Первый учитель

               
              Преподаватель  истории  зеленоградской  школы № 854  Александр  Оджо  недавно  одержал  победу  в  профессиональном  конкурсе  «Педагоги  года  Москвы»  и  теперь  готовится  к  соревнованиям  за  звание  лучшего  учителя  России.  Победителя  поздравил  мэр  Москвы  Сергей  Собянин. 
             Не  осталась  в  стороне  и  редакция  газеты  «41»,  публикуя  материал  о  первом  учителе  столицы.  Тем  паче,  что  об  Александре  и  его  интереснейшем  методе  преподавания,  окрещенным  им  визуализацией,  мы  уже  рассказывали  в  очерке  «Доспехи  для  учителя»,  увидевшим  свет  в  номере   от  29  сентября  2023  года
                О  ВАЖНОМ
            
            Одной  из  любимых  песен  нашего  героя,  а  по  совместительству  еще  и  лектора  российского  общества  «Знание»,  по  праву  является  «Виноградная  косточка»  несравненного  Булата  Окуджавы.  Почему?  Александр  рос  в  семье,  где  бардовская  тема  всегда  была  актуальной.  Сколько  себя  помнит  его  бабушка,  мама  всегда  слушали  песни  Юрия  Визбора,  Юлия  Кима,  Сергея  Никитина  сперва  с  виниловых  пластинок,  а  затем  и  с  магнитофона.  Вне  конкуренции  был  Окуджава.  Вот  почему  «Виноградная  косточка».  Там  есть  такие  слова:               
                «И  друзей  созову,
                На  любовь  свое  сердце  настрою,
                А  иначе  зачем  на  земле  этой  вечной  живу?..»
             
            И  дискурс,  посланный  Поэтом  Арбата,  многое  объясняет  в  характере  Александра,  поскольку  он  себя  и  не  мыслит  в  иной  ипостаси,  только  как  человека  любящего,  стремящегося  общаться  и  нести  солнечный  свет  знаний  людям.  Зачем  еще  жить?  Какой,  кроме  названной,  еще  может  быть  цель  жизни  -  подарка  небес?

           - Хочу  вас  поздравить  словами  подписчиков  вашего  блога  ВКонтакте.  Одна  из  них  -  зеленоградка  Елена  Клейменова,  не сомневавшаяся  в  вашей  победе:  «Не  понимаю,  где  Вы  берете  силы  и  энергию  для  всех  начинаний,  при  этом  готовите  детей  к  экзаменам,  бегаете  по  утрам  и  ухитряетесь  путешествовать?..  И  нет,  я  не  завидую,  а  восхищаюсь!»
          - Спасибо!  Именно,  бегая  по  утрам,  а  также  ухитряясь  еще  и  путешествовать.  Одним  из  самых  важных  стало  путешествие  прошлым  летом  в  зону  специальной  военной  операции,  в  ДНР …  После  этой  поездки  мне  стало  очевидно  как  нужно  подавать  тему  СВО  в  первую  очередь  на  уроках,  посвященных  патриотическому  воспитанию.
          - Речь  идет  о  мастер-классах  по  истории?
         - Мы,  а  нас,  людей  разных  профессий,  объединенных  желанием  чем-то  помочь  детям,  страдающим  от  бесчеловечных  обстрелов  ВСУ,  набралась  целая  делегация.  И  мы  не  только  проводили  мастер-классы.  Просто  беседовали,  пытаясь  понять  чего  не  отнять  у  наших  новых  соотечественников  никакими  беспилотниками  и  Хаймарсами.  Побывали  в  Донецке,  Волновахе,  Горловке,  Ясиноватой  -  там,  где  еще  не  так  давно  шли  ожесточенные  бои.  Стали  гостями  бойцов  специальной  военной  операции,  осталось  много  впечатлений от  бесед  с  воинами,  отстаивающими  Родину  от  украинских  неофашистов. 
            Завели  много  друзей,  все  время  переписываемся.  И  они  в  числе  первых  отреагировали  на  недавнюю  атаку  дронами  нашего  Зеленограда.  Мой  товарищ  из  Донецка,  бывший  коллега,  долгое  время  преподававший  в  школе,  Никита,  написал  мне  в  Телеграмме:  «Сочувствую!  И  до  Зеленограда  долетели!» …
         - Да,  событие,  к сожалению,  из  ряда  экстраординарных.  Но,  слава  Богу  и  нашей  ПВО,  обошедшееся  без  жертв …
         - По  свежим  следам  мне  писали  в  соцсетях  такие  авторы,  с  которыми  я  раньше  и  знаком-то  не  был.  Действительно,  беда  объединяет …
         - Наверное,  ЧП  в  зеленоградском  небе  как-бы  продолжает  тему  вашего  финального  задания  на  конкурсе  «Учитель  года»?  Вы  тогда,  насколько  мне  известно,  представили  на  суд  Большого  жюри  тему  эгоизма  в  соцсетях?
         - Совершенно  верно!  С  помощью  супруги  Анастасии,  которая  здорово  придумала,  как  развернуть  эту  тему,  и  удалось  одержать  победу.  Мы  решили  пойти,  как  говорится,  от  обратного.  Противопоставили  носителям  утверждения:  «Ты  никому  ничего  не  должен!»,  другое  утверждение:  «Заботясь  о  себе,  заботься  об  окружающих!»
             В  качестве  историчесского  примера  мы  привели  реальную  купеческую  многодетную  семью  Сорокиных (начало  20  века)  и  доказали,  что,  если  бы  условный  «эгоист»  рос  в  подобной  семье,  он  ни  в  коем  случае  не  стал  бы  мыслить  аналогичным  образом …
               
                … НО  ИСТИНА  ДОРОЖЕ!
         
