Нравственность и государственность. Уроки истории
О постсоветской культуре. Часть-1
Эпиграф:
Британский мыслитель Эдмунд Берк, "Что такое свобода без мудрости и добродетели? Это величайшее из всех возможных зол; это безрассудство, порок и безумие, не поддающиеся обузданию"
…В качестве предисловия к этому эссе, хочется предупредить что я, иногда намеренно, в своём анализе произошедшего и происходящего в России, сгущаю краски. Но мне бы очень хотелось, чтобы я был неправ и потому, с воодушевлением приму критику тех, кто видит российскую жизнь не в таких темных тонах. Тут я руководствуюсь афоризмом одного древнегреческого философа «Счастье не в том, чтобы искать счастья, а в том, чтобы предупредить несчастья»!
…Сегодня, определяющим моментом в российской социальной системе, которая ещё не устоялась, не согласована ещё в общепринятых идеологических терминах, но уже управляет сознанием большинства россиян – является образованческая культура.
По принципам, это некий микст из российского кича, бездарных подделок англоязычных авторов, от литературы до архитектуры, и попыток возродить некогда существовавшие в Европе жанры и течения.
В любом случае, даже в политике, эта «национальная» культура вторична, и только незнание подлинной истории Запада, даёт возможность русским культурологам взахлёб, с эпитетами в превосходной степени, эту вторичность выдавать за что-то новое, иногда характеризуя это – как проявления мировой культуры...
... Возьмём политику.
Тут, после неожиданного и оглушительного поражения СССР в холодной войне, вследствие политического самопредательства номенклатуры и советских образованцев. Именно это послужило основной причиной не только развала Советской цивилизации, но и отравило сознание запутавшихся в идеологический лжи россиян, когда рассыпающаяся на части Российская Федерация, объявила себя правопреемницей Российской монархии!
Странное сочетание либерально настроенных номенклатурщиков и националистов дореволюционной формации, создали некий социальный политический гибрид, и это назвали российской «демократией».
Попытка управлять страной этими идеологизированными «кадрами» во главе с антисоветчиком Ельциным, закончилась экономическим и нравственным провалом – Советская Россия из супердержавы, в считанные годы превратилась в страну «третьего» мира. Финансовый коллапс, девяносто восьмого года, только подтвердил преступную безответственность молодых «реформаторов» и «бывшего» комсомольца Ельцина.
Напомню, что именно из бывших комсомольских «вожаков вышли не только Горбачёв и Ельцин, но и большинство их олигархов!
Невольно задаёшься вопросом: откуда появились эти «младореформаторы», где и кем они были воспитаны?
И проанализировав их биографии с удивлением понимаешь – все они бывшие комсомольские работники, их вождём был косноязычный Горбачёв, а после развала Союза, их возглавил бывший парт номенклатурщик, по совместительству борец за «демократию», Ельцин, а питательной почвой взрастившей эти поколения предателей и лицемеров, - образованческая культура, замешанная на примитивном атеизме и мещанских идеалах.
Так называемая «пост социалистическая» культура, выросла из чиновного полузнания и «псевдозападничества» - модного романтического течения в послевоенном Союзе.
Начиналось всё это с Хемингуэя, «Ста лет одиночества» Маркеса и закончилось Евтушенко, «поздним» Аксёновым и «Красным колесом» Солженицына.
Маяковский, Пришвин, Пастернак, Паустовский, Шолохов, Симонов, Платонов, Трифонов и ещё множество замечательных советских талантов – были забыты в угоду наивным бредням о процветающем Западе и его «передовой» культуре!
Социальный строй, существующий сегодня в России, никто не пытается чётко определить и это приводит к забавным, а иногда трагическим подменам.
При всём, что большинство российских людей с ностальгией вспоминают социализм и Сталина, страной управляет, сравнительно небольшой клан псевдо либералов, которых я называю образованцами.
Причина появления такой прослойки в России – полная дегуманизация, дехристианизация и в конечном итоге дезорганизация истории как науки. Мифы о западной демократии, навязанные стране кучкой «образованцев», породили малограмотных и бессовестных критиков социализма, а их антисоветизм вполне может привести и уже ведёт Россию к «либеральному» потребительству и алчности.
Попробуем это рассмотреть на примерах.
