Октябрьским вечером у библиотеки
Парень он был коммуникабельный, выгоду свою знал, был неплохим рассказчиком, приударивал за самой популярной девочкой класса. Два последних фактора оказались ключевыми для шестилетней вражды между ним и другим, низкорослым и веснушчатым претендентом на роль заводилы класса. Вражда эта выливалась в периодические стычки за школой, заканчивающиеся под одобрительные возгласы и подбадривания синяками и носовым кровотечением.
Был он твердым "ударником" - если не понимал материал, то старался вникнуть, перечитывал, объяснял сам себе, но если не мог преодолеть уровень сложности урока, то переходил к более приятным занятиям, будучи по натуре авантюрной личностью. Он неплохо рисовал, любил играть в футбол. Однажды я побывал у него дома - он лежал на тахте в прихожей, и дальше нее я не попал - гостеприимством наш новый приятель не отличался.
Мы с ним общались мало, в основном, когда ему нужна была помощь на уроках немецкого и родного языков, литературы и истории. Однажды он со своим другом, нашим одноклассником, физически развитым и легкомысленным толстогубым парнем, похитили мой школьный ранец. Пришлось бежать за ними около трехсот-четырехсот метров, пока мне не вернули портфель.
- И зачем вы это сделали? - раздосадовано спросил я сероглазого и толстогубого.
- Да ты вообще не двигаешься, не играешь, вот мы и решили тебя растормошить.
Я не знал - обижаться или простить их шутку. Дело в том, что я не считал, что мало двигаюсь, кроме того не играл я в волейбол или футбол потому, что меня и не принимали. Не знаю, может, у большинства детей от рождения навыки игры в волейбол или настольный теннис, но не у меня. Никто меня не учил этим видам игр, а правила футбола я не знаю полностью до сих пор. Эти игры мне не настолько интересны, чтобы я еще занялся их изучением.
В октябре 199... года администрации наших шести школ решили организовать "Биологический бой" между шестыми классами каждой из них. В нашей школе был выбран наш класс. Состязание состояло из развлекательного номера с объяснением названия команды, далее начинались командные состязания, в а самом конце намечался бой между капитанами команд.
Капитаном нашей команды единодушно был избран я. Учительница химии помогла нам с реактивами необходимыми, согласно нашему сценарию, для развлекательного номера - на сцене. За дымовой завесой мы меняли декорации - из пятнадцатого века переносились в наше время и т.д. Кроме того, достигался эффект внезапности как для команд-конкурентов, так и для зрителей и жюри, не говоря уже о гарантированном получении необходимых баллов.
Командные состязания были слабым местом наших противников. И мы загордились, расслабились, несмотря на ежедневные короткие семинары с учительницей биологии. Наша школа, традиционно, была лучшей - ее выпускники с золотой медалью не имели себе равных на вступительных экзаменах в вузы. Их боялись срезать - себе дороже.
Между тем, в других школах подготовка к "Биологическому бою" шла усиленными темпами.
И вот, настал тот вечер. Шло на закат желтое октябрьское солнце, золотило серо-голубоватые облака, которые, одновременно, рдели алым и малиновым цветами. Не дул еще холодный ветер, и было тепло. У входа в местную библиотеку собралось человек двести, еще половина находилась в зале. Учащиеся из разных школ обменивались колкостями по поводу предстоящего мероприятия, подначивали друг друга, выражали твердую уверенность в победе своих команд.
...Развлекательный номер принес нам первый успех. Артистизм наших девочек, хлопок реактива, а затем появление дыма на сцене - все это удивило как жюри, так и зрителей. Мы заработали начальный балл.
В середине конкурса команда нашего класса потеряла очки - где-то замешкались, где-то поторопились, где-то неправильно ответили.
Когда я поднялся на сцену для участия в конкурсе капитанов, было ясно, что нам светит третье место. Было обидно. Но мы не учли фактор везения. Я вытянул билет на тему "Строение зерновки пшеницы". Знал я эту тему на зубок и, едва прочитав задание, подошел к столу жюри и принялся громко, на весь зал, отвечать. Члены жюри удивились, в очередной раз, и прибавили мне баллы не только за правильный ответ, но и за реакцию. Таким образом наша команда с третьего места поднялась на второе. Но один конкурс капитанов не мог повлиять на несколько неправильных ответов во время командных соревнований.
Так, наша команда, из фаворита, превратилась в лузера, попав под проклятие второго места.
Капитанам вручили почетные дипломы и грамоты, и мы вышли на улицу. Часть наших игроков остановилась между кипарисом и можжевеловым кустом - шел разбор полетов под руководством нашей учительницы биологии. Низкорослый веснушчатый, с быстро бегающими глазами, участник команды утверждал, что нам, всего лишь, следовало приложить чуть больше усилий. Поток его контрфактуального мышления прервала собственная тетя:
- Учить надо было, когда я говорила, чтобы потом не спрашивать друг у друга правильный ответ, когда у вас всего полминуты на ответ.
Я стоял на тротуаре, слушал перепалку одноклассников и учителей и смотрел на диплом. Он был белого цвета - на левой стороне разворота титульного листа была изображена голова Ленина, на правой - детским округлым почерком были обессмерчены достижения нашей команды. Дата, подписи, печать.
Ко мне подошел сероглазый в сопровождении губастого.
- Дай посмотреть!
Оба одобрительно закивали и похвалили меня ("в последний момент спас от позорного третьего места").
Потом сероглазый, по-видимому, осознал, что второе место не есть первое, что-то в его сознании сработало, и он запричитал:
- Ах, Ленин, Ленин! Поганая собака! Сколько ты нам вреда принес! Дай сюда, дай!
И пока я соображал, что он намеревается сделать, сероглазый, под одобрительное улюлюканье губастого, плюнул в диплом, на портрет Ленина.
Я стоял как громом пораженный. Плевок одноклассника, который происходил из семьи интеллигентного преподавателя, в мой диплом ("присуждается капитану команды", классу же полагалась грамота) был для меня шоком. Стоящие вокруг учителя и школьники сделали сероглазому замечание, но он, неожиданно, помимо Ленина, стал поносить Горбачева, вспомнил нацизм и боровшихся с ним дедов, а в конце выразил надежду, что памятники коммунистическим деятелям будут разрушены во всем мире.
Я не знал, как реагировать. Плевать-то на портрет Ленина имел право я, а не сероглазый. Это мои предки пострадали от Февраля и Октябрьского переворота, а вот предки сероглазого научились читать и писать, из глинобитных хибар перебрались в собственные дома. Но в моей семье плеваться на улице было не принято.
Обиженный, разочарованный, забывший и о втором месте, и о своем блестящем выступлении на конкурсе капитанов, я побрел домой. Там меня ждал меня накрытый бабушкой стол с вкуснейшней на свете жареными на сковороде куриными ножками, картошкой, сыром, соленьями и маринованными перцами.
Через двадцать лет после того дня сероглазый погиб. На чужбине. Не по своей вине. В городе, когда-то названном в честь вождя мирового пролетариата.
А тот диплом все еще в моей коллекции почетных грамот, свидетельств, сертификатов и других дипломов. Слюна на портрете Ленина, должно быть, высохла....
Свидетельство о публикации №225060801542