В преддверии краха. Ч. 1. Империя у ворот

Речь Посполитая не выдержала две взаимосвязи – и поклонение Богу, и материальный расчет. Противостоять капиталистическому напору, что накатывал со всех сторон, было невозможно. Конфессиональное многообразие, олицетворявшее союзное государство, рушилось, как карточный домик.

Полоцк на исходе Великого княжества Литовского еще покорял великолепием церковных святилищ, но становился городом "подела": нажитое за века влекло выгодой, что давала земля. С 1772 года в правобережной части Западной Двины хозяйничала Россия, и империальный прессинг нарастал.

ЧТО НА ЛЕВОМ БЕРЕГУ

За Полоцком оставалась «польская сторона» - левобережье. Так классифицировали междуречье документы, обнаруженные в архивных запасниках Вильнюса. По ним можно представить сложившуюся картину на тот час. Их расшифровал и перевел на доступный язык белорусский ученый, кандидат исторических наук Вячеслав Носевич.
 
Первый документ – это  «Тарифы курящихся дымов в воеводстве Полоцком». В 1775 году воеводство еще действовало - сохранялось, но центр был уже не в Полоцке: его сместили южнее, вглубь территории, и первоначально административное управление велось из Лепеля – из «глубинки».

 «Дымы» - это дома, так они прописывались на тот час. А «курящиеся» - это несомненно заселенные, действующие, говоря проще, жилые. Тарифы - их оценка: сколько взималось платы с каждого. И это в некоторой степени показатель уровня жизни людей, социального положения.

Вся недвижимость делилась на пять разрядов. Первый – самый массовый – это «dobra ziemskie», то есть дома (дымы) наиболее распространенные. Они были самыми массовыми – 1370 единиц, и заполняли, в первую  очередь, сельский сегмент государственного устройства. Ими были насыщены веси, фольварки и застенки – все то, где проживали люди труда: крестьяне (христиане). В свою очередь, они подразделялись на «ролничьи» (пахотные, или пашенные), с которых взимались 5 злотых, и «шляхетские», менее стоящие: оценивались в 3 злотых и 10 грошей. Здесь нельзя не задуматься. Шляхетская собственность оценивалась особо, это понятно, но почему ее стоимость ниже жилищ наиболее массовой прослойки общества – повсеместного крестьянства? Крестьянские дворы по разряду ставились выше. 

Второй разряд – духовный: жилища на церковных землях. Их тоже два вида, и они расценивались так же, как и в первом случае, но добавлялись «кляшторы» (монастыри). Те вносили естественно более солидную сумму – 50 злотых.

Так выглядела сетка сельских поселений. А в центральных точках, где концентрировалось мещанское население, была своя градация. Полоцк входил в число магдебургских городов, и дома имели свойственный этому порядку статус. Самыми дорогими были «палацы» (замки), где обитали высокоставленные особы. По оценке они приравнивались к кляшторам, и отчисляли по 50 злотых. Далее шли «каменицы», что само собой разумеется – дома каменные. С них взималось по 10 злотых. Отчетные графы в ведомости для палацев и камениц не заполнены, пустые. Это знак того, что в левобережье не было подобных строений, они находились в правой стороне Полоцка, в его центральной части.

В несколько меньшей степени рассматривались «покутные» (pokatne) дома – 7 злотых. Но чем они отличались от «камениц» и обычных дворов, пока сказать невозможно: нет сравнений. Были в городах также «ролничьи» (с земельными дополнениями) дома, но их обитатели платили на один злотый меньше, чем такие же в деревнях. И их было мало в городской черте левобережья – только семь.

Самыми дешевыми считались «приватные» дымы, безземельные. С них взимались только по 2 злотых. Их было ровно сто, из чего можно представить численность населения на тот час.

Еще один раздел тарифа посвящен так называемым гиберновым владениям. Они выделялись, но по уровню оплаты ничем не отличались от земских (ролничьих и шляхетских). А заносились в отдельную графу, потому что находились на особом положении – крепились к староствам (государственным подразделениям). Сразу скажем, что в Полоцкой парафии было только одно староство, с 20-ю гиберновыми крестьянскими дымами, и мы о нем расскажем отдельно.

И был вид жилья, который никакими злотыми не оценивался – «без платы». Так помечались в ведомости «халупы», и большинство из них пустовало. Их наличие касалось, в основном мест, где сформировались владельческие структуры слободского либо местечкового уровня. О них будем говорить ниже.

Бросается в глаза, что панские дворы – центры частных имений, по уровню оплаты ничем не отличались от ролничьих (крестьянских): те же 5 злотых. Похоже, что тогда еще не было ни палацев на селе, ни камениц, ни роскошных особняков. Они появились, скорее всего, одновременно с возникновением помещичьего строя, при империальном воздействии. Привнесли империи, туго затянув петлю повиновения на шее крестьянина – пахаря.

Вторая отличительная особенность – отсутствие шляхты на церковных нивах. Только три шляхтича показывались при монастырях, в то время как доля крестьян, с их пахотными дворами, была значительной – 448, четвертая часть всего крестьянского подворья. Почему не видно шляхетского сословия на церковных землях? Наверное, из-за благочинности и вековых традиций.

Денежные поступления подытоживались, и выводилась итоговая сумма, которая служила ориентиром для Скарбовой комиссии, созданной по инициативе сейма. Данные наглядно отражали также состав владельческого «корпуса». Видны обладатели земельных наделов – имена панов, которые распределялись по территории воеводства, наживаясь на закрепленных за ними деревнях (весях).

Второй документ – это 1789 год, отобразивший деятельность государственной комиссии по сбору средств: «10-го гроша» на войско Великого княжества Литовского. Комиссия руководствовалась конституцией и заседала в Ушачи – местечке, которое было выбрано центром «урезанного Полоцкого воеводства вслед за Лепелем. Сессию, проведенную там 19 июля 1789 года, можно назвать исторической. Духовные лица государства под присягой заслушивали «обывателе левобережной части Полоцка» - владельцев земель. Формировалась уникальная картина обзора. Каждый собственник подтверждал под присягой, сколько имел «навара» - злотых, с эксплуатируемого крестьянства (христианства).    

Абсолютно «полоцкой» парафию при городе на Двине уже назвать было неправильно, и употреблялось другое сочетание «Парафия Экиманско-Полоцкая», указывающая на часть анклава.

(Продолжение следует).

На снимке: копия начального парафиального листа, 1775 год.


08.06/25


Рецензии