Принятие Христа
(А.С. Пушкин)
Пушкин современен и поныне, настолько далеко он смог заглянуть в зерцало истории, увидев намного дальше будущее России и свой личный конец. Но гений на то и гений, чтобы суметь предопределить ход истории и свою судьбу.
Перечитывая в который раз его стихотворения, понимаешь, что исследования его творчества меркнут перед тем, что он сам сказал о себе и о своей стране в своих стихах.
"Над вымыслом слезами обольюсь."
Это не только о творчестве.
Пророческая "Элегия" выходит далеко за временные рамки, она вне времени. Глубок смысл этого философского стихотворения.
Много домыслов витает вокруг его имени.
Фантазия многих авторов не знает границ, особенно о том жизненном и творческом периоде, про который сам Александр Сергеевич сказал в той же "Элегии" (1830):
"И может быть — на мой закат печальный
Блеснёт любовь улыбкою прощальной."
Да, последняя и самая яркая любовь Пушкина была к собственной жене, в словосочетании "улыбкою прощальной" виден весь трагический смысл ухода поэта.
"Печаль моя светла", — говорим мы.
Он, как человек, которому присуще было обострённое восприятие действительности, давно понял, что "на свете счастья нет, но есть покой и воля", он пишет это четырьмя годами позже, в 1834 году: "Пора, мой друг, пора!".
Вдумайтесь в эти слова: "Есть покой и воля", не они ли были изложены в учении Христа — стяжать смирение, а с ним придут покой и воля.
К концу своей короткой жизни Пушкин, переосмысливая её, напишет о покое, как о наивысшей добродетели на этой земле.
Не это ли проповедовал сам Христос, говоря, что, найдя покой в душе, человек находит Бога.
Только с этим приходит истинная благодать к человеку.
Нашёл ли покой великий поэт в этой жизни?
К концу жизни — да, нашёл.
Впитав с царскосельских времён вольнодумные идеи, он воплощает их и в своих стихах.
"Гаврилиада", "Монах" в духе Вольтера и другие говорят не только о вольнодумном Пушкине, но и Пушкине-богохульнике, не задумывающемся о своём конце.
Эти стихи никак нельзя назвать добродетельными, наоборот, в них сквозит насмешка, сарказм над высшими церковными понятиями.
Пушкина волнует устройство государства, из-под его пера выйдет наивысший литературный образец состояния государственной системы — поэма "Борис Годунов", чем не современное произведение? Один монолог Бориса скажет вам о всей системе власти.
Монолог Бориса.
"Достиг я высшей власти;
Шестой уж год я царствую спокойно.
Но счастья нет моей душе.
Не так ли
Мы смолоду влюбляемся и алчем
Утех любви, но только утолим
Сердечный глад мгновенным обладаньем,
Уж, охладев, скучаем и томимся? Напрасно мне кудесники сулят
Дни долгие, дни власти безмятежной —
Ни власть, ни жизнь меня не веселят;
Предчувствую небесный гром и горе.
Мне счастья нет.
Я думал свой народ
В довольствии, во славе успокоить,
Щедротами любовь его снискать-
Но отложил пустое попеченье:
Живая власть для черни ненавистна,
Они любить умеют только мертвых.
Безумны мы, когда народный плеск
Иль ярый вопль тревожит сердце наше!
Бог насылал на землю нашу глад, Народ завыл, в мученьях погибая;
Я отворил им житницы, я злато
Рассыпал им,я им сыскал работы —
Они ж меня, беснуясь, проклинали!
Пожарный огнь их домы истребил,
Я выстроил им новые жилища. Они ж меня пожаром упрекали! Вот черни суд: ищи ж ее любви.
В семье моей я мнил найти отраду,
Я дочь мою мнил осчастливить браком —
Как буря, смерть уносит жениха…
И тут молва лукаво нарекает Виновником дочернего вдовства Меня, меня, несчастного отца!. Кто ни умрет, я всех убийца тайный:
Я ускорил Феодора кончину,
Я отравил свою сестру царицу, Монахиню смиренную… всё я!
Ах! чувствую: ничто не может нас
Среди мирских печалей успокоить;
Ничто, ничто… едина разве совесть.