           Учителю  Александра  Македонского  приписывают  следующие  слова:  «Платон  мне  друг,  но  истина  дороже!»  А  еще:  «Корни  образования  горьки,  но  плоды  сладки» …
           Александр  Оджо  с  ним  абсолютно  согласен.  Кому,  как  не  покорителю  мира  судить  о  великих?  Показывая  гениального  учителя  на  своих  уроках  в  плаще  из  тонкой  материи  похожем  на  тот,  что  носил  Аристотель,  Оджо  старается  донести  до  своих  воспитанников  все  величие  мыслителя,  заложившего  основы  целостной  философии  и  разработавшего  знаменитое  учение  о  сущности  и  сущем.  Учителя,  о  котором  впоследствии  его  великий  ученик  отзывался  следующим  образом:  «От  отца  я  получил  жизнь,  а  от  Аристотеля  -  то,  что  придает  ей  ценность …»

           - В  отличие  от  Аристотеля,  который  обучал  Александра  Македонского  в  четвертом  веке  до  нашей  эры,  используя  классическую  систему  преподавания  или метод  менторства,  вы  преподаете  миллениалам,  людям  третьего  тысячелетия …
          - Да,  и  потому  учитель  перестает  быть  «истиной  последней  инстанции».  И  вообще,  разница  между  педагогическими  практиками  Древней  Греции  и  современной  России  огромная.  В  наши  дни   ведь  ученики  располагают  целой  палитрой  средств  обучения, разнообразными  материалами  в  интернете.  Само  Время  предложило  учителю  иную  роль  -  модератора,  наставника. 
           Среди  его  задач  -  создание  условий  для  того,  чтобы  ученики  научились  грамотно  пользоваться  теми  самыми  ресурсами,  материалами,  о  которых  шла  речь.  Делать  это  нужно  самыми  разными  способами.  Можно  использовать  как  групповые,   так  и  индивидуальные  способы  работы  на  уроке.  Иногда  полезно  добавлять игры,  мозговые  штурмы,  чтобы  легче  было  справиться  с  заданиями  повышенной  сложности.  Главная  цель  -  пробиться  к  истине  и  тут  все  средства  хороши …
          - Кстати,  о  сложности.  Оценивая  финал  в  целом,  как  бы  вы  охарактеризовали  уровень  трудности  предложенных  заданий?
           - Скажу  честно,  задания  были  сложные.  Собственно,  иного  я  и  не  ожидал.  Финал  -  есть  финал!  Этим  все  сказано.  Помимо  прочего,  участие  приняли  и  активисты  -  из  «Движения  первых»,  например  -  задававшие  трудные  вопросы.  Ну  а  самое  главное  -  состав  Большого  жюри.  Сплошь  -  корифеи.  Один  только  Ефим  Лазаревич  Рачевский  -  руководитель  «Школы # 548»,  народный  учитель  России  -  чего  стоит!
          - Словом,  испытание  было  не  из  легких …
          - Я  бы  так  не  сказал.  Испытание?..  Дело  в  том,  что  для  меня  этот  конкурс,  как  и  любое  другое  соревнование  -  это  повод  для  учебы.  По-другому,  я  и  не  воспринимаю  самые  разные  мероприятия,  в  которых  доводится  участвовать.  Каждое  из  них  -  в  копилку  преподавателя,  поскольку  каждое  дает  пищу  для  размышлений,  а  стало  быть,  для  совершенствования  самого  учителя,  расширения  его  кругозора  и  способности  на  этой   основе  эффективно  разоблачать  фейки,  число  которых  по  нынешним  временам  зашкаливает.  Взять,  например,  проведенную  на  днях  в  городской  усадьбе  Е. И. Васильчиковой-С. А. Оболенского-Н. Ф. фон  Мекк,  мою  авторскую  лекцию:  «Женщины-предпринимательницы:  как  купчихи  управляли  усадьбами»
                Не  секрет,  что  тщением  правоверных  либералов  давным -давно  был  установлен  стереотип:  женщины  в  19  веке  были  бесправны.  На  протяжении  многих  лет  в  мире  бушуют  волны  борьбы  женщин  за  свои  права:  от  феминизма  -  до  постфеминизма.  Опровергая  представление  о  женщинах  19  столетия,  как  о  бесправных  и  безынициативных,  мы  вместе  со  слушателями  окунулись  в  историю  московского  купечества  и  узнали  о  нескольких  успешных  коммерсантках  той  эпохи.
                За  60  минут  мы  успели  узнать  о  бизнес-решениях  столичных  купчих  и  историях  талантливых  управленцев  того  времени …
               
               
    Х                Х                Х               
               
                Пожалуй,  самый  любимый  его  герой  -  историк  Мельников  из  культового  кинофильма  «Доживем  до  понедельника»  -  вызвав  к  доске  двоечника  Сыромятникова  и  влепив  ему  «единицу»,  сокрушенно  бросил  в  класс:  - Вот  послушаешь  такого  и  решишь,  что  Историю  вершили  одни  двоечники …
                Чтобы  исключить  саму  возможность  подобного  исхода,  историк  Оджо,  как  и  историк  Мельников,  готов  не  только  выставлять  «неуды»,  мотивируя  учеников  к  учению.  Не  только,  используя  свой  метод  визуализации,  выходить  к  доске  в  доспехах  римского  легионера.  Но  и  попытать  счастья  в  битве  за  «Хрустального  пеликана»  -  награды  лучшему  учителю  страны.
                Этот,  самый  значимый  преподавательский  смотр  России,  начнется  в  сентябре.


               


Рецензии