.В это время Галина Николаевна достает на кухне тонометр с рукавом манжеты и грушей и фонендоскоп и начинает мерять ему давление. Все в ожидании умолкают и только где-то в глубине коридора слышны чьи-то едва сдерживаемые смешки.
Георгий Иванович.Слушай,Галина,а Ленка-то где?Нет ведь её до сих пор?
Галина Николаевна./закончив мерять давление снимает манжету с руки Георгия Ивановича/.Сама не знаю.
Георгий Иванович.Поздно ведь уже.
Галина Николаевна.Вообще-то да странно что её долго нету./из глубины коридора вновь раздались чьи-то с трудом сдерживаемые смешки,на этот раз привлекшее внимание Галины/.Пойду-ка посмотрю,что там за дверью происходит.
Галина Николаевна направилась из комнаты в коридор и скрылась в его глубине.
Николай.А почему именно с автоматом шли в атаку?Он же тяжелый!Да!Я такой в музее боевой славы в руках держал.
Алексей.В атаку ведь сподручней с пистолетом ходить?Нам на плакатах в школе показывали.
Георгий Иванович.С пистолетом в атаку только на плакатах и ходят.С ним в атаке долго не проживешь.Мне надо же бойцов поднять и не красиво погибнуть,а показать на личном примере,что можно выполнить задание.А с автоматом ППШ его круглым патронным диском брюхо прикроешь и вперед.
Виталий Степанович.В брюхо ранение самая дрянь. Пуля или осколок попали в живот,всё,считай не боец.
Георгий Иванович.А с другими попаданиями пулевыми или осколочными можешь ещё добежать до первого вражеского окопа,так сказать,на кураже.А там глядишь и санитарочки подсобят.
Галина Николаевна./из коридора,её пока не видно/.О горе,горе дед Георгий!Ты только посмотри на это чудо гороховое!Ишь что удумала.И где только достала.А ну дай сюда!
Лена./жалобно/.Ну баб!
Галина Николаевна.Дай,я сказала!/коротка возня в глубине коридора/.Вы только взгляните на этих…Стыдоба-стыдобища!Полюбуйтесь,полюбуйтесь!
С этими словами Галина Николаевна вытолкнула Лену и двух её подружек из коридора в арку комнаты,а сама в гневе прошла на кухню как бы отстраняясь от этого безобразия оставляя это нас суд Георгия Ивановича и его гостей.На переднем плане Лена во всей свое красе:На коленке Лены не было никакого пластыря,там всё так же сияла страшенная короста в богатом зелёном обрамлении.Зато на голове у Лены появилась пышная шевелюра кудрей химической завивки,а губы были вымазанны яркой жирной импортной губной помадой от неумения и сильного старания с изрядным так сказать перебором.Помада далековато заходила за кайму губ и вид от этого у Лены приобретал характер не столько неловкий сколько по вокзальному вызывающий.Чуть поодаль позади Лены сияли две её подружки с точно такой же картиной на их лицах,правда без «химии».
Галина Николаевна.Гляньте,гляньте!
Георгий Иванович./сидевший спиной к коридору,развернуляся чтобы посмотреть что же такое присходит.Секунд пять внимательно рассматривал свою внучку и двух её подруг/.Да-а.Эх.Лена,Лена,Лена,Лена…
Галина Николаевна./не может уняться/.Губы до колена!
Лена./готова разрыдаться/.А что сразу до колена-то?Вот всегда так!Чуть что,так сразу до колена!
Георгий Иванович./строго и разочаровано/.Разговорчики в строю!
Галина Николаевна./не унимается/.Удивила.так удивила!Нечего сказать.
Георгий Иванович.Значит так,Лена!Тебе назначается два наряда вне очереди./Медленно повернувшись и посмотрев на Виталия Степановича,пребывавшего в недоумении от происходящего,вновь повернулся к девочкам/.В отделении санитарии и гигиены!Понятно?/Лена уже давящаяся от слёз молча кивает головой/.И вам голубушки/переводит взгляд на подружек Лены/тоже по одному наряду,каждой!/произносит уже помягче/.Чтобы Ленке одной не скучно было.На этом,пожалуй,всё,закончим представление.Свободны!Кругом!Шагом…
Владимир Михалович./внезапно,громко/А мне нравиться!Ты,Георгий,обожди принимать решение-то.Девчонки уже не маленькие,взрослые.Могут делать всё что посчитают необходимым.Намерения их понятны,хотели гостям показаться,так сказать во всей красе.