Так, здравая, она восторжествует
Над злобою, над темною клеветою. —
Но если в ней единое пятно, Единое случайно завелося,
Тогда — беда! как язвой моровой Душа сгорит, нальется сердце ядом,
Как молотком стучит в ушах упрек,
И всe тошнит, и голова кружится, И мальчики кровавые в глазах…
И рад бежать, да некуда… ужасно!
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста."
Только вдумайтесь в эти строки, ничего вам это не напоминает, и кто теперь скажет, что Пушкин неактуален, очень даже актуален, улавливая главный компонент власти — нечистая совесть.
"Борис Годунов" не только про время смуты, это и про наше смутное время.
Помериться силами с царём выходит юродивый, человек блаженный, верующий, а, как известно на Руси, они особенно почитались, в них видели люди как раз ту самую совесть, которой нет у царя.
Сила Бориса содержится в материальной плоскости — в государственной власти, а сила юродивого другого порядка, она бесплотна, но от этого не становится меньше, и Борис это понимает, есть сила, которую нельзя потрогать, но её можно ощутить всей плотью — это сила Духа.
Она может быть очень большой в слабом теле юродивого.
Что говорит юродивый, когда царь просит за него молиться?
"Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода — Богородица не велит."
Что же мы видим? Борис останавливает стражу, чтобы она не трогала блаженного, значит, ещё есть надежда, что совесть в царе не исчезла полностью и душа ноет оттого, что голос Бога в ней есть и он явственно говорит словами юродивого:
"Нет, нельзя, Борис."
Молиться нельзя. Нельзя. Грех это.
Насколько тонко чувствует поэт эпоху и личность государственного деятеля в ней, и насколько ему тяжко в своей эпохе, насквозь пропитанной отсутствием той самой совести.
Противоречия личности Пушкина лежат в противоречивости эпохи, в которой он жил.
И может, образ Гришки Отрепьева — это и есть тот самый Антихрист, который придёт в этот мир. Пушкин предугадывает события. Антихрист не может придти мирно и честно, он придёт обманом и зальёт всё кровью, и пострадает от этого, прежде всего, тот, в ком совесть ещё есть, в ком есть голос Бога.
Есть в "Борисе Годунове" ещё один персонаж — Пимен, летописец.
Образ Пимена — самый правдивый образ православного подвижника.
Сам Пушкин о таких людях, как Пимен, говорит: "Мы обязаны нашим монахам нашей историей, следственно, и просвещением".
Думается, что словами Пимена говорит сам автор стихов, ведь в какой-то степени он тоже стал летописцем своей эпохи, заглянувшим далеко за пределы своего времени:
"Еще одно, последнее сказанье—
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от Бога
Мне, грешному.
Недаром многих лет
Свидетелем Господь меня поставил
И книжному искусству вразумил;
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду—
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет, Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро — А за грехи, за темные деянья Спасителя смиренно умоляют."
Неужели словами своего героя говорит автор "Гаврилиады", неужели?
Переломным моментом в мировоззрении поэта явилась ссылка в Михайловское на 2 года.
А дальше? Пушкину 30, он — зрелый мастер, и происходит эволюция его личности на примере его героя Евгения Онегина из поэмы "Евгений Онегин".
Это и о нём — о Пушкине.
Чем ближе к финалу жизни, тем его сочинения становятся всё больше и больше наполнены философским содержанием.
Пушкин женится, здесь тоже происходит трансформация его личности.
Отец семейства уже не строчит направо и налево эпиграммы, хульные стихи на христианские темы, и всё больше из-под его пера выходят шедевры истинно богословского содержания.
Он с сожалением вспоминает о некоторых стихах молодости.
Душа его чувствует конец, ещё не находя подтверждения этому, но Пушкин — гений, он и тут может взглянуть на свою судьбу и в своих глубоких стихах прощается с жизнью.
"Если ничто в жизни не случайно, то менее всего случайна смерть".
(М. Волошин)
Случайности неслучайны.Так и с верой.Неслучайно, полностью приходит поэт Александр Пушкин, дитя своего времени, в конце жизни к Богу, что является доказательством его сознательного принятия Христа.
Его покаяния и смирения.
Свидетельство о публикации №225060700058