Истрия предательства

ИСТОРИЯ ПРЕДАТЕЛЬСТВА.
Распад Советского Союза

После своей инаугурации в январе 1989 года Джордж Буш-старший не стал автоматически следовать политике своего предшественника Рональда Рейгана в отношениях с Михаилом Горбачевым и Советским Союзом. Вместо этого он приказал провести стратегическую переоценку политики, чтобы разработать собственный план и методы работы с Советским Союзом и контролем над вооружениями.
Борис Ельцин произносит речь, стоя на танке перед зданием российского парламента в Москве, СССР, понедельник, 19 августа 1991 года. (AP Photo)

Однако условия в Восточной Европе и Советском Союзе быстро изменились. Решение Горбачева ослабить советское иго в странах Восточной Европы создало независимый демократический импульс, который привел к падению Берлинской стены в ноябре 1989 года, а затем к свержению коммунистического правления во всей Восточной Европе. В то время как Буш поддерживал эти движения за независимость, политика США была реактивной. Буш предпочел позволить событиям развиваться органично, осторожно, чтобы не сделать ничего, что ухудшило бы положение Горбачева.

Завершив обзор политики и приняв во внимание разворачивающиеся события в Европе, Буш встретился с Горбачевым на Мальте в начале декабря 1989 года. Они заложили основу для завершения переговоров по СНВ, завершения Договора об обычных вооруженных силах в Европе и обсудили быстрые изменения в Восточной Европе. Буш поощрял реформаторские усилия Горбачева, надеясь, что советский лидер преуспеет в переводе СССР на демократическую систему и рыночно-ориентированную экономику.

Решение Горбачева разрешить выборы с многопартийной системой и создать президентство в Советском Союзе положило начало медленному процессу демократизации, который в конечном итоге дестабилизировал коммунистический контроль и способствовал распаду Советского Союза. После выборов в мае 1990 года Горбачев столкнулся с противоречивым внутренним политическим давлением: Борис Ельцин и плюралистическое движение выступали за демократизацию и быстрые экономические реформы, в то время как жесткая коммунистическая элита хотела помешать реформам Горбачева.

Столкнувшись с растущим расколом между Ельциным и Горбачевым, администрация Буша решила работать в первую очередь с Горбачевым, поскольку они считали его более надежным партнером и потому что он пошел на многочисленные уступки, которые способствовали интересам США. Планы были продолжены подписанием соглашения СНВ. С выводом войск Красной Армии из Восточной Германии Горбачев согласился на воссоединение Германии и молчаливо согласился, когда недавно объединенная Германия вступила в НАТО. Когда Саддам Хусейн вторгся в Кувейт, Соединенные Штаты и советское руководство работали вместе дипломатическим путем, чтобы отразить это нападение.

Однако, несмотря на все эти позитивные шаги на международной арене, внутренние проблемы Горбачева продолжали расти. Дополнительные проблемы контроля Москвы оказывали давление на Горбачева и Коммунистическую партию, чтобы сохранить власть, чтобы сохранить Советский Союз целым. После падения коммунистических режимов в Восточной Европе, страны Балтии и Кавказа потребовали независимости от Москвы. В январе 1991 года в Литве и Латвии вспыхнуло насилие. Советские танки вмешались, чтобы остановить демократические восстания, что Буш решительно осудил.

К 1991 году администрация Буша пересмотрела варианты политики в свете растущего уровня беспорядков в Советском Союзе. Возникли три основных варианта. Администрация могла продолжать поддерживать Горбачева в надежде предотвратить распад СССР. В качестве альтернативы Соединенные Штаты могли переключить поддержку на Ельцина и лидеров республик и оказать поддержку контролируемой реструктуризации или возможному распаду Советского Союза. Последний вариант состоял в предоставлении условной поддержки Горбачеву, привлечении помощи и содействия в обмен на более быстрые и радикальные политические и экономические реформы.

Неуверенный в том, сколько политического капитала сохранил Горбачев, Буш объединил элементы второго и третьего вариантов. Советский ядерный арсенал был огромен, как и советские обычные силы, и дальнейшее ослабление Горбачева могло сорвать дальнейшие переговоры по контролю над вооружениями. Чтобы сбалансировать интересы США в отношении событий в Советском Союзе и продемонстрировать поддержку Горбачеву, Буш подписал договор СНВ на Московском саммите в июле 1991 года. Однако должностные лица администрации Буша также усилили контакты с Ельциным.

Неудачный августовский переворот 1991 года против Горбачева решил судьбу Советского Союза. Спланированный жесткими коммунистами, переворот ослабил власть Горбачева и выдвинул Ельцина и демократические силы на передний план советской и российской политики. Буш публично осудил переворот как «неконституционный», но ослабление позиции Горбачева стало очевидным для всех. Вскоре после этого он ушел с поста главы Коммунистической партии, отделив власть партии от власти президента Советского Союза. Центральный комитет был распущен, а Ельцин запретил деятельность партии. Через несколько дней после переворота Украина и Белоруссия объявили о своей независимости от Советского Союза. Прибалтийские государства, которые ранее объявили о своей независимости, добивались международного признания.

На фоне быстрых и драматических изменений в ландшафте Советского Союза чиновники администрации Буша отдали приоритет предотвращению ядерной катастрофы, сдерживанию этнического насилия и стабильному переходу к новым политическим порядкам. 4 сентября 1991 года государственный секретарь Джеймс Бейкер сформулировал пять основных принципов, которые будут направлять политику США в отношении новых республик: самоопределение в соответствии с демократическими принципами, признание существующих границ, поддержка демократии и верховенства закона, сохранение прав человека и прав национальных меньшинств, а также уважение международного права и обязательств. Основной посыл был ясен — если новые республики смогут следовать этим принципам, они могут рассчитывать на сотрудничество и помощь со стороны Соединенных Штатов. Бейкер встретился с Горбачевым и Ельциным, чтобы попытаться укрепить экономическую ситуацию и разработать некоторую формулу экономического сотрудничества между республиками и Россией, а также определить способы, позволяющие политическим реформам происходить регулируемым и мирным образом. В начале декабря Ельцин и лидеры Украины и Белоруссии встретились в Бресте, чтобы сформировать Содружество Независимых Государств (СНГ), фактически объявив о распаде Советского Союза.

25 декабря 1991 года советский флаг с серпом и молотом в последний раз опустился над Кремлем, после чего был заменен российским триколором. Ранее в тот же день Михаил Горбачев ушел в отставку с поста президента Советского Союза, оставив Бориса Ельцина президентом нового независимого российского государства. Люди во всем мире с изумлением наблюдали за этим относительно мирным переходом от бывшего коммунистического монолита к нескольким отдельным странам.

С распадом Советского Союза главной целью администрации Буша стала экономическая и политическая стабильность и безопасность для России, стран Балтии и государств бывшего Советского Союза. Буш признал все 12 независимых республик и установил дипломатические отношения с Россией, Украиной, Белоруссией, Казахстаном, Арменией и Киргизией. В феврале 1992 года Бейкер посетил оставшиеся республики, и были установлены дипломатические отношения с Узбекистаном, Молдовой, Азербайджаном, Туркменистаном и Таджикистаном. Гражданская война в Грузии помешала ее признанию и установлению дипломатических отношений с Соединенными Штатами до мая 1992 года. Ельцин встретился с Бушем в Кэмп-Дэвиде в феврале 1992 года, за которым последовал официальный государственный визит в Вашингтон в июне. Лидеры Казахстана и Украины посетили Вашингтон в мае 1992 года.
Во время визитов в Вашингтон политика, экономические реформы и вопросы безопасности доминировали в разговорах между Ельциным и Бушем. Первостепенной заботой было обеспечение безопасности ядерного арсенала бывшего Советского Союза и обеспечение того, чтобы ядерное оружие не попало в чужие руки. Бейкер ясно дал понять, что Соединенные Штаты могут предоставить финансирование для обеспечения безопасности ядерного, химического и биологического оружия в бывшем Советском Союзе. Закон Нанна-Лугара учредил Программу совместного уменьшения угрозы в ноябре 1991 года для финансирования демонтажа оружия в бывшем Советском Союзе в соответствии с Договорами СНВ и РСМД и другими соглашениями. Буш и Бейкер также работали с Ельциным и международными организациями, такими как Всемирный банк и МВФ, для оказания финансовой помощи и, как можно надеяться, предотвращения гуманитарного кризиса в России.
Оглавление

    1989–1992 : Президентство Джорджа Буша-старшего
    Конец апартеида
    Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), 1989 г.
    Падение коммунизма в Восточной Европе, 1989 г.
    Распад Советского Союза
    Распад Югославии, 1990–1992 гг.
    Площадь Тяньаньмэнь, 1989 г.
    Война в Персидском заливе, 1991 г.
    Мадридская конференция, 1991 г.


Рецензии