Ты не верь слезам...
Драматическая притча о прощании
СЦЕНА:
Старая гримёрка в полутёмном театре. Потускневшее зеркало с лампочками. Слева — столик с папками, фотографиями, блокнотом. Справа — ветхий диван.
На заднике — мягкий свет, как от сцены, за шторой.
Слышен пульс метронома.
---
СЦЕНА 1.
Свет мягкий, будто в утренней дымке. ИРИНА сидит перед зеркалом, держит чёрно-белую фотографию — театральную труппу. Входит САША с книгой.
САША
Вы обещали… посмотреть. Это Чехов. Третий акт.
ИРИНА
(не глядя)
Опять плакал на репетициях?
САША
Пару раз.
ИРИНА
Плакать — это легко. Живи текстом, а не чужой смертью.
САША
(пытаясь шутить)
Вы говорите, как будто сами там были.
ИРИНА
Где там?
САША
За чертой.
ИРИНА
(вздыхая смотрит прямо на него)
Была.
САША открывает книгу, начинает читать.
---
СЦЕНА 2.
Входит СЕРГЕЙ. Одет в уличную одежду, немного небрежно. В руках — скомканный пакет с яблоками.
СЕРГЕЙ
Ты всё здесь. Этот запах пудры и пыли трудно спутать с другим...
ИРИНА
Новый урожай?
СЕРГЕЙ
(мягко)
Саша просил. Он боится. Думает, ты не вернёшься.
ИРИНА
(жёстко)
Сам же говорил: Ты не верь слезам, всё вернётся. Так почему я одна всё ещё верю?
САША смотрит то на одного, то на другого, словно чувствует, что в этом разговоре он не всё понимает.
СЕРГЕЙ
(тихо, как заклинание)
Сколько нам с тобой неба синего... Моря пенного, тела бренного...
ИРИНА
(вслушиваясь)
Чашу полную жизнь отмерила...
ИРИНА и СЕРГЕЙ
(одновременно, почти шёпотом)
Выбирай — у реки два берега…
СЕРГЕЙ
(глядя ей в глаза)
Руки скованы вечным холодом…
ИРИНА
(в ответ, спокойно)
Только головы непокорные…
(Пауза. Затем чуть иронично )
ИРИНА
Если это заклинание, то звучит как рецепт похмелья.
СЕРГЕЙ
Только если подавать с лимоном и театральным надрывом.
ИРИНА
(кивая в сторону яблок)
Тогда уж лучше шарлотку.
Они оба невольно смеются — коротко, но по-настоящему.
---
СЦЕНА 3.
Появляется СТАРУХА. Она не выходит — просто как будто проявляется из света. Одетая во что-то простое, но с театральной драпировкой.
СТАРУХА
(обращаясь к ИРИНЕ)
Ты давно стоишь на пороге. Но каждый вечер снова наносишь грим. Хочешь выйти на "бис"?
ИРИНА
Почему нет.
СТАРУХА
Это ты зовёшь их, не они тебя.
ИРИНА
(пронзительно)
Я не хочу уходить. Я только вспомнила, как быть живой.
СТАРУХА
(доставая из пакета одно из яблок)
Бывший, а заботливый.
ИРИНА
(в сторону САШИ)
Он играет, как будто держит меня за руку.
СТАРУХА
(надкусывая яблоко)
Сладкие, жаль зубы не те.
(ИРИНА вдруг вскидывает голову, чуть лукаво)
ИРИНА
Может и мы с тобой сыграем, например в шахматы?
СТАРУХА
(иронично)
Деточка, слишком банально. Я не Бергман. У меня все ходы записаны.
ИРИНА
(улыбаясь)
Зато я на рыцаря печального взора тяну вполне.
СТАРУХА
(чуть улыбается)
Всё ещё играешь, даже сейчас.
ИРИНА
Всё ещё живу.
---
СЦЕНА 4.
Свет становится жёстче, исчезает мягкость. Всё вокруг обретает ясность. СЕРГЕЙ достаёт из кармана бумагу.
СЕРГЕЙ
Я подписал. Теперь Официально. Врачи сказали, что надежды нет.
САША
(в ужасе)
О чём вы говорите?
ИРИНА
(тихо, в его сторону)
Это моя последняя сцена, Саш. Я — в реанимации седьмой день. А ты — приходишь, читаешь и разговариваешь со мной.
САША
Сон какой-то...
СТАРУХА
Могу ущипнуть.
САША
Прости, что сразу не догадался.
СТАРУХА
(приближаясь)
Он простил. А ты — себя?
ИРИНА
(смотрит на сына, улыбаясь)
Не верь слезам, родной, всё вернётся. Всё, кроме времени.
Они обнимаются.
СТАРУХА
Пора, деточка.
Она делает шаг к СТАРУХЕ. Та берёт её за руку. ИРИНА исчезает. Только зеркало отражает пустой стул.
---
ЭПИЛОГ
САША остаётся один. Он медленно садится на место ИРИНЫ. Смотрит в зеркало.
САША
Мам… Я буду играть, без слёз. Обещаю.
Пульс метронома останавливается. Тишина. Затем медленно, почти как эхо, начинается песня Шуры «Ты не верь слезам, всё вернётся…»
Свет гаснет, но зеркало отражает медленно тускнеющую фигуру Саши. Песня звучит сначала приглушённо, потом набирает силу, перекрывая тишину театра, словно душа уходит в свет. Музыка продолжается до затемнения.
ЗАНАВЕС
Свидетельство о публикации №225060801600