Кто кому сколько должен

               

          КТО  КОМУ  СКОЛЬКО ДОЛЖЕН
         
          И где бы ни жил я, и что бы ни делал —
          Пред Родиной вечно в долгу:
          Великую землю, любимую землю
          Я в сердце своём берегу.
               
                Марк ЛИСЯНСКИЙ(1913-1993)
      
    У каждой вещи, предмета, живого существа (человека и животного), деяния, свершения и явления  есть своя цена, своя  себестоимость и условная (рыночная) стоимость. У каждого специалиста  (врача, инженера, рабочего, хлебороба, учителя и ученого)  своя цена, свой семейный  доход-приход и расход, свои приобретения   и утраты, свои долги материальные и моральные, грехи и прегрешения,   своё  общественное служение. О долгах/грехах и о прощении долгов/грехов говорится и в молитве Господней «Отче наш» («Pater noster»). Об отцовском и материнском долге, как и о сыновьем долге, о долге перед обществом и страной  мы узнаём ещё со школьной скамьи на уроках истории и  литературы. Идея неоплатного долга перед Родиной (Отечеством, Отчизной)  у лукаво мудрого  творения Господня (имярека) возникла не так давно, в XX веке и окончательно проявила свою несостоятельность и гнилую суть  в конце прошлого и  в первой четверти  XXI столетия… В  допетровской Руси, в XVI-XVII  столетиях, слова «патриотизм» вообще не существовало, вместо него  в образованных кругах, в основном у дворян и церковных писателей, было в обиходе слово «отчизнолюбие» и была ещё присяга «не жалеть живота своего в битвах за Веру, Царя и Отечество».
      В Российской империи   под  священным долгом перед Царём и Отечеством понималась в первую очередь  военная служба, во времена Петра Великого была ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ПОВИННОСТЬЮ, РЕКРУТЧИНОЙ,  в основном  для крестьянского мещанского(посадского) сословия. В армию Петра Великого служить в течение 25 лет  брали по одному здоровому юноши 15-20 лет с 20-ти дворов. Рекрутская повинность, а вместе с ней была отменена  военным министром и великим  гуманистом-реформатором, генерал-фельдмаршалом, доктором русской истории,  графом Дмитрием  Милютиным (1816-1912), найти могилу которого, уничтоженную большевиками в 30-е годы,  призывал  15 лет назад своих читателей исторический научно-популярный журнал «Родина». Именно Дмитрий Алексеевич Милютин в 1861 году   при императоре Александре II Освободителе сократил  срок воинской службы  с 25  до шести в сухопутных войсках и семи — на флоте; ввел всеобщую воинскую повинность,  отменил в армии телесные наказания — шпицрутены, клеймение, кандалы навсегда ушли в прошлое.
     У каждого имярека свои долги, и главными из них считаются долги не  духовные и нравственные, а в основном — денежные, ипотечные,  заёмные, кредитные  и долги  карточные, сделанные в злачных местах, в игорных домах и   казино. Дворяне всегда оставались в долгу перед Царем и Отечеством, ибо им было за что служить и погибать, ибо сословные привилегии были дороже любых денег, что касается крестьян и дворовых холопов, то  сама их  трудная и подневольная жизнь являлась  тем долгом, который с их стороны красен  жертвенным платежом. По сути раб ничего не должен своему господину, ибо редко кто из людей доволен и счастлив своим существованием, находясь в рабстве.  не царь кормит свой народ, а народ его, иждивенцы есть  только у конкретных  родителей и это  дети-инвалиды, а посему считать главу государства своим Отцом и Кормильцем есть одно из главных заблуждений и обманов в тоталитарном социуме. Эту истину  о долге и долгах понимал на практике великий дворянский поэт Александр Пушкин, когда «обрюхатил» в  Михайловском  свою «крепостную любовь» — Ольгу Калашникову. На деле выходило, что русское дворянство во главе с царём-императором всегда было в неоплатном долгу  и в первую очередь перед  русской женщиной. Которая исправно пополняла убыль «пушечного мяса» во время их военных игрищ  кровавых споров за мировое господство. Но если любвеобильный и мелкопоместный помещик Александр Пушкин чувствовал себя виноватым в  судьбе  беременной сенной  девушки и всячески старался изменить её участь, то большинство дворян-крепостников видело в своих крепостных «живой товар»  для бартерных услуг, деловых сделок  и плотских  наслаждений. Но у Пушкина были долги и перед друзьями-приятелями, были карточные долги и были долги перед правительством в лице царя-читателя, цензора и покровителя. Есть долг нравственный. Моральный и есть долг денежный, материальный и меду ними  большая разница. Нравственный долг и  его искупление возвышает честь и достоинство человека, долг денежный, особенно большой  угнетает жизнь и порой делает её невыносимой. Так считал Пушкин и Достоевский, Лев Толстой и Чехов.
