Она - девушка
Прочитали прямую речь ?
Отгадайте, кому она принадлежит.
Отгадали и бросили читать? Есть мне смысл продолжать эту историю?
Не буду себя сдерживать паузой многоточий и продолжу, потому что эта история в её, кажется,бесконечной многоликости ежедневно и многие годы догоняет меня в СМИ, в быту, во сне и концентрируется в одном слове - убийство.
К нему надо бы добавить прилагательное или прилагательные,но воздержусь, предоставив эту возможность читателю ( Надеюсь, что такой все-таки появится )
Вернусь к прямой речи. Её произносит сидящая передо мной 16 - летняя девушка.
Нас объединяет здание изолятора , где она находится на время проведения следствия по делу об убийстве ею 14- летнего подростка.
Нас разделяет стол , за которым я провожу судебно- психологическую экспертизу. Давно знакомый мне стол, под которым есть кнопка вызова помощи вооружённого охранника, который сейчас несёт службу за закрытой дверью комнаты для экспертизы.
Моя нога стоит в сантиметре от этой копки- привычка , которая выработалась за годы работы за этим столом. Привычка, которая спасла мой правый глаз , о чём напоминает шрам под ним.
Вы уже ждёте описания материаллов дела, которое я тщательно изучила перед проведением экспертизы.
Оно не займёт вашего внимания. Убийца и убитый не знали друг друга, никаких отношений между ними или их знакомыми не было. Время встречи и знакомства ( если так можно назвать обмен взглядами ) измеряется минутами. Именно за эти минуты убитому подростку было нанесено пять ножевых ран. После убийства подследственная пошла гулять, а потом вернулась к дому,чтобы посмотреть, как выглядит убитый,но его уже не было на месте, и она поднялась к себе в квартиру, где снова легла спать. Нож она выбросила, по ножу её и нашли.
Место события я могу описать с точностью до окраски двери многоэтажки, где жила эта девушка - убийца.
Её дом - по соседству с моим, у наших домов даже название улицы в адресе - одинаковые.
Я знаю в лицо многих из этого дома. Лицо девушки тоже мне знакомо. Город - достаточно большой, но соседи разной степени близости , что называется, примелькиваются.
Вам уже хочется узнать детали и, может быть, подробности воспитания этой девушки и то, что описывается как личностный профиль?
Разочарую вас . Сегодня - в 2025 году,в июне месяце - мне это неинтересно как материал для моего текста. Я написала то, что вы уже прочитали,только для того, чтобы вы увидели факт проявления свойства психической реальности, который сегодня очевиден для многих - факт пустоты души.
У этого свойства много проявлений, поэтому его признаки фиксируются в близких понятиях : бездушие, эмоциональная холодность, безжизненность, мрак души и многие другие.
Мне важно подчеркнуть для описания этого свойства психической реальности , что у него, как и у всех ачеств психической реальности , есть мера , позволяющая говорить о степени пустоты.
Чувство опустошённости знакомо многим людям, оно может быть приходящим или хроническим, так каждый из нас может встретиться с присутствием этого качества в своей психической реальности.
Мы видим его в поведении других людей, когда замечаем, что человек мучается безделием, стремится к зависимостям любого рода, требует неопределённых перемен, неоправданно рискует, агрессивен и беспощаден ко всему живому. Думаю, что пустота как свойство психической реальности достаточно узнаваема и в каждом языке есть место для словесного обозначения степени проявления этого качества.
Почему возникает и существует пустота ?
У меня есть свой ответ на этот вопрос.
Я связываю его с данностью свойств психической реальности, существавание которых всем известно из метафоры про пчелу и муху, каждая из них обладает особой чувствительностью к разным свойствам бытия.
Для людей , как мне думается, данность свойств их психической реальности проявляется в чувствительности к явлениям жизни и смерти.
Существование некрофилов и биофилов как типов личностей, как типов психической реальности , известно в классической психологии.
Распространённость этих типов в том или ином обществе , степень общественного контроля за их присутствием в жизни общества ,думаю,определяется идеалом жизни и смерти каждого конкретного общества.
Идеалы воплощаются в конкретных бытовых действиях и становятся фактами жизни людей, но в любом случае восприятие этих фактов определяется данностью свойств психической реальности человека.
Пустота души в предельном проявлении заполняется сама собой. Это - не метафора, это - проявление закона обратной связи - универсального закона взаимодействия в доступном для понимания мире нашей планеты.
Можно назвать обратную связь отзывчивостью, откликаемостью, сочувствием, но суть не меняется.
Она проста и сложна одновременно, как просто и сложно взаимодействие, в котором есть и воздействие ,и изменение , и качественное преобразование, что чаще всего описыается в терминах диалектической логики, на которую я не буду отвлекаться.
В предельной пустоте психической реальности , в пустоте души человека обратная связь существует только от его Я,им и создаются мотивы, побуждения, мысли.
В предельной пустоте души нет места для идеалов жизни и смерти, которые по своей сути выходят за пределы функционирования Я.
Пустота заполняется пустотой, аналогию этому можно найти в зеркальном отражении , когда зеркало не отражает ничего , кроме себя самого.
В этом отражении нет ни времени, ни пространства. Уточняю- нет психологического времени и психологического пространства.
Что есть ?
Есть мгновение, остановка , фиксация свойств Я как Я хочу. Так возникает мотивация, а в напряжении мотивации рождается мотив , направляющий действие. Мотив пустой души воспроизводит только пустоту, за которой нет никакой формы жизни.
По профессиональным правилам экспертизы я должна спрашивать. Я задаю вопросы и слышу в ответ одно и то же :" Я так хотела", " Я хотела убить". Она говорит об этом спокойно, глядя мне в глаза.
В отношении её у меня нет задач психоанализа. Причины чёткости её голоса и спокойствие глаз в этот момент меня не интересуют. ( О задачах судебно-психологической экспертизы и решениях я написала в учебнике для студентов,изчающих психологию ).
Я буду изучать психологию человека всю жизнь( сегодня мне 74 года, я - из поколения советских людей ), я найду научные и бытовые понятия в словесной и графической форме для - пусть мгновенной - фиксации моих знаний о людях,ощущая каждый раз недостаточную глубину этих понятий ,мучая себя несовершенством этих знаний или поражаясь их точности.
Сегодня, когда я вижу как данные психологии как науки , те знания,которые во времена Советского СОюза профессиональные психологи считали опасными, называя их психологическим оружием , находятся в злых руках манипуляторов сознанием больших групп людей и применяются целенаправленно как оружие в гибридных войнах.
Пометка -" для служебного пользования " недаром существовала на текстах , которые были посвящены достоверным психологическим знаниям. Ответственность ученых за получение таких знаний и использование этих знаний - отдельная тема , о которой мне лишь пришлось упомянуть здесь, потому что мы живём во времена обесценивания знания, которое предлагают учёные, работающие за гранты, а не ради поиска истины.Оплаченные спонсорами грантов данные и истина - явления разного порядка. Думаю, что это не требует особого доказательства.
Почему я пишу об этом здесь ? Казалось бы, читателю неинтересны рассуждения о поиске истины в науке и морали, надо бы увлечь его красочным описанием внешности и поведения девушки - убийцы, но я не делаю этого.
Пустота как качество психической реальности, возможность её исследования как феномена - в центре этого текста.
Прямо и косвенно я пишу о том, что это -опасное явление, его предельное проявление в поведении этой девушки.
Пустота души отражается в выражении глаз - они смотрят не видя, хотя со зрением как системой восприятия информации всё в порядке.( Аналогичное можно сказать и о слухе - слышит, но не слушает.)
В пустом взгляде нет оттенков чувств, он читается другим человеком как отсутствующмй, хотя таковым не является.
Этому взгляду некуда уйти , в пустоте его психической реальности нет того движения,которое отражает причастность к бытию. Пустой душе и не нужна эта причастность, можно сказать, что ей не интересно бытие, она сама для себя совершенна и замкнута на себя.
Мне трудно об этом писать, но такие взгляды я встречала у разных людей,в разных странах и при разных обстоятельствах , что для меня говорит о достаточной распространённости этого явления .
С течением времени своей жизни я научилась противостоять таким взглядам, хотя достаточно долго - не только в детстве - боялась людей с тяжёлыми, пустыми взглядами.
Пришло и то время, когда мой маленький сын сказал о взрослом человеке, что он " толкается глазами ".
Думается, что в пустоте души другой человек не воспринимается как человек,как живое существо подобное Я воспринимающего. Жизнь другого человека не имеет значения, ей нет места в психологическом пространстве пустоты.
Феномен пустой души с очевидностью проявляется в таком многообразии фактов бытовой жизни, что мне остаётся закончть свой текст о девушке -убийце словами о том, что все люди - смертны.
Очевидность этой истины пока не опровергнута, все знают и о том, что душа может заболеть и опустеть. Так чувствуется, если душа есть.
Душа может быть переполнена до краёв жаждой жизни и может гореть огнём вдохновения..Если душа есть,а если ...
Что я хочу доказать себе : люди - разные , но не всем присуще человеческое как данность при их появлении на свет в физическом облике, есть и те, что сейчас передо мной , - нелюди.
Эта девушка с пустым взглядом - одна из них.
Свидетельство о публикации №225060700683