И снова Киноклуб РХГА
Итак, благодаря Н. я стал вхож в удивительное культурное пространство Академии, где мне, выросшему в заводской среде, образованность, эрудиция и интеллект встреченных там людей показались чем-то возвышенным, притягивающим, вызывающим желание вновь и вновь оказываться там. Никогда в жизни я ещё не доходил так близко до понимания того, насколько я не хочу быть в компании технарей или дельцов, сколь меня притягивают люди гуманитарного склада. И здесь – такое открытие – РХГА (Русская Христианская Гуманитарная академия). Нет, я не пришёл туда учиться. Не поздно ли?
Я начал проникать в эту Альма Матер с посещения Киноклуба, который ведёт эрудированный преподаватель и киноэстет А. А Синицын. Благодаря этим событиям я стал открывать для себя кино как искусство., в котором воплощается разнообразие жанров: визуальность, музыка, историзм, драматизм, трагизм и комедийность; замысел режиссёра, игра актёров, игра красок, костюмов, декораций, танцев, игра аллюзий и метафор. И этот список можно продолжать и продолжать. И это – главное свойство настоящего кино. Не ширпотреба.
Жизнь на то и дана, чтобы совершать в ней открытия. И открывается, порой, непростое: искусство не может служить всем подряд. Даже, когда оно абсолютно доступно. Красоту может уловить лишь тот, в чьих глазах она уже родилась. А это рождение нужно ещё пережить, выпестовать, поставить на ноги. И тут понимаешь, что со многими вещами в плане открытия, ты не можешь справиться сам, и оказываешься там, куда неосознанно стремился.
На очередном (закрытом) заседании Киноклуба РХГА был показан тяжёлый фильм «Гибель богов» (итал. La caduta degli dei) — кинофреска Лукино Висконти (1969). Показ был закрытым, и пришёл я на просмотр вместе с философом Ж.
Накануне я ознакомился с фильмом через Википедию. Надо признать, что через такое знакомство ощущалась некая тривиальность и отгадки на вопрос получились сами собой: «Гибель богов» — это гибель старого мира аристократии перед лицом наступления нового человека масс – циничных безбожников – нацистов. Одной из причин падения старого мира «Богов», по мнению Висконти, стала развращённость и сексуальная преверсия аристократии. Недаром обложку фильма украшает мужчина, переодетый в женщину их кабаре. Но истинный фильм невозможно познать, не посмотрев его.
Фильм шокирует. Недаром кто-то из обсуждавших его, уже после просмотра, сказал: «нужно быть мазохистом, чтобы смотреть его второй раз». Сцены оргий, перемешанные с кровавыми сценами убийств, кровосмесительные связи, — поставленные эстетически изящно рукой мастера, вызывают когнитивный диссонанс. Так этика протестует против такой эстетики. В фильме нет положительного героя. Тот незначительный «герой», исчезнувший под давлением обстоятельств в начале фильма, и появившийся лишь в конце, вызвал среди обсуждающих волну критики: «а что он сделал, чтобы предотвратить, противостоять, воспрепятствовать, даже ценой жизни гибель своей семьи?» Ничего.
"Бойтесь равнодушных, ибо с их молчаливого согласия происходят все преступления на Земле" – сказал Лев Николаевич Толстой.
Однако, спойлерить фильм здесь – не моя задача. Предлагаю каждому посмотреть его и окунуться в атмосферу настоящего авторского кино, и высказать здесь своё мнение.
Закончу стихами, навеянными от просмотра фильма:
Все боги переплавились в металл!
Железный век дугою выгнул спину,
И показал свой дьявольский оскал
Грех, возомнивший из себя вершину.
Пред новым божеством все пали ниц!
Сверхчеловека всюду пьедесталы,
И льётся мир расплавленным металлом
Без Логоса и радости без лиц.
Где Бога нет – там, значит, можно всё.
И Люцифер глядит голубоглазый,
И свастику вращая колесом,
Чтоб второсортный был всегда наказан.
Где рая нет, там все живут в аду,
И жить никто иначе не посмеет:
Аристократ торгуется с плебеем,
А старый мир корёжится в бреду.
06.06.2025
Свидетельство о публикации №225060801661