Галина Николаевна.Ага!Чтобы обалдели все!
Владимир Михайлович.Я вот ничего плохого в этом не вижу.А то что немного так сказать переборщили с краской на портретах,так это ведь не по злому умыслу./обращается к Виталию Степановичу/Да ведь?/ко всем/А от недостатка умения.Их же никто этому не научил/косо поглядывает в сторону Галины Николаевны/.
Галина Николаевна.Ну здрасьте!Вот те раз!Ещё чего!Ага!Приплыли вечером гагары!
Владимир Михайлович./обращается к Виталию Степановичу/.Вот ты,Виталий,как думаешь по поводу такой картины?
Виталий Степанович./неуверенно,потому как ещё не понимает куда клонит Владимир Михайлович,но зная,что если Владимир что-то говорит.то говорит не зря/.Наверное так.
Владимир Михайлович./развивая приемущество/.Ну вот!Что я говорю!Может девочки хотели от души нас порадовать.так сказать по свойски,по девичьи,ну как могли…
Галина Николаевна.Порадовали!Обхохочешься!
Владимир Михайлович.Тут уже как получилось!Старались,видно же не вооруженным глазом,да и перебрали чуток!/обращается к Виталию Степановичу/.Так ведь это же не беда?Да,Виталий?Что замер?
Виталий Степанович./начиная понимать куда клонит Владимир Михайлович и потому становится уверенней/.Я тоже так думаю.
Владимир Михайлович./окончательно осмелев,видя ничейный результат и развивая наступление/.И вообще я считаю что девочкам всем нам надо непременно поаплодировать.
Виталий Степанович.Я за!/стал поднимать правую руку/.
Георгий Иванович от удивления в недоумении повернулся обратно к гостям и в этот момент осмелевшие Алексей и Николай вместе медленно синхронно подняли правые руки,голосуя за аплодисменты.Затем они все четверо вместе встали и стали хлопать девочкам в ладоши.Лена и подружки визжа от восторга ринулись в подъезд.Спустя секунду Лена вернулась.
Лена.Баб,можно я девчёнок провожу до дому?
Галина Николаевна./признавая свое поражение/.Через полчаса чтобы дома была!
Лена.Ба-а-аб!Отдай губнушку?
Галина Николаевна.Ага!Держи карман шире!
Лена показала Галине Николаевне язык и скрылась в глубине коридора.Георгий Иванович вместе со всеми встал из-за стола и вместе с Алексеем и Николаем стал прощаться с уходящими гостями.
Затемнение.
Сцена четвёртая.
Действие происходит следующей ночью в зале той же квартиры.В которой царит полумрак,общий свет выключен,только на столе тускло горит небольшая настольная лампа.Георгий Иванович молча сидит в пижаме на диване.Ему постелено на диване бельё,но ему не спиться.Двери в обе спальни закрыты.Около спальни Георгия Ивановича стоят чемоданы Алексея и Николая.Тихо открывается дверь другой спальни,женской,и от туда в зал осторожно входит Галина Николаевна.Дальнейший диалог происходит тихо,чтобы не потревожит сон молодых людей.
Галина Николаевна.Ты пашто не спишь?Летом ночи короткие.Уж рассвет скоро забрезжит.
Георгий Иванович.Да разволновался я маленько,разбудоражился так сказать.Всё никак отойти не могу.
Галина Николаевна.Ну ты уж дал стране угля сегодня,Георгий.
Георгий Иванович.Да а как тут не дать-то?Ведь…/осёкся/.
Галина Николаевна.А ты мне никогда не рассказывал что в генеральских-то погонах в атаку ходил.
Георгий Иванович.А зачем это было тебе знать,скажи пожалуйста?После войны-бахвальство,а по горячим следам,я тебе что,должен был в письме написать?
Галина Николаевна.А хотя бы и написать.
Георгий Иванович.Белены объелась?Ты же знаешь что на фронте все письма просматриваются до единого.Меня бы за такую поэму сама знаешь куда отправили.
Галина Николаевна.Куда бы тебя отправили?
Георгий Иванович.Куда-куда.В полковники!
Галина Николаевна.Ну отправили бы в полковники,потом опять в генералы.Эка,невидаль.
Георгий Иванович.Невидаль.Ты лучше скажи:что думаешь по поводу внуков Зои Матвеевны?Как они тебе?На деда похожи?Вынеси свой вердикт.
