Чтение укрепит и знания, и твой успех
Галина Подольская
*******
ЧЕТЫРЕ издательство сподвигнуло нас сегодня вдохновится собственным опытом, наблюдениями и мечтами для участия в очередном субботнем челлендже: «Чтение начинается с детства». Тема очень сложная, но необыкновенно актуальная, потому что всем известно: новое поколение россиян к чтению книг относится не однозначно, современное поколение всё меньше уделяет времени литературе, считая чтение книг скучным занятием. Возникает самый главный вопрос: почему дети не любят читать? Рассуждений на эту тему много, к сожалению, ответов гораздо меньше, потому что не все взрослые хотят признать свою вину в возникновении этого опасного феномена.
Именно родители, пытаясь привить детям любовь к чтению с пелёнок, могут допускать ряд ошибок, из-за которых ребенок в будущем не проявит интереса к чтению. Совместное чтение – это не просто развлечение, это разговор по душам с ребёнком о самом важном: о дружбе, заботе, храбрости, верности, умению отстоять свои принципы. Ведь книга является тем захватывающим, интересным, увлекающим миром, в который нужно погрузиться целиком, отбросив привычные мирские дела и заботы. Вместо того, чтобы потратить драгоценное время на сов-местное чтение, родителям проще оставить ребенка «под присмотром» телевизора и интернета, а самим заняться собственными, более важными делами, поэтому мамы и папы идут по пути наименьшего сопротивления, ведь с книгой так не расслабишься! Надо и прочитать, просмотреть и обязательно прокомментировать картинки, и попутно тут же отвечать на вопросы ребёнка, желательно попросить его пересказать прочитанное. Да! Книга – это не просто кладезь знаний, а это – драгоценное пространство общения родителей с детьми! Поэтому у устроителей и возникли крайне важные вопросы: «Почему так важно читать детям? Что даёт книга в цифровую эпоху? Какую роль играют родители, педагоги, писатели, сами дети?»
Современные школьники предпочитают книге интернет, потому что у него масса достоинств, в нём много нового и прогрессивного, у каждого планшет с полезной информацией, любую запрашиваемую информацию можно получить за короткое время, её можно и распечатать, и найти ответы на все вопросы, не надо ходить в библиотеку, потому что интересующую тему можно изучить исчерпывающим образом. На данный момент именно интернет является основным источником информации, и, в отличие от книги, он ещё даёт ребёнку и желаемый результат – ребёнок одновременно получает возможность поиграть. Ребёнок с детства начинает понимать, что чтение — пассивный процесс восприятия разного рода событий, читая, ребёнок только эмоционально вживается в роль, но при этом, нет возможности действовать самому, а играя на компьютере, набирая на нём буквы, ребёнок ощущает более интересную деятельность, и чем она сложнее, тем она интересней. Мол, в использовании новых информационных технологий есть и положительная сторона.
Но формирование полноценной личности подростка немыслимо без участия родителей. И сами родители могут допускать ошибки, из-за которых дети не проявляют интереса к книгам. Например: выбирались книги не по возрасту, а смысл сложно воспринимать ребёнку, заставляли подолгу читать и перечитывать, излишне давили на ребёнка, запрещали играть, пока не прочтёт определённое количество страниц, естественно у ребенка пропадает желание читать. Важную роль играет отсутствие собственно примера. Если в доме взрослые книг не читают, то дети в такой семье вряд ли начнут сами читать, а отец, который не умеет радоваться книге сам, никогда не научит этой радости своего сына. В такой семье дети не знают о существовании интересных книг для их возраста, они как правило довольствуются теми произведениями, которые изучают в школе, в крайнем случае, им предлагается перечень книг для внеклассного чтения.
Взрослым важно помнить, что читать ребенку вслух можно и нужно в любом возрасте, он будет с удовольствием слушать ваше чтение, если вам удается интересно и выразительно читать, сопереживая вместе с ребёнком. Совместное чтение художественной литературы, да ещё в диалоге – является прекрасным способом развития устной речи для пополнения словарного запаса. Поэтому, необходимо в новых условиях находить новые средства создания привлекательности самого чтения. Поскольку, «предназначение творца – дать напиться правдой», возникает ряд очень важных вопросов к литераторам: отвечает ли современный детский писатель запросам детского читателя? Каждый ли творец представил своё уникальное творческое видение мира, демонстрируя мастерство владения словом? Имеет ли он дар художественного выражения? Вдохновят ли его произведения, какие интеллектуальные сокровища они в себе хранят? Окажутся ли дети в мире удивительных приключений, наполненных чудесами, добротой и волшебными превращениями? Можно ли утверждать, что эта книга посвящена тем, кто верит в добро, в людей, в любовь? Эта книга о главном герое, который любит, верен своему чувству долга, дружбе, способен на самопожертвование, в нём есть преданность, страсть, смелость и доброе сердце?
Творцам необходимо знать, что дети во всём ищут тайну и волшебство, которые запоминаются и помогают детям проживать эмоции, многоликий окружающий мир, с его удивительными созданиями, с его приключениями, загадками, сложностями, фантазиями и превращениями, маленькими радостями и сладкими победами, с очень ярким, милым, добрым персонажем, который учит верить в чудеса, который легко подружится с каждым ребёнком. Тем значимее и важнее сила каждого слова в тексте, прописанное на крыльях творческого вдохновения. Слова должны быть и добрые, и справедливые, волшебные и обнадёживающие, трогательные и смешные, ласковые и ободряющие, простые и невероятные до самой последней прочитанной строки.
*******
Свидетельство о публикации №225060801218