Литература...
Тот же миф о западном благополучии, породил спекулятивную критику всего советского в нашей истории и это ударило, прежде всего, по литература. Подлинные таланты советской литературы, были ошельмованы этими критиками, а часто, по умолчанию забыты.
Горький, Щолохов, Маяковский и ещё десятки замечательных поэтов и писателей или оболганы образованцами, или забыты критиками и издателями - остались одни «диссиденты» во главе с Солженицыным, которого сегодня тоже перестали читать - «Мавр сделал своё дело – мавр может уйти».
И советская культурная традиция была забыта, а на её место пришли «западные «шлягеры» - всё это происходило по известному провинциальному принципу – «нет пророка в своём отечестве».
А с уничтожением собственной литературы, были вырваны корни русской самобытности и новое поколение россиян воспитывалось русскими образованцами, чей идеал, в силу их полуграмотности и несамостоятельности, произрастал на «Западе» - все русское, советское стали называть презрительным словом «совок».
А с уничтожением русской, советской литературы и кино, которое питалось из тех же корней, изменились не только эстетические принципы, но главное, наступил этический коллапс таких базовых нравственных понятий как честь, совесть и порядочность.
Некому стало воспитывать идеалам христианства или коммунизма, пропало желание учиться и тяжело, продуктивно работать - всё рухнуло в одночасье!
Ведь недаром в России – писатель всегда был инженером человеческих душ, и он, в своих произведениях монтировал «национальный характер» на примерах добра и справедливости.
Девятнадцатое столетие в российской литературе взрастило таких литературных гениев как Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой, Чехов, Горький и ещё десятки значительных дарований, которые формировали и воспитывали Российскую интеллигенцию, ставшую на какое-то время лицом российской культуры.
Именно эти духовные руководители, воспитали российский «образованный класс», в традициях сострадания и сопереживания угнетённым и безграмотным народным массам, подготовили почву для социальной революции.
Однако весь склад российской монархической деспотии, изувечил самосознание этой культурной прослойки нации, сделал интеллигенцию рефлектирующей, переживающей народные тяготы и беды, но совершенно недееспособной - русский национальный менталитет, настоянный на православных догматах, сделал из «интеллигентных» обитателей российского общества мечтателей – «обломовых».
Конечно, долго такое состояние в обществе, не могло продолжаться, тем более, что мирный «образовательный» поход интеллигенции в народ, принёс только разочарование и породил «чёрную сотню»!
Тогда, в России вспыхнул народнический и эсеровский террор, началось противостояние «древней» монархии и социалистических, по сути христианских идей, отражавших чаяния русского народа о «небесном граде» свободы, равенства и справедливости.
Перед Революцией, русские интеллигенты, часто ценою собственных жизней поднимали народ на борьбу за эти религиозные идеалы, а их самоотверженность, а часто и гибель на эшафоте, воспитывали лучше всяких пьес и романов.
Однако, получив власть в 1917 году, в результате победы буржуазной революции, российская интеллигенция вдруг поняла, что неспособна этой властью распорядиться в интересах того народа, за который многие социал-революционеры отдали свои жизни.
Ведь, одно дело бороться с несправедливой властью, а другое – стать этой властью и строить государство на основах справедливости и братства. Именно поэтому, в Октябре семнадцатого, произошла пролетарская революция и к власти пришли сами народные массы, во главе с большевиками, которые в большинстве, тоже были людьми из народа...
…Интересно, что нечто похожее на ту, февральскую буржуазную революцию происходило уже в девяностые годы двадцатого столетия, когда «перестройщики», получив власть, в течение нескольких лет превратили Россию в вотчину «бандитски-олигархического капитализма».
Разница была в том, что российские интеллигенты имели совесть и были своеобразными «первохристианами», а бывшие комсомольцы были лицемерами и фарисеями без чести и совести!
Но вот пролетарская Революция победила, Советская Россия провела трагические реформы – коллективизацию и индустриализацию и благодаря этому выиграла схватку с мировым «злом», в лице фашизма и гитлеризма, а после Великой Победы, социальная мечтательность начала искать новые идеалы.
Известно однако, что в истории, победитель, как некая достигнутая цель или вершина, становится не нужен, делается лишним в процессе развития общества - он, победитель, всё всем доказал и потому забыт.
Во многом поэтому, и в поздне-советской литературе, на место неистового Корчагина, Павлика Морозова и Мальчиша - Кибальчиша пришли новые «весёлые жулики» типа Остапа Бендера или новые «либеральные» Маниловы с их идеалом сытости и потребления.
И вот, постепенно, бесцельная мечтательность, благодаря «учителям - образованцам», была заменена на жёсткий прагматизм алчного типа, который далёк от протестантской этики труда и главное, совершенно не соответствует русскому национальному религиозному характеру. Насильственное внедрение в России, «псевдозападных» стандартов и идеалов, привело к нравственному хаосу, самопредательству, откровенному разврату, взяточничеству и бандитизму.
Иначе и быть не могло, потому что Россия имеет другие культурные и религиозные корни, а западное искусство, сама западная культура обусловлена этикой протестантизма и была реакцией на фарисейство и лицемерие официального католичества. Только столетия кровопролитных войн и борьбы позволили европейцам отстоять трезвый, искренний взгляд на веру и жизнь.
А в России, «образованцы» из рядов парт номенклатуры и высшего чиновничества, единственно имеющие доступ к «загранице», принимали и перенимали эту культуру без размышлений, по обезьяньи копируя внешнее и материальное в выстраданной веками западно-европейской культуре, не задумываясь о сущностях, которые начисто противоречат сложившемуся образованческому менталитету.
Существующее общественное сознание в России, подчинено идеалам компрадорской российской буржуазии, которые являются рекламными агентами культуры прозападной, в большей степени культуры англо-саксонской, при этом совершенно не зная истории Англии и Америки и не понимая основополагающих базисных её моментов.
Реальная англо-саксонская культура, в преломлении образованческого сознания, превращается в идеологический миф, внедрение которого в России успешно совершилось в восьмидесятые, девяностые годы двадцатого столетия.
В России, результатом такой «перестройки» сознания, стала система «олигархического капитализма» - некая смесь из «весёлой и наглой жуликоватости» и современной маниловщины, которую нынешние образованцы называют «либерализмом».
Но очень быстро власть «жуликов», способных только прислуживать и мошенничать, закономерно сменила власть бандитов и олигархов – ведь «свято место, пусто не бывает», а русские образованцы, совершенно неспособны к конструктивной работе – они только болтать мастера.
В стране, на место закона, который никто не уважал и не боялся, в течении считанных лет встали воровские понятия и закрутилась в России кровавая, самоубийственная карусель «прихватизации», которую до сих пор невозможно остановить...
О кино...
Советское кино умерло даже раньше русско-советской литературы именно тогда, когда на политический Олимп вскарабкались доморощенные партийные либералы во главе с Горбачёвым - главные покровители тогдашних советских образованцев.
Народ это был полуграмотный и потому, не зная и не понимая причин преуспеяния Запада, они вдруг сделали свои выводы и стали слепо копировать западную, а точнее американскую, кинематографическую систему.
И эта идеологическая «отрава» рекой полилась, да и льётся по сию пору на голову российского обывателя. Я уверен, что во многом, то поражение, которое потерпела советская, российская культура, обусловлена прорывом американской, голливудской кинопродукции на российский рынок.
«Обёртка» этой кино-продукции: техника, мастерство режиссёров и исполнителей, вполне впечатлили россиян и они подпали под влияние пропаганды западного образа жизни а потому, бросились слепо копировать киношные сюжеты, «писать письма Джеймсу Бонду» чтобы он не «умирал» в очередной серии приключений, а приехал на жительство в Россию!
Тут всё понятно – кино в Советской России стало «высшим» искусством, а не развлечением, точно так же как «классное» авто, было не средством передвижения, а социальной «стигмой», обозначающей принадлежность к «высшим» классам.
А ведь Советский Союз, долгое время жил по революционным, почти христианским принципам, почти по монастырским уставам и тут, его резко окунули в язычество, которое какое-то время может нравиться доступностью примитивных развлечений и возможностью говорить и писать всё, что в голову взбредёт, как подростку нравиться, когда взрослые разрешают ему делать всё что он захочет – есть мороженое килограммами, до одурения играть в компьютерные игры, засыпать под утро и спать до вечера.
Но ведь это образ жизни проституток и карточных шулеров и очень вредит здоровью подрастающих поколений!
Когда «подросток» очнётся от такого свободного «кошмара», он уже становится физическим и моральным инвалидом и часто, назад дороги в светлое мечтательное детство уже нет - ему светит или наркопритон, или психушка, или тюрьма...
Нечто подобное испытало и советско-российское общество, ведь мало кто из чиновных «товарищей» знает, что на Западе, и не только в Швеции и Норвегии, уже давно построен социализм, а ролевой моделью был предвоенный и послевоенный Советский Союз.
Но я уже говорил о полном незнании и непонимании советскими реформаторами западного благообразия - они видели и верили в «капиталистический» миф, которого никогда реально не существовало, и который они увидели, в который поверили через голливудские «картинки»!
«Социализм с человеческим лицом» Горбачёва – это и есть попытка копировать такую модель жизни, которая в Союзе была совершенно неуместна.
Но образованцы, попытались её выстроить с помощью административного давления и антисоветской пропаганды, тем самым разрушив советскую цивилизацию, - западного уровня культуры не достигли, а свою российско-советскую потеряли.
Главной причиной отравления общественного сознания был бездумный идеологический сервилизм и неумение думать самостоятельно. Фальсификация истории СССР, подмена советской культуры на «либерально-образованческие» понятия и идеалы, были инструментами идеологической провокации, постепенно охватившей всю страну и заразившей общественное сознание.
Эта идеологизированная ложь развалила советские, социальные и государственные структуры и подорвала основы национальной самоидентификации, а навязанный либералами, извне и изнутри, «комплекс вины», разрушил веру в светлые идеалы и цели русской Революции и социализма. К тому же, временные экономические трудности стали дополнительным фактором ускорившим саморазрушение Советского Союза.
... Но чем хуже шли дела в реальной жизни, тем больше старались «либеральные реформаторы» - партийные пропагандисты, изобразить «застой» и даже реакцию в терминах «бури и натиска», то есть неуклонного движения вперёд, а государственная демагогия и лицемерие кремлёвских идеологов, стало средством для исторических подтасовок и обмана народа.
Нас, живущих в Союзе простых людей, тогда пытались уверить, что всё идет по «плану», а мы, зная что это ложь, делали вид, что верим в эту болтовню. Ложь парт аппаратчиков, уравновесилась всеобщим «пофигизмом» и пассивным сопротивлением этой демагогии и при таком расколе общества, уже невозможно было создать что-то реально значимое и передовое.
К этому пришла вся переродившаяся партийно-бюрократическая система, которая сама себя назвала «победившим социализмом» - партийные функционеры – номенклатурщики, вместо того чтобы исправлять ошибки и решать неотложные экономические проблемы утверждали, что «жизнь становится лучше и веселее».
Они сами себя объявили победителями соревнования с западным капитализмом, а как известно, в политике, я об этом уже говорил выше, победитель уже никому не нужен, потому что цели достигнуты, процесс закончился и пора начинать что – то новое.
Вот это «новое» и началось, под эгидой поисков «подлинной» демократии и эти поиски продолжаются по сей день!
Основой идеологической системы, которая сформировалась сегодня в России, является мировоззренческая неразбериха, базой для которой становится беспринципная и приспособленческая идеология образованцев и в первую голову это отразилось в самом массовом искусстве – в кино. Помимо экономической разрухи, главным здесь явилось разрушение нравственности, связанное с исчезновением понятий совести, благородства и чести.
Всё это, привело за собой «первобытный» хаос инстинктов, основанный на финансовых спекуляциях и на примитивной жадности - алчности.
Советское кино, как кино для трудящихся и для народа, перестало существовать и ему на смену пришло кино американское, коммерческое, а оно, прежде всего обслуживает моменты сексуальные и инстинкты выживания людей, что было очень созвучно ситуации в Союзе и собственно в России с 1985 по 2005 годы.
И конечно, то что мы называем сегодня возрождением российского кино – это, часто, перелицованный и упрощённый «вторичный» Голливуд!
2011 год. Лондон. Владимир Кбаков
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно- историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
Свидетельство о публикации №225060700005
Совсем безголовый.
Александр Ресин 07.06.2025 18:35 Заявить о нарушении