Галина Николаевна.Сказать как они мне?Приглянулись.Оба.Бравые ребята,не хуже деда.Подтянутые,бойкие,целеустремлённые…
Георгий Иванович./с иронией/.Целеустремлённые.Такие молодые,а уже с гонором,Нет чтобы служить по простому,по чести,так сказать,так им службу какую-то особенную подавай.С чувством каким-то,с тактом.с расстановкой.Ну,один то ладно,тренером стать задумал.
Галина Николаевна.А что?Хорошее дело.
Георгий Иванович.Не смею спорить,тренером-дело хорошее.Это куда ни шло,но второй то,второй.
Галина Николаевна.А что второй?
Георгий Иванович.А второй-то артист,понимаешь-ли!
Галина Николаевна.Так он вроде же на самом деле разведчиком стать хочет.
Георгий Иванович.Это он так,соскочил с кондочка,как мне показалось.
Галина Николаевна.Ты думаешь?/пауза на счет три./А почему бы ему и не стать артистом,а,Георгий?Что в этом плохого?
Георгий Иванович./переспрашивает,чуть закипая/.Что в этом плохого?А ничего что у него дед был танкист?
Галина Николаевна.Да,припоминаю.Был танкистом.Точно.Он же по моему у Рыбалко в корпусе служил?
Георгий Иванович.У Лелюшенко./пауза на счёт пять/.Ты представляешь,его дед служил в корпусе у самого Лелюшенко,а внук у него будет…артист.Тьфу!
Галина Николаевна.Ну не кипятись,не кипятись,Георгий.Вспомни-ка ты лучше себя в пехотном училище в ихние годы.
Георгий Иванович.А что там такого было со мной в училище?
Галина Николаевич.Ты вспомни,вспомни,Георгий...А я спать пойду,а то завтра рано вставать.И ты давай ложись,долго не сиди.
Галина Николаевна уходит в спальню.Георгий Иванович остается сидеть на диване неподвижно и о чём то думать.Медленно наступает затемнение до полной темноты.Пауза на счет пять.Внезапно включается прожектор и узким столбом света,метра три в диаметре освещает середину зала.В этот пятачок света входит молодой человек восемнадцати-двадцатилетнего возраста в форме солдата пехотных частей РККА и начинает танцевать солдатский танец с чечёткой и вприсядку.По окончанию танца свет гаснет.
Сцена пятая.
Сценография та же,что и в третьей сцене.Яркое солнечное утро следующего дня.Галина Николаевна и Лена хлопочут на кухне.В зале за столом завтракают Алексей и Николай.Они сдержанно торопятся.Закончив трапезу встают из-за стола,берут рядом стоящие чемоданы и направляются к коридору.Георгий Иванович находится в зале в качестве основного провожающего и находится в тревожном недоумении отчего так рано и поспешно абитуриенты покидают его дом.
Алексей и Николай./вместе/.Спасибо вам огромное,Георгий Иванович за то что выручили нас и приняли как родных!За ужин,за ночлег…
Георгий Иванович./перебивая/.Да куда вы так торопитесь то?Ещё не успели даже толком позавтракать,а уже хвать за чемоданы.Куда вот вас понесла сейчас нелёгкая?
Алексей и Николай./вместе/.Мы в университет,Георгий Иванович.
Георгий Иванович.Так в университет рано ещё.Вас сейчас с утра в общежитие никто не заселит.Кастелянша,та только к двенадцати подойдёт.С поездов-то и электричек иногородние до самого позднего вечера тянутся,вот у неё и смещён рабочий график.Вы мне поверьте,уж я то знаю.
Алексей..Да мы не в общежитие,Георгий Иванович.
Георгий Иванович.А куда-же тогда,прошу прощения за любопытство?
Николай.Мы в библиотеку.
Георгий Иванович.В библиотеку?С утра?
Алексей.Да,Георгий Иванович,в библиотеку.Мне бы историю подтянуть надо,наверстывать так сказать,упущенное.Времени ведь всё меньше и меньше остается до экзаменов.
Николай.А я химию с биологией буду штудировать.Не хватает мне в этих предметах уверенности.
Алексей и Николай./вместе/.А сочинение,думаем,мы напишем!
Георгий Иванович.Ну добре,добре.Как решили так пуская и будет.Если что,двери моего дома для вас всегда открыты./в проеме двери на кухню показалась любопытная кудрявая голова Лены/.
