Лучшие фотографии актера Михаила Боярского

Продолжаю серию миниатюр, посвященных знаменитым актерам прошлых лет, важную роль в которых отвожу их лучшим фотографиям,  предварительно отреставрированным. 

Биографические заметки, прилагаемые к фотографиям, готовлю на основе «интервью» с  нейросетью, которой задаю самые разнообразные вопросы, касающиеся жизни и творчества актеров. ---  В.В.   

Речь в настоящей миниатюре пойдет о   Михаиле Боярском — актере и музыканте, народном артисте РСФСР. Родился он 26 декабря 1949 года в Ленинграде. Почти все члены его семьи были связаны с театральной сценой. 

Отец Михаила Боярского — Сергей Александрович Боярский (1916–1976), был актером театра имени В.Ф. Комиссаржевской.

Мать — Екатерина Михайловна Мелентьева (1920–1992), актриса, снималась преимущественно в военных фильмах, служила также в Театре комедии Н. П. Акимова.

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ

В десятилетнем возрасте Михаил исполнил свою первую роль в кино — вместе со своим дядей Николаем Боярским он принял участие в съемках короткометражного фильма «Спички детям не игрушка».

Родители не разделяли стремления сына к актерскому искусству, надеясь, что мальчик станет музыкантом. Они отдали его в музыкальную школу при Ленинградской консерватории, в класс фортепиано.

Тем не менее, после выпуска Михаил  решил поступать не в консерваторию, а в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Он блестяще сдал вступительные экзамены и стал студентом на курсе Леонида Макарьева.

В 1972 году Боярский получил диплом и начал работать в Театре имени Ленсовета. Изначально он играл в массовке спектакля «Преступление и наказание», изображая вместе с другими выпускниками театральных вузов толпу студентов. Со временем молодому актеру стали доверять все более серьезные роли. Он появлялся на сцене в образе Луиса из пьесы «Дульсинея Тобосская», Педро из «Интервью в Буэнос-Айресе», Певца из «Людей и страстей» и других.

Но славу артисту принесли работы в кино. В 1974 году он сыграл итальянского певца сеньора Нинарди в музыкальном фильме «Соломенная шляпка».

В 1988 году он основал собственный театр «Бенефис». Поставленный в нем спектакль «Интимная жизнь» в 1997 году был отмечен наградой международного фестиваля «Зимний Авиньон».

В 1990-х годах актер проявил себя как телеведущий. Он участвовал в таких проектах, как «Домино», «Боярский двор», «Белый попугай», входил в состав жюри шоу «Точь-в-точь» и «Голос 60+».

Со временем Михаил Боярский стал более известен  как певец, и за свою карьеру он записал более 600 песен, периодически давал концерты, выпустил более десяти альбомов.

Кроме того, с 1995 по 2002 годы он играл в группе «Сильвестр».
А в марте 2023 года Боярский заявил, что планирует завершить театральную карьеру.

СЕМЬЯ Михаила Боярского 

Со своей супругой Ларисой Луппиан Боярский познакомился во время учебы в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии. Изначально отношения между молодыми людьми были исключительно дружескими: они учились на разных курсах и пересекались в основном на встречах общих знакомых.

Все изменилось, когда Лариса и Михаил начали вместе работать в Театре имени Ленсовета. Они сблизились во время совместных репетиций, и в 1977 году решили пожениться.

У Боярских родилось двое детей: сын Сергей (1980) и дочь Елизавета (1985), оба пошли по стопам родителей.  Есть две внучки от семьи сына и два внука от семьи дочери.

НЕКОТОРЫЕ ФИЛЬМЫ с участием Михаила Боярского по годам:

1974 — «Соломенная шляпка».
1975 — «Старший сын», «Новогодние приключения Маши и Вити».
1976 — «Труффальдино из Бергамо», «Голубой щенок» (Пират).
1977 — «Собака на сене».
1979 — «Летучий корабль», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Сватовство гусара».
1981 — «Затишье».
1982 — «Таможня».
1984 — «Пеппи Длинныйчулок».
1986 — «Выше Радуги».
1987 — «Человек с бульвара Капуцинов», «Гардемарины, вперед!».
1988 — «Узник замка Иф».
1989 — «Дон Сезар де Базан».
1991 — «Чокнутые», «Виват, гардемарины!».
1992 — «Мушкетеры двадцать лет спустя», «Тартюф».
1993 — «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя».
1995 — «Клюква в сахаре».
1999 — «Плачу вперед!», «Приключения в Изумрудном городе» (Трусливый Лев).
2000 — «Новые бременские» (Король).
2001 — «Ключи от смерти» (телемагнат Эльпин).
2002 — «Интимная жизнь» (Ноэль).
2003 — «Идиот» (поручик Келлер).
2004 — «Новогодние мужчины» (Колыманов).
2005 — «Счастливый Борисыч».
2006 — «Вы не оставите меня» (Евгений Андреевич, папа Верочки).
2007 — «Возвращение мушкетеров».
2009 — «Тарас Бульба» (Мосий Шило), «Человек с бульвара КапуциноК» (Черный Джек).
2011 — «Иван Царевич и Серый Волк» (Кот ученый).
2013 — «Иван Царевич и Серый Волк 2» (Кот ученый).
2015 — «Иван Царевич и Серый Волк 3» (Кот ученый).
2016 — «Петербург. Только по любви» (шаман), «Черная кошка» (Игорь Аркадьевич Гаранин).
2019 — «Иван Царевич и Серый Волк 4» (Кот ученый).
2022 — «Иван Царевич и Серый Волк 5» (Кот ученый).
2023 — «Гардемарины 1787. Мир» (тень шевалье Де Брильи).
2024 — «Иван Царевич и Серый Волк 6» (Кот ученый).

ТЕАТРАЛЬНАЯ КАРЬЕРА  Михаила Боярского началась с участия в массовке — в спектакле «Преступление и наказание» по Ф. М. Достоевскому, где актер сыграл студента.

Вскоре молодому актеру стали доверять главные роли. Среди них — философ Луис в постановке «Дульсинея Тобосская», певец в «Людях и страстях» и Педро в спектакле по пьесе Генриха Боровика «Интервью в Буэнос-Айресе».

Некоторые другие роли Боярского в Театре имени Ленсовета:
Луис де Карраскиль («Дульсинея Тобосская» А. М. Володина);

Четыре  роли в спектакле «Люди и страсти» (по произведениям классиков немецкой драматургии);

Трубадур («Трубадур и его друзья» («Бременские музыканты») ВБ. Ливанова и Ю. С. Энтина);

Советник («Снежная королева» Е. Л. Шварца);

Борис («Спешите делать добро» М. М. Рощина);

Осман («Станция» Н. Хикмета);

Денис Леонидович, Кирилл Леньков («Нечаянный свидетель (Воспоминание)»,
«Победительница» А.Н. Арбузова);

Веткин («Рояль в открытом море» по роману Л. С. Соболева «Капитальный ремонт»);

Мэкки-нож («Трехгрошовая опера» Б. Брехта и К. Вайля);

Альберто («Человек и джентльмен» Э. Де Филиппо).

В Ленинградском театре имени Ленинского Комсомола Боярский сыграл Ривареса в спектакле «Овод» (1986).

С 1986 года актер был художественным руководителем и директором созданного им театра «Бенефис». Один из спектаклей этого театра, «Интимная жизнь», в 1997 году получил приз на международном фестивале «Зимний Авиньон».

В 2007 году здание театра было признано аварийным, и «Бенефис» прекратил свое существование. Спустя два года Михаил Боярский вернулся в Театр имени Ленсовета, где продолжил работать в дальнейшем.

ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ  Михаила Боярского как актера:

Умея перевоплощаться в разных персонажей, Боярский сохранял яркие черты своей индивидуальности. Но при этом он каждый раз ломал стереотипы и перевоплощался в различных героев. Например, он играл животных («Новогодние приключения Маши и Вити», «Мама»), злодеев («Старший сын»), благородных романтиков, деловых людей (следователи, дипломаты и императоры) и других.

Гармоничная игра в исторических костюмах. Боярский, например, хорошо смотрелся в роли д’Артаньяна, где обязательным атрибутом была шляпа с пером.
Использование гитары. Некоторые герои Боярского в фильмах пели и играли на гитаре («Собака на сене», «Спортлото-82»).

Выполнение опасных трюков без дублеров. Снимаясь в приключенческих лентах, актер выполнял разнообразные опасные трюки, его не останавливали ни ледяная вода, ни ранения от дуэли на шпагах, ни огромная высота прыжков.

Умение создавать себе имидж. Боярский сам формировал свой образ, благодаря чему стал культовой фигурой, человеком-мемом. Некоторые элементы имиджа актера: усы, черная шляпа, щегольские туфли с каблуком.

ЧТО РАССКАЗЫВАЮТ О МИХАИЛЕ БОЯРСКОМ его коллеги, друзья и зрители? 

Лев Лещенко вспомнил, как  они с Боярским «записали» песню «Городские цветы».  По словам Лещенко, Боярский делал это профессионально.

Игорь Корнелюк отметил, что Боярский всегда идет от образа, вживается в него и меняет интонацию. По мнению композитора, с точки зрения академического пения актер поет неправильно — связками, но надтреснутость в тембре создает удивительный окрас и придает песням актерское обаяние.

Валентин Смирнитский рассказал, что они с Боярским подружились на съемках «Мушкетеров» и пронесли свою дружбу через десятилетия.

Борис Клюев, коллега Боярского по съемкам в «Трех мушкетерах», назвал харизму актера одной из главных составляющих успеха картины. Клюев отметил, что успех роли Д’Артаньяна мог стать помехой для полноценного раскрытия Боярского как актера.

Сергей Мигицко вспоминал, что Боярский обладал высоким чувством юмора, хорошо шутил, знал огромное количество анекдотов, баек и рассказов. По мнению Мигицко, актер был исключительно порядочным человеком.

Обычно коллеги, друзья и зрители   оценивают актера и певца с разных сторон.
Коллеги отмечают профессионализм и харизму Боярского. Например, актер Сергей Филипович говорит, что Боярский — «концентрированный человек, который всегда включен и не делает лишних движений».

Композитор Григорий Гладков желает Боярскому новых интересных ролей и песен. Он отмечает, что все, что сделал актер, популярно в народе, и ждет от него новых работ.

Друзья отмечают, что Боярский — порядочный и остроумный человек. Например, народный артист России Сергей Мигицко говорит, что Боярский умеет дружить, способен на хороший поступок.

Некоторые из них отмечают, что Боярский не любит бывать на людях и предпочитает оставаться дома, кроме официальных мероприятий.

При этом сам актер в интервью признался, что в кругу друзей не исполняет песни, так как «они затыкают уши».

Зрители и поклонники отмечают актерский талант и уникальный голос Боярского. Например, в отзывах пишут, что актер запоминается неординарностью даже в эпизодических ролях. Некоторые же люди считают, что его образ «молодого и энергичного парня» не всегда соответствует ожиданиям. 

ПРИМЕЧАНИЯ – публикации об актере на сайтах  «Проза.ру» и «Стихи.ру». 

1. Игорь Лебедев. Белые лебеди Виктора Павлова. «Проза.ру» 2010 г.
2. Владимир Плотников-Самарский. Виктор Павлов. «Проза.ру». 2012. 
3. Петр Панасейко. Актер Виктор Павлов. «Проза.ру». 2017 г.   
4.  Алла Черри. Мой любимый клоун. «Проза.ру». 2017 г.   
5. Александр Щербаков 5. Актер Виктор Павлов. «Проза.ру». 2021. 
6. Забил Алекперов. Виктор Павлович Павлов. «Проза.ру». 2021.   
7. Татьяна Цыркунова. Встреча с актером Виктором Павловым. «Проза.ру». 2022. 
8. Геннадий Багдасаров. Виктор Павлов. «Проза.ру». «Проза.ру». 2023. 
9. Владислав Терентьев (Самара). Памяти актера Виктора Павлова. «Стихи.ру». 2014.
10. Андрей Сурепин. Виктор Павлов и Владимир Высоцкий. «Стихи.ру». 2022.

Сравнение с числом публикаций на названных сайтах, касающих других актеров, показывает, что Боярский по этому показателю находится в числе лидеров. Рекордсменом же является актер Андрей Миронов - 14 публикаций (см. миниатюру на этом же сайте).

08.06.2025.


Рецензии