         Общий долг Пушкиных составлял около 100 тыс. рублей. Огромная сумма. На рубль в 1830-х можно было приобрести 2,5 кг говядины или четыре десятка яиц. Или 1,5 кг пресноводной рыбы. Сложно подвести под нынешние цены. Можно взять среднее. Скажем, 1 рубль при Николае можно оценить в 700 рублей современных. А это значит, что семья Пушкина задолжала 70000000 рублей — на наши деньги. Довольно серьезно. Интересный момент: ходили слухи, что Наталья Николаевна — супруга Александра Сергеевича — постоянно вгоняла семью в долги. Но, как оказалось, личный долг женщины составлял около 3000 рублей, то есть: 3000*700=2100000. Не так уж много, не 70 млн. рублей. А посему  глубоко была неправа Анна Ахматова, которая обвиняла во всех бедах Пушкина его жену-красавицу. И знаменитый  живописец Карл Брюллов, когда был у Пушкина на квартире, где тот показывал ему своих детей, не просто так спросил  поэта, погрязшего в долгах: «Зачем ты женился?» Сегодня  немыслимо даже представить  всё то безвыходное положение молодой вдовы с четырьмя малолетними детьми при  больших долгах, оставленные её мужем-гедонистом, азартным картёжником, любителем больших загулов с весёлыми девицами.
     В XVIII веке, когда  продавали крепостных людей как скот, за сто рублей  можно было приобрести целый штат работников или  гарем из 15-20   юных невольниц православного вероисповедания.  За  пять рублей серебром можно было купить крепостную девочку-подростка, за 30 рублей молодого  мастеровитого мужика, за 100 рублей жилой дом в Москве, а 30 тысяч рублей серебром  (долг Николая Ростова Долохову, героев романа «Война и мир» ) можно было без труда приобрести в Московской губернии целое поместье, с барским домом, угодьями и крепостными!  В пересчёте на нынешний курс, эта  сумма долга юного Ростова  равняется  сегодня  20  (двадцати) с лишним миллионам рублей — «сумма смешная» по нынешним временам с точки зрения отечественных долларовых миллиардеров, владельцев островов в Тихом океане, самых огромных и роскошных в мире яхт и личных турбовинтовых  авиалайнеров.  Из века в век возникал, развивался и продолжается до сих пор  тот самый исторический  социально-экономический парадокс  —  государству  больше всех должны   малоимущие и законопослушные подданые (граждане), а не богатые и зажиточные, царские сатрапы, любовники и любовницы, фавориты и фаворитки.
         По разным данным, у Екатерины II было от 12 до 25 фаворитов.  Вполне возможно, что за годы своего царствования Екатерина Великая вполне  могла истратить на своих любовников суммы  на порядок превышавшие расходы казны Российской империи на науку, медицину и образование, при государственном бюджете страны в 90 миллионов рублей серебром и при огромных военных расходах, траты императрицы на любовные утехи не такие уж и большие. Но долги власть имущих крепостников перед своим крепостным народом не искупаемы, они  никогда не были возвращены сторицей ни одним правящим режимом.
        Многим детям Войны   знакомы слова  одной советской патриотической песни «Моя Родина» на слова Марка Лисянского и  музыку Александра Долуханяна: «И где бы ни жил я, что бы  ни делал  —  пред Родиной в вечном долгу…», а  также иные   подобные   слова  из других  патриотических, парадных, триумфальный и   эстрадных  песен, такие  как  «гражданский долг», «священный (воинский) долг», «партийный долг», «кредитный долг» и глаголы повелительного наклонения — «должен». «должна», «обязан» и «обязана». О нашей великой стране поэтами и композиторами создано много музыкально-поэтических произведений. Это гимны, кантаты и песни, прославляющие Советский Союз и его правопреемницу — Россию. Любить Родину, трудиться на её благо, быть готовым к её защите — значит, быть патриотом. Пожалуй ни в одной стране мира  не написано так много стихов и песен о  самой стране и её столице, как у нас о России и Москве. Пожалуй, ни в одной стране  мире  нет столько  песен и стихов, наполненных  пафосными  признаниями в любви к родной Отчизне,  готовностью умереть за Родину, в любой момент  вернуть свой гражданский долг. Читая гражданскую лирику и слушая патриотические песни советского периода, порой создаётся впечатление, что создавали их люди, в  чём-то провинившиеся перед своей страной и народом, чуть-ли не вчерашние её враги или блудные раскаявшиеся сыновья. Особо заметна тема вины и раскаяния в недостаточной любви к «социалистическому Отечеству» проявилась в  патриотической лирике 20-30 годов прошлого века, после  пятилетней Гражданской войны, во время которой  сын убивал отца, а отец сына, брат брата. Там, где «сын охраняет отца»,  там  любовь детей к родителям, а родителей к детям вытеснила  репрессивно-принудительная  любовь к вождям  пролетарской революции, или к отдельно взятому Отцу народов и Учителю, перед которым все одного в неоплатной долгу и  должники пожизненно. (Анатолий Апостолов. Миф о размножении народа и о его сбережении. —  Проза. Ру)
       Идея гражданского долга в СССР стала идеей  сугубо идеологической и политической, и она нанесла серьёзный разрушительный удар по традиционным семейным ценностям и семейному укладу. Традиция стихотворных и песенных признаний в любви к своему  советскому Отечеству, к любимому вождю и родной партии стала  сродни шаманскому камланию или  универсальной  молитве православных верующих  Отче наш», где есть такие слова в двух вариантах: «…И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» — «И прости нам грехи наши, как мы прощаем должникам нашим…». Богословы утверждают, что наиболее близок к оригиналу молитвы Господней последний перевод, где речь идет  о грехах перед Богом и всем миром.   Как известно, разница между грехами человеческими и денежными долгами  людей перед ростовщиками-заимодавцами  огромная, как  между Господом Богом и банкиром Германом Грефом. Увы, прозаическим и косным  вариантом молитвы Господней стал стал тот, где  речь идет о  грехах как о долгах  в первую   перед ростовщиками  — Бог высоко, а царь далеко, зато  ростовщик рядом и обязательно любым способом долг взыщет, ибо грехи в отличие от долгов  всегда прощаются  за денежную мзду или  за давностью лет. Долги/грехи  делают всех людей  одинаково должниками —все должны друг другу и все должны прощать их прощать  друг другу одинаково и беспроцентно. Так повелось исстари, так написано в Благой вести.
        Кто кому  сегодня  больше должен своему Отечеству рядовой работник  аграрного сектора из хутора Пишвановка или  успешный  долларовый миллиардер Роман Абрамович, уроженец Саратова, гражданин трёх государств, самый богатый гражданин Португалии? Вопрос некорректный, неприятный, и даже  идеологически и политически провокационный, но честный  ответ на него  сегодня крайне необходим, а иначе все разговоры о  патриотизме, долге перед Родиной,   перед миром и своей семьёй -сплошная демагогия и бесстыжее лукавство. Смута 90-х и нулевых годов провозгласила два лозунга: «Никто никому ничего  не должен!» и «Грабь  награбленное и общенародное!». Гражданский долг -служба в армии стал налогом для бедных, обманутых и ограбленных. Понадобилась  почти четверть века и затяжная война России с Большим Западом, чтобы многие из нас, мучительно  преодолевая  в себе  гадливое  своей  трусливой беспомощности и подлой ничтожности  перед  господствующим в России злом, наконец, осознали, что мы в вечном  долгу не перед   конкретным  жизненным пространством на отдельно взятом континенте под названием Родина, а перед людьми, прежде эту горную, равнинную, лесную или пустынную местность населявшими, перед теми, кому не повезло и кто погиб  вместо нас. Мы в неоплатном  долгу   перед теми, вместо кого мы остались жить, живём  и продолжаем жить. Мы в неоплатном долгу перед теми, кто нас родил и вырастил, которых тоже давно нет. Выходит так, что мы, живые, в первую очередь  в  неоплатном долгу перед  мертвыми и теми, кто был изувечен на войне и стал беспомощным калекой. Ведь для того, чтобы те  дети Войны и Беды,, кому сегодня исполнилось 80 лет, нормально росли, жили и трудились, должны  были в  ходе войны 26,6 млн человек, в армии —  8,7 млн человек, а мирных и безоружных граждан, стариков, женщин и детей —16 млн человек. К этим потерям следует добавить и умерших раньше времени от  ран и болезней в послевоенное лихолетье ещё довольно молодых инвалидов и калек, а также и 12,7 млн человек , которые (по данным Росстата) просто не родились, (их дети, внуки и правнуки). Если всю смертную цифирь суммировать, то наш долг  не перед Родиной, не перед вождём и царём, а перед 70%  погибших и искалеченных  русских воинов, перед их вдовами, матерями  — за каждого одного  из детей войны   было убито за годы войны 4-5 человек! Такова бухгалтерия смерти, такова  правда  и  цена одной человеческой   жизни. МЫ ИЗВЕЧНЫЕ ДОЛЖНИКИ МЕРТВЫХ, НА КОТОРЫХ ПОЗОРА НЕТ, но дело в том, что МЕРТВЫМ ОТ ЖИВЫХ НИЧЕГО НЕ НУЖНО — ни крошки хлеба, ни глотка водички, ни бронзового бюста, ни памятника гранитного во весь рост.
Мёртвые в орденах  не нуждаются,
Ни в панегириках, ни в надгробиях,
Ни в кресте,  ни в звезде с серпом и молотом,
Не нужна ипотека им, не нужны пособия —
Это  ими  всё  в пыль перемолото,
Переплавлено с чугуном и золотом
И оставлено  живым для  «зодчества»…
       Единственное, что можно сделать доброго и хорошего  для мертвых и живых, так  это не осквернять могилы предков, не сносить храмы и кладбища при них, не осквернять и не сносить  памятники  великим людям прошлого, полководцам-завоевателям и конкистадорам-первооткрывателям, поэтам и учёным, композиторам и художникам — героям иных эпох и цивилизаций. Не мы их устанавливали, не им мы поклонялись, не нам их и сносить.  И желательно, храня память о прошлом, постараться  оставаться человечными,  мудрыми и трезвомыслящими, счастливыми и созидательными  существами   с перспективой на лучшее будущее.  Только таким образом можно доказать молодым поколениям, что жизнь наших мертвых не была напрасной, и только таким образом можно до востребования  отдать им свои моральные долги. О долгах своих и долгах чужих  лучше всего молчать как в дни войны, так и в дни побед, и Родину-мать надо любить молча, а не  вопить о ней на всю Воронью слободку, и молча умирать за неё, если ты действительно её любишь.  «Кто любит свою королеву, тот молча идёт умирать»(Александр Вертинский) Все должны кому-то что-что, а по-настоящему  никто никому ничего не должен, кроме одного —  никогда  не делать зла другому, всегда мучительно хотеть быть человечным к ближним своим   в часы лишений и в часы любви.
     Времена меняются, а с  ними меняются и люди, обычаи и нравы. Сегодня умереть   дороже, чем продолжать своё убогое существование. Россияне разных верований предпочитают для своих покойников покупать картонные гробы за 5 тысяч рублей вместо деревянных, цена которых доходит  до 200 тысяч рублей. Похоронные обряды становятся такими же затратными для простолюдинов. как и во время Смуты 90-х и нулевых годов. Хорошо запомнился один факт, который отразило федеральное телевидение, когда на кладбище в г. Струнино Владимирской области гроб с трупом заслуженной ткачихи СССР провалялся под открытым небом трое суток, так как у родных не было денег, чтобы нанять могильщиков и похоронить героиню  социалистического  труда по-человечески. С тех прошла почти четверть века, но в тех странах,   где живые и мертвые граждане никому не нужны, о жертвенном  воинском  долге говорить и рассуждать стало верхом  лицемерия, сатанинского лукавства и наглого фарисейства. Каково сегодня приходится тем матерям и вдовам, когда они узнают, что замороженные трупы их сыновей и мужей продолжают лежать  невостребованными в авторефрижераторах на границе с Украиной?
      Кто в большем долгу перед Родиной? Тот, кто жил и трудился, служил в армии и воевал, или тот, тот, кто ограбил свою  Родину и свой народ и не раскаялся, а наоборот кичится своим награбленным богатством и  роскошью? Вопрос риторический и старый как мир. Сегодня пропаганда воинского долга, воинского духа и чести по страрым советским идеологическим штампам уже никак  не работает. Сегодня большинство    молодых людей из малообеспеченных семей  предпочитает воевать и рожать детей  за деньги, по контракту, за материнский капитал и прочие  дополнительные выплаты и льготы. Сегодня в стране есть такие финансовые магнаты, кто может  в полном  объёме спонсировать СВО, платить бойцам  «большие деньги» за боевые заслуги и ранения, а беременным школьницам и студенткам производить разовые  выплаты от 100 тысяч рублей и выше. По словам российский чиновников, чем дольше длится война на Украине, тем больше развивается российская экономика, ВПК работает в три смены, растут доходы трудящихся и растет в стране число долларовых миллионеров и миллиардеров. А это значит, что такую богатую, замечательную и процветающую страну следует любить и защищать как за деньги,  так и по любви. Опыт криминально-сексуальной революции 90-х и нулевых годов ещё не забыт и исправно практикуется сегодня  как в столицах, так и на окраинах империи.
      Число российских миллиардеров выросло до рекордных 125 человек. Forbes публикует новый рейтинг. По данным на 2 апреля 2024 года, опубликованным американским журналом Forbes, совокупное состояние 125 российских миллиардеров составляло 576,8 млрд долларов, что на 14% больше, чем в предыдущем году (505 млрд долларов).  По данным  депутата Госдумы от фракции КПРФ Николая Арефьева, из России за 30 лет  было вывезено  ресурсов на 180 триллионов рублей. Этой суммы, по его мнению  хватит на три Сталинских Индустриализации. Куда ушли деньги?  Разворованы правящим Домом Ельциных, его наследниками  и подельниками?  По утверждению российского экономиста и политика,  Государственного секретаря  Союзного государства России и Беларуси Сергея Глазьева, за 30 лет из России вывели триллион долларов: «Мы, честно говоря, плохо знаем, где они находятся. Знаем, что примерно полтриллиона долларов вращается между офшорами и российской экономикой — кругооборот составляет порядка сотни миллиардов долларов ежегодно. А вторая половина триллиона вообще испарилась в неизвестном направлении». По свидетельству другого экономиста  времён  последней Смуты  Василия Колташова за 3 десятилетия из российской экономики вывезено порядка 3 триллионов долларов, которые, по его мнению, где-то находятся и их  непременно надо найти и  вложить в российскую экономику. Как вернуть этот долг Родине, чтобы не быть проклятым своими потомками, никто не знает, и старается об этом  не думать и  тем более не говорить. Не будем говорить о неприятном, пока война России с Большим Западом — нам нужна Победа, природных богатств страны нам ещё надолго хватит. Так рассуждают сего те, кто продолжают спекулировать героизмом  и жертвенными подвигами наших отцов и дедов, кто делает на войне бизнес и пользуется всеми благами мирной жизни.    Вот, кто перед Родиной в неоплатном вечном долгу на этом и на том свете. Но кому от этого легче? Ясное дело, что Правда и Справедливость были попраны  в России  ещё в начале прошлого века бандитами-большевиками во главе с Лениным, Троцким и Сталиным, которые  приложили  немало сил для того, чтобы  резко  снизить численность  русского народа через свои сомнительные социальные эксперименты и чудовищные «великие переломы». Огромную лепту в геноцид великого народа, который почему-то всегда всем что-то непременно должен, Горбачёв и Ельцин, именно их стараниями русские люди стали деградировать и вырождаться. (Анатолий Апостолов. Миф о размножении и сбережении  народа —  Проза. ру)
        Что мог  бы сегодня на эти три триллиона  долларов сделать Путин? Купить  по-честному у Большого Запада всю Украину вместе с Литвой, чтобы воссоединиться с Калининградской областью и  непризнанной Приднестровской республикой? Купить утерянное по своей вине, купить исторические земли, вместо того, что бы снова и снова  воевать за них и проливать кровь своих солдат. Как, например,  это сделал Петр Великий, купив  у шведов Лифляндию. 
     За 3 триллиона долларов  можно в  полной мере обустроить всю Арктику для постоянного комфортного проживания русских вместе с народами  Крайнего Севера; осуществить давнюю мечту Михаила Ломоносова — сделать успешным размножение и сбережение русского народа, а  саму   Россию превратить в оплот всего   мира и всей  русской цивилизации. Однако этому никогда не сбыться —  разграбленные ценности и деньги никогда не вернуть, и никто из отечественных грабителей и расхитителей не собирается возвращать Родине-Матери свои долги ни сегодня,  ни завтра и вообще никогда-никогда, на протяжении всей многолетней войны с Большим Западом и тем более после её  разрушительного окончания. Увы, не та эпоха. Не те люди.  Не те долги. И  СВО далеко  не та «священная» война.
        Когда страна ведёт оборонительную войну, то о долге  перед Родиной должны  не забывать  все — медсёстры и банкиры,  все слои и прослойки  социума должны одинаково страдать и рисковать своими жизнями. Только так, а не иначе. И не надо нашим олигархам-патриотам заниматься пропагандой жертвенного патриотизма, находясь на роскошной яхте в теплом море в окружении сексуальных юных  наяд во главе с Настей  Рыбкой. Подай другим пример патриотизма, — сдай свой бизнес своей жене, бери шинель, иди на фронт. То же самое касается и сотрудников  бывшего КГБ СССР, которые сменив на Лубянке вывеску, втихаря присвоили  себе  «золото партии», взяли   в 90-е годы под свой контроль  криминальный бизнес, стали  банкирами со штаб-квартирой в Лондоне и владельцами дорогой недвижимостью, дворцами   и  поместьями.
      По мере  социального  взросления и в процессе своего существования индивид осознает, что он очень многим людям в этом мире  должен, а ему никто в лице социума и  правящего режима никто не должен и ни в чём не обязан.   Бывает так, что не человек перед Родиной в долгу, а она ему должна в её «минуты роковые». Иногда защитники  Родины нуждаются в её защите, а она в лице монструозной  власти брезгливо отворачиваются от неё. Сегодня у родителей взрослых сыновей, тех пошёл служить, и тех, кто  сейчас воюет  по контракту на СВО возникают неприятные вопросы в отношении воинского долга их родных чад, которые задавались солдатскими матерями 25 лет назад по окончанию второй войны России с мятежной Чечнёй: «Моему сыну военком сказал, что надо отдать долг Родине... Но я  ничего у нее не занимала. Я сына родила, поставила на ноги, вырастила, как смогла воспитала и научила жить и выживать в этом мире.  Откуда долг? Люди не для того рождаются, чтобы быть всю жизнь должниками, жертвовать собой  и ещё чувствовать  перед кем-то виноватыми.  Служба в армии сейчас — это налог для бедных. Статистика подтверждает, что в армии нет ни одного человека, относящегося к так называемой элите, потому что они откупились и поэтому Родине ничего не должны. Ну вот и выходит, что мы, обычные граждане, в вечном долгу перед ней». Трудно возразить этим утверждения солдатской матери. (Анатолий Апостолов. Солдатские мамы в горящей Чечне. — Проза. РУ)
        Большинство людей считают, что у  них только один  долг — долг перед родителями, ибо  возможность родиться и жить дали все же родители! А гражданство, паспорт, виды на жительство и социальные  блага   Родина не выдает. Вместо неё это делает государство  согласно с Конституцией от лица  малой и большой Родины для того, чтобы вести учёт  и контроль над всеми, кто ему якобы по гроб жизни  обязан и всегда  должен Выходит, за деньги родителей  и  за  мои деньги  Родина  обеспечила мне медицину и образование, а я же еще остался на всю  оставшуюся  жизнь должен? Видимо надо спасибо сказать, что  советско-буржуазная Родина  все деньги подчистую не украла?
         «Скажи спасибо, что живой!» — эту угрожающую фразу грозного начальства  приходилось часто не одному поколению советских людей.  Долг перед  Родиной  рядового обывателя — одна из социальных ловушек лукавых  «ловцов человеков», которые присваивают себе тела, души и сознание молодых людей страны. Мы в долгу лишь только перед своими родителями за тот подаренный нам дар существования в этом мире — за биологическую  жизнь, за «дар напрасный и случайный», по словам великого поэта Пушкина. К сожалению, как показало время, «весёлый  пессимист» Пушкин оказался прав — последняя кромешная Смута в России во всем своем окончательном безобразии подтвердила его мудрое  неутешительное  утверждение — жизнь многих миллионов людей оказалась даром напрасным и никому не нужной. А вот стихотворный  ответ святителя митрополита Московского Филарета (Дроздова), который так растрогал Пушкина, сегодня звучит так же не убедительно, как и нынешние проповеди Патриарха всея Руси Кирилла о семейных ценностях и жертвенном  воинском долге перед Родиной.
       Хорошо, когда слова завершаются делами и плохо, когда дела становятся пустыми словами и демагогией. Вы всё ещё верите в бизнес с человеческим лицом? «Хотите денег — идите в бизнес!» — сказал Д.А. Медведев. Но не могут быть все жители страны бизнесменами. Многим  молодым отцам и одиноким  матерям,  имеющим работу и исправно платящим налоги, сегодня  приходится весьма туго. Вместо того, чтобы развивать производство, увеличивать число рабочих мест и повышать зарплату, правящий режим  рекламирует всё брать в кредит, даже одежду и обувь, даже на организацию  свадьбы  советуют  молодожёнам  брать  кредит. Для чего? Чтобы потом совместно начать семейную жизнь с долгов, попадать в пожизненную  финансовую кабалу к ростовщикам и бандитам-коллекторам из малых кредитных организаций? Чтобы создавать семью ради материнского капитала  и  всю жизнь быть в неоплатном долгу перед этими паразитами советско-буржуазного  социума   и заодно в долгу   перед  Родиной? (Анатолий Апостолов. Когда сестра ложится под проценты. — Проза. ру)
         Когда страна ведёт оборонительную войну, то о долге  перед Родиной должны  не забывать  все — медсёстры и банкиры, бизнесмены и политики, рабочие и служащие,   все слои, прослойки и прокладки   социума должны одинаково страдать и рисковать своими жизнями.  Все должны одинаково бежать  в бомбоубежище  одинаково переживать ракетно-бомбовый удар, одинаково переносить  страдания и лишения, терять своих родных и близких, своё имущество и кров, рискуя жизнью под огнём противника   снаряды, воду и продукты   на линию фронта и помогать солдатам  отражать воздушную  атаку дронов.  Только так, а не иначе. А иначе будет многолетняя непонятная  война без побед и поражений, с периодическими краткими перемириями, обменом пленными и   замороженными трупами  солдат  двух воюющих  сторон, каждый из которых сполна  отдал свой долг  своей Родине и честно  выполнил приказ своего Главнокомандующего.

07.06.2025, Троицкая  родительская суббота   


Рецензии
Интересная статья о так называемом долге, долге перед Родиной.
Сегодня пропаганда воинского долга, воинского духа и чести по старым идеологическим штампам уже НИКАК не работает и маловероятно что будет оживлена в 21 веке.
Не секрет, что БОЛЬШИНСТВО молодых людей из МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ семей предпочитают ВОЕВАТЬ по контрактам, а РОЖАТЬ за деньги, материнские и прочие выплаты и льготы.

Прошло более 70-ти лет,но за все 8 лет обучения в СВУ (в далёком Оренбурге), мне не запомнился НИ ЕДИНЫЙ случай, чтобы наши офицеры- воспитатели, участники войны (прошло всего 5-6 лет), проводили с нами какие-либо душеспасительные беседы о патриотизме и любви к Родине.

В 11-12 лет, я уже понимал, что окончив СВУ, а потом пехотное училище стану офицером (другого пути - не мог представить).
Обучаясь в СВУ мы были на полном (весьма хорошем, по меркам того времени) государственном обеспечении.
Ни о каких контрактах с Родиной не шла речь. Коль стал офицером, выбрал свой путь, значит должен отслужить 20 -25 лет и увольняясь на пенсию, ни о каких подработках (охранником в магазине или на автостоянке), тогда не шла речь.

Запомнились слова сказанные старшиной роты, участником войны, орденоносцем солдатской Славы, о НАШЕМ ДОЛГЕ перед Родиной:
" Вы теперь люди государственные, подневольные, служивые. Вы инструмент в руках партии. Вы должны безропотно исполнять любые приказы командиров. Став офицером у вае будут ТОЛЬКО ОБЯЗАННОСТИ и не будет НИКАКИХ ПРАВ!
При уходе на пенсию вам полагается лошадь и гектар земли.
Вас сейчас кормят,поят, одевают, учат наукам, танцам, языкам и прочее..."

Монолог закончил словами:" Придёт время и вы должны за ВСЁ ЭТО отдать ДОЛГ - СДОХНУТЬ за Родину!"
Запомнилось НЕ УМЕРЕТЬ (как надо бы сказать помягче!), а просторечное - СДОХНУТЬ!

Не раз вспоминал эти слова в годы Афганской войны (1979-89 год), пришедшей по времени на моё поколение.
С уважением, Владимир

Владимир Харченко   08.06.2025 23:01     Заявить о нарушении
Спасибо, досточтимый Владимир, за исторические личные свидетельства на тему вечного долга перед государством и Родиной. Спасибо за горькую правду о войне и мире, и о том равнодушном отношении советского начальства в своему человеческому материалу, о котором не раз говорил писатель-фронтовик Виктор Астафьев. О ветеранах Афгана и двух чеченских войн тоже нужна своя горькая правда, чтобы знать, кто кому должен и кто кому обязан по гроб жизни.

Анатолий Апостолов   09.06.2025 06:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.