Галина Николаевна.Ежели оголодаете совсем.то не стесняйтесь-приходите.Я вас всегда подкормлю.
Алексей и Николай./вместе/.Спасибо вам огромное,Галина Николаевна!Мы не забудем.будем помнить,до свидания!/уходят/.
Георгий Иванович неспеша направился к телефонному аппрату,снял трубку и набрал номер.
Георгий Иванович.Алло!Михалыч?Доброе утро!Это Георгий.Хочу тебя обрадовать:похоже Алексей взял курс по твоей части…Да-а.С утра побежал в библиотеку.Историю говорит будет подтягивать…Да-а…А Николай?А Николай похоже по пути Виталия Степановича…Да-а.Так что не зря мы вчера провели время.Не зря.Да-а…Ну давай!...Да.До скорого!Будь здоров!/кладет трубку/.
Походив по комнате,намереваясь сунуться на кухню,но там на шестиметровом пятачке хлопочут Галина Николаевна и Лена и третьему там по хорошему не место,ибо атмосфера между ними после вчерашнего налаживается медленно.Георгий Иванович взял с книжной полки свои любимые Воспоминания Георгия Константиновича Жукова и как обычно уселся читать в кресло у окна в зале.
Лена./ноет протяжно/.Баб,отдай губнушку,а?Ну отдай,пожалуйста.Жалко тебе что-ли?
Галина Николаевна.Ага,сейчас прямо!Бойкая какая!Рано тебе ещё!
И напряжение между бабушкой и внучкой вновь повисает в воздухе.Внезапно раздается телефонный звонок.Георгий Иванович кладет книгу в кресло,подходит к телефону и снимает трубку.
Георгий Иванович.Алло!Здравствуйте!Да…А,здравствуйте,Зинаида Семёновна!Доброе утро!Доброе…Узнал-узнал.Давно не виделись…Конечно.Да,на пенсии вместе с Галиной Николаевной…Живём помаленьку.Вот внучку нам дети на летние каникулы пожить одалживают,так что скучать не приходится…Конечно-конечно!Да ничего не стеснят,Зинаида Семёновна,что вы!Лена с Галиной будут в свое спальне,а ваши в моей…Я?А я в зале на диване перекантуюсь…Конечно-конечно,пускай приезжают.Будем их ждать с нетерпением…/несколько разочаровано/Как на одну ночь?..В общежитие?..Ну на одну так на одну!Сегодня?Вечером?..Пускай приезжают!Ждём!..До свидания Зинаида Семёновна!Не за что./кладет трубку/.
Георгий Иванович.Ты Зинаиду Семёновну помнишь,а?..Внуки приедут.В институты поступать будут.
Галина Николаевна.А как же!Интересно будет посмотреть на них!Оба приедут?Сюда?Надолго?
Георгий Иванович.Оба!Но говорят,что только на одну ночь.Потом хотят в студенческое общежитие устроиться./берёт телефонную трубку,набирает телефонный номер и с нетерпением ждёт телефонные гудки/.Алло!Михалыч?Это снова я,Георгий!Тут вот какое дело образовалось,Михалыч!Сегодня вечером прибытие новых абитуриентов намечается…Да-а-а…Не опять,а снова…Да знаю я что Виталий Степанович дежурит сегодня на сутках,так хотя бы ты…Ты,Михалыч.мне позарез нужен!Ты же понимаешь что я без тебя никак не управлюсь?..На смене?..Да,припоминаю,на смене,да…Надо что-то делать!..Ну так подменись ради такого случая…Послушай,Володя,подменись.а?Переложи,так сказать,ответственность на плечи своих коллег и приезжай?..Вечером…Ты же сам был вчера свидетелем что я не могу уже управиться с этой молодёжью?Без тебя никак!..Подменись,Володя!Очень тебя прошу!И вечером подгребай ко мне?Ага?Что скажешь?…Добре…Добре…Жду!
С этими словами Геогрий Иванович положил трубку.Казалось,что будто бы в этот самый момент он вновь пребывает в предвкушении переживания того самого необыкновенного чувство бога.Только какого-то нового,не такого какого ему доводилось испытывать раньше.Ещё не совсем знакомого и до конца не понятного…В этот момент на кухне внезапно раздается звук разбившейся вдребезги от удара об пол фарфоровой солонки.Занавес.
Свидетельство о публикации №225060701780