Глава из книги. Неожиданные открытия

     После нескольких лет работы в НИИ "Леспроект", я всерьёз занялась научной деятельностью, стала писать диссертацию, по лесовосстановлению после вырубок, для чего мне понадобилось , чтобы кто-то из мужчин сопровождал меня в этой поездке для сбора полевых материалов.
Николай, мой муж, вызвался поехать со мной, для него это казалось романтичным приключением.
    Поскольку работа в лесу в условиях Томской области была очень трудна: 40 градусная жара, болота и кошмарное количество мошек и слепней, то муж мой очень скоро "сломался" и перестал считать это путешествие таким уж увлекательным. Романтики в Сибирской тайге для него не нашлось. Он оказался совершенно неприспособленным к трудностям жизни в суровом сибирском краю, вел себя как маленький капризный ребёнок, хныкал, жаловался на трудности, тянул с меня силы, вместо того, чтобы мне помогать и поддерживать, что в конце концов окончательно разочаровало меня в нём, и пошёл отсчёт времени до нашего развода.
    Я привыкла работать в команде мужчин, для которых эти трудности были ни по чем, помнила, