Митина любовь по повести И. А. Бунина, разбор
Митина любовь.
(по повести И. А. Бунина, разбор)
Конечно, я давным-давно знаком с произведением Бунина «Митина любовь». Перечитывал несколько раз, но как – то не доходила до сознания, - а в чем, на самом деле, причина самоубийства очень молодого человека, у которого, по сути, вся жизнь еще впереди.
Как это объясняет сам писатель? И вот тут начинаются трудности для меня.
Никак не мог точно уяснить причину, Бунин прямо не пишет, как в реалистичных романах, не объясняет.
Только тогда до меня дошло, что это произведение не так просто написано, - нужно попытаться самому разгадать скрытую писателем тайну.
То убеждение, что на самом деле Бунин объяснил причину самоубийства Мити, я нисколько не сомневался. Поэтому стал перечитывать очень внимательно.
Как я размышлял по ходу чтения, то есть, какие мысли у меня рождались?
Все дело в молодости героя – Мити. Не случайно
автор не называет главного героя Дмитрием, а просто – Митя.
Митя воображает себя взрослым, но им не является. Те подробные описания природы проходят мимо внимания героя.
Это описания автора, они отстраненные, но на самом деле автор описывает взросления Мити, его внутреннюю суть, то есть весна, молодость героя только начинает просыпаться.
Описание расцветающей природы это и есть те внутренние процессы Митиной молодости, его чувственности. Его стремления любить, а любовь, как ему кажется, пришла к нему зимой.
По сути, он к ней еще не готов, поэтому и не знает, что ему делать со своей любовью к этой молоденькой девушки – Кате.
Это трагедия Мити? В данном случае – это трагедия, она оказалась губительна для молодого человека.
А в другом случае и с другой девушкой и будь он более взрослее – это могло оказаться – счастьем. Но так не случилось.
Катя тоже юна и живет чужими заемными мыслями и искусственными, придуманными чувствами.
Но, вращаясь, якобы, в богемной артистической среде, считает себя более зрелой и опытной.
Но самом деле, все не так и у Кати. Героиня допустила физическую близость с Митей (только до последней черты не дошли).
Они беспрерывно целуются, оставшись наедине, ласкают друг друга: в общем, создают полную иллюзию любви.
(опять повторюсь, что здесь ничего кроме похоти нет и быть не может. Они разжигают себя, кормя свою страсть.
Почему так поступает Катя, почему она разрешает молодому человеку то, что возможно после свадьбы, кроме соития?
А она тоже – играет во взрослость и свободу, которую понимает, как распущенность.
Тем не менее, оба целомудренны, но уже развращены. Для Мити создается иллюзия полной любви, а для Кати полной свободы, как принято в театральной школе.
Чего не хватает нашим героям для настоящей глубокой любви и привязанности? Много чего. В первую очередь – опять повторюсь – взрослости. В чем это проявляется?
В том, что каждый думает о себе, - о своей жизни, чувствах желаниях, карьере, как Катя.
У них только один раз заходит разговор о предполагаемой, будущей семейной жизни и то говорит Катя, смеясь, о матери Мити: «Ты не можешь себе представить, как я заранее боюсь её».
Почему она боится матери Мити, - будущей свекрови. А все потому, что Митя и не подумал рассказать о своей матери так, чтобы Катя полюбила заочно эту женщину, с которой ей придется жить. Сына она полюбила, а маму, которая родила и воспитала её будущего мужа – боится. Как так?
А так, в сущности, и Катя не представляет свою жизнь с Митей. Это тоже – увлечение, которое быстро пройдет.
Чувствует Митя такое настроение Кати? Конечно. Только это проявляется в необоснованной ревности к лицам мужского пола.
Вот, как пишет автор: «Все чувства, из которых состояла его ревность, были ужасны, но среди них было одно, которое было ужаснее всех и которое Митя никак не умел, не мог определить и даже понять. Оно заключалось в том, что те проявления страсти, то самое, что было так блаженно и сладостно, выше и прекраснее всего в мире в применении к ним, Мити и Кате становились несказанно мерзко и даже чем противоестественным, когда Митя думал о Кате и о другом мужчине».
Как это объяснить? А это детская форма собственности, когда ребенок признает только свою игрушку, которая ему нужна и немедленно необходима и он не может с ней расстаться.
Я думаю, что именно здесь кроется причина самоубийства молодого человека. Митя не мог смириться с потерей Кати, без неё жизнь теряла смысл.
Он и умирает, когда весна заканчивается и наступает полное лето, которое могло оказаться периодом его взросления…
Теперь об отношения Мити с матерью Кати. Здесь тоже нет никакой близости и интереса.
Митя даже не догадывается, что он и Катя люди разного круга и разного воспитания. Их объединила только молодость и неопытность и мать Кати ничего не делает, чтобы объяснить ситуацию молодому человеку.
Как автор описывает мать Кати: «… всегда курящая, всегда нарумяненная дама с малиновыми волосами, милая, добрая женщина (давно жившая отдельно от мужа, у которого была вторая семья)»
. Кроме всего она давала странную свободу молодым людям, которые засиживались в её доме до двух часов ночи.
Если бы Митя был немного взрослее и внимательнее, разве трудно было понять, что мать Кати полная противоположность Ольги Петровне, мамы Мити.
Я даже допускаю, что даже молодые люди сыграли бы свадьбу, то все равно счастливой семейной жизни у них бы не было, но этого абсолютно не понимал Митя.
Приведу один диалог, между нашими героями и все станет понятно. Разговор зашел о ревности.
«Раз Катя, полушутя, сказала ему в присутствие матери:
- Вы, Митя, вообще рассуждаете о женщинах по Домострою. Их вас выйдет совершенный Отелло. Вот уж, никогда бы не влюбилась в вас и не пошла за вас замуж!
Мать возразила:
- А я не представляю любви без ревности. Кто не ревнует, тот, по-моему, не любит.
- Нет, мама, - сказала Катя со своей постоянной склонностью повторять чужие слова, - ревность это неуважение к тому, кого любишь. Значит, меня не любят, если мне не верят, - сказала она, нарочно не глядя на Митю».
Почему это было сказано нарочито и именно для Мити? А так Катя уже пыталась приучить будущего мужа, к тому, что она будет флиртовать с мужчинами. В сущности, никакой верной женой она быть не собиралась.
Далее автор описывает начавшиеся экзамены в театральной школе и Кате стало почти не до Мити. Она имела успех, хотя её чтение стихов со сцены Мите не понравилось своей надуманной и искусственной фальшью.
В сущности, он видел и верно оценивал Катю, но эта оценка проходила мимо его сознания. Знал и об ухаживаниях театрального директора за Катей, который каждые год соблазнял одну из своих легкомысленных учениц, прельщая их сценическим успехом. Как потом стало ясно, что и Катя соблазнилась.
Но накал страстей, и какая – то безвыходность заставил Митю уехать в свое имение. Правильно он сделал, что не стал бороться за свою любовь?
Все он сделал правильно и недаром чувствовал некоторое облегчение. Но, было одно, что не отпускало его – чувство к Кате и надежда, что летом они встретятся на море. А так – только письма.
Это говорило о том, что он совсем не понял и правильно не сумел оценить Катю, свою ветреную девушку, которая любила артистическую славу больше всего.
А что же ему надо было делать? Есть пословица: клин, клином вышибают. Рядом находились другие имения, в которых было полно невест, именно таких, одного уровня с Митей. Именно это советовала Мите Ольга Петровна, которая замечала, что с сыном неладно. Но Митя пошел по другому пути, который его и привел к окончательной гибели.
Почему так случилось? Ответ кроется в описании приезда Мити домой.
Автор чуть не прямым текстом говорит о моменте расставания с матерью Кати, Уже в этом описании много становится
понятным. Вот текст: «Милая добрая женщина с малиновыми волосами сидела одна, курила и очень грустно посмотрела на него, - она, вероятно, все давно понимала, обо всем догадывалась. Он, весь алый, внутренне дрожащий, поцеловал её нежную и дряблую руку, по-сыновьи склонив голову, и она с материнской лаской несколько раз поцеловала его в висок и перекрестила:
- Эх, милый, - с несмелой улыбкой она сказала словами Грибоедова, - живите-ка смеясь! Ну, Христос с вами, поезжайте, поезжайте…»
Много своеобразных вещей говорит о том, что перед отъездом Мите надо было до конца прояснить отношения, чтобы потом не мучиться неопределенностью и распалять себя.
Что именно? Во - первых, нужно было обратить внимание на то, что Катя очень изменилась, а он и не думал меняться. Он, как будто застыл в развитии. Автор пишет: «Она все больше менялась. Успех на экзамене много значил. И все - таки были другие причины. Как – то сразу превратилась Катя с наступлением весны как бы в какую – то молоденькую светскую даму, нарядную и все куда – то спешащую».
Их свидания стали короткими и говорить стало не о чем.
Как это объяснить? Она уже тяготилась этой «любовью» и её словам Митя не верил.
Но и выводов никаких не делал, она как будто завораживала его. В чем тут дело? Митя все никак не мог повзрослеть, и стать более самостоятельным.
Автор описывает приезд Мити домой и первым впечатление его была босоногая девка Параша, которая мыла пол и в ей фигуре в засученной женской руке, в её юбке и голых ногах он ощутил «власть Кати».
То есть, в облике этой девушки ему почувствовалась Катя! Что это такое, как объяснить?
Вся сила его молодости, вся сила весны для Мити сосредоточилась в далекой Кате. Он хотел только одного, - получать от неё письма, которые бы подтверждали его любовь.
В первые дни пребывания дома, Митя вспоминает тот момент, когда, приехав на каникулы домой – неожиданно заболел и вынужден остаться дома и дома он встретил весну, во всей её развитии и уже выздоровев совершил поездку на лошади и испытал чувство любви. Вот как пишет Бунин: «Казалось тогда, что именно эта весна и была его первой настоящей любовью, днями сплошной влюбленности в кого – то и во что – то, когда он любил всех гимназисток и всех девок в мире».
Но автор заканчивает эту мысль довольно неожиданно, что это была беспредметная любовь, чудесным сном, мечтанием, а сейчас у него все по-другому. Как по-другому?
«Теперь же в мире была Катя, была душа, этот мир воплотившая и надо всем торжествующая».
Вот именно тогда, я понял, что рассуждал не совсем верно о причинах гибели юноши. Бунин хотел сказать другое.
И на эту мысль наталкивает сам автор в описании последней встрече со своим единственным закадычным другом Мити.
Этим другом был Протасов, которые называл Митю Вертером, совершенно не случайно.
Вертер, герой романа Гете «Страдания юного Вертера». Это сентиментальный роман имел широкое распространение в России, его даже издавали в СССР. В романе описывается юноша Вертер, который влюблен в девушку, помолвленную с другим и отражает его переживания в письмах к другу.
От себя скажу, что сейчас этот роман никто читать не будет, он достаточно слащав и сентиментален, но заканчивается самоубийством юноши.
Поэтому Протасов, хорошо зная Митю, открыто намекает о его возможном конце, если не сумеет реально взглянуть на мир и на Катю.
Все горечь этого рассказа Бунина состоит в том, что кончать жизнь из – за пустяков, которые возвел Митя в ранг Божества, не имеет смысла, ни толку, ни оснований.
Но тут же писатель убеждает читателя, что такие тонко и глубоко чувствующие юноши это могут сделать и ничто их не остановит.
А Протасов устно почти предрекает Мите его возможный несчастный конец: « Не спеши юнкер Шмидт, честное слово, лето возвратиться. Свет не лыком шит, не клином на Кате сошелся».
Возможно, так бы и случилось, но наш герой, будучи дома, повел себя по-другому. Именно это поведение предопределило трагический конец Мити.
Он получил письмо от Кати, в котором она писала несколько строк, что любит Митю. И – все. Больше писем не было.
Далее Бунин описывает, что Катя ему стала мерещиться везде и чуть ли не наяву. Потом какие – то жуткие звуки, которые издавали ночные птицы, создавали обстановку нервозности.
Он и за письмами перестал ездить на станцию, конечно, предполагал неприятное, но, тем не менее, все мысли были заняты Катей.
Первые недели закрывался в библиотеки и читал, перечитывал книги. Началась бессонница.
Далее, постепенно Митя начитает обращать внимание на других девушек, хотя горничная Параша, молоденькая девушка, с самого начала смотрела на молодого барича с вожделение и подавала весьма недвусмысленные знаки.
Митя начинает общаться с девушками, которые работают у них
в саду, окапывая яблони и обкладывая их навозом.
Но, почему – то не едет в соседние имения, хотя мать ему достаточно серьезно предлагает съездить в соседнее имение и встретиться с молодыми соседками.
И мысли у него уже меняются. Его девушки уже начитают интересовать, как объект сексуального влечения.
Бунин описывает момент, когда Митя в саду встречается с работающими сельскими девушками, и те так откровенно по простому, говорят о сексуальной близости и у него опять возникло непреодолимое желание Кати и почти немедленное требование счастья.
Ожидание письма от Кати было невыносимо и однажды в кустах жасмина, ему почудилась Катя «в образе его молодой жены, что он сам ощутил, как смертельная бледность стягивает его лицо, и твердо сказал вслух, на всю аллею:
- Если через неделю письма не будет – застрелюсь!»
На молодого человека обращает внимание приказчик матери и, видя, что барчук места себе не находит, говорит неожиданно:
- Что ж барчук, книжка хороша, да на все время надо знать. Что ж вы монахом – то живете? Ай мало баб, девок?
Немного погодя приказчик предлагает утолить сексуальное желание молодого человека с молодкой у которой муж работает на шахтах и договорится за вознаграждение денежное встречу с молодой снохой лесника.
Митя уже согласен на все и безучастно участвует в таком своеобразном сговоре, но договаривается о встрече с предупрежденной Аленой уже лично в лесу, обещая плату
Что здесь описывает автор? Своеобразное падение молодого человека. Он хочет разменять свое любовное чистое чувство, на обыкновенный секс за плату, как бы выразились сегодня.
Как мы видим далее, именно это полностью разрушило психику Мити, его представление о настоящей любви, в которой секс является не главной составляющей и не вершиной любви.
Молодой человек не получил точного свидетельства измены Кати и, в сущности, образ Кати не стерся в сознании юноши, - он её по-прежнему любит.
Встрече с Аленкой в шалаше состоялась, был и секс, который разочаровал Митю своей обыденностью. Ни поцелуев, ни речи о любви не было и Аленка, поправляя платок «спросила оживленным шепотом, уже как близкий человек, как любовница:
- Вы, говорят, в Субботино ездили. Там поп дешево
поросят продает. Правда ай нет? Вы не слыхали?»
Вечером того же дня Митя получил письмо от Кати, которая писала: «Дорогой Митя, не поминайте лихом, забудьте, забудьте все, что было! Я дурная, я гадкая, испорченная, я недостойна вас, но я безумно люблю искусство! Я решилась, жребий брошен, я уезжаю – вы знаете с кем… Вы чуткий, вы умный, вы поймете меня, умоляю, не мучь себя и меня! Не пиши мне ничего, это бесполезно!»
Всю дождливую ночь и весь день лил дождь, не переставая, и Митя невидяще бродил по саду, не откликаясь на зовущие его крики.
Вечером он влез в окно своей комнаты и лег на кровать весь мокрый и, находясь в каком – то летаргическом сознании и ему почудилось видение молодой женщины, которая ждала мужчину и увидел картину какого – то омерзительного соития.
Потом Митя очнулся и вслух произнес имя любимой:
- Катя, - сказал он, садясь на кровати, сбрасывая с неё ноги. – Катя, что это такое! – сказал он вслух, совершенно уверенный, что она слышит его, что она здесь, что она молчит не отзывается только потому, что сама раздавлена, сама понимает непоправимый ужас, всего того, что она наделала».
Что происходит с Митей? Почему такое смятение и горячность? Рухнул его мир, созданный его воображением, а иного он и знать не хотел.
Конечно, Митя был обречен. Рухнувший мир нечем заменить, да уже и некогда. Нечем жить и незачем… И Митя, открыв ящик
письменного стола достает револьвер « глубоко и радостно вздохнув, раскрыл рот и с силой, с наслаждением выстрелил».
Чтобы глубже понять произошедшее с молодым человеком, нужно вернуться в начало повествования и тогда станет понятно, что Катя ни в чем не виновата и никакого непоправимого ужаса она не совершила, а виноват Митя, которому все Катя объяснила, но он не понял.
Вот текст второй страницы повести, - самое начало:
- Я все равно, даже ради тебя не откажусь от искусства, - сказала Катя. – Может быть, я и гадкая, как ты часто говоришь, - сказала она, хотя Митя никогда не говорил ей этого, - может, я испорченная, но бери меня такую, какая есть. И не будем ссориться, перестань меня ревновать хоть нынче, в такой чудный день! Как ты не понимаешь, что ты для меня все таки лучше всех, единственный? – негромко и настойчиво спросила она, уже с деланной обольстительностью заглядывая ему в глаза, и задумчиво, медленно продекламировала:
Меж нами дремлющая тайна,
Душа душе дала кольцо…
Последнее письмо к Мите, почти в точности повторяет этот разговор Кати…
Какую цель ставил Бунин в повести? Человек не должен жить одними мечтами и чувствами.
Стоить ли жалеть Митю? Стоит, как и любого человека, умершего в юности. Но в данном случае самоубийство следует с неизбежностью … Не случайно, Митя стреляется с радостью.
Валерий Педин. (3 – 6 июня 2025г).
Свидетельство о публикации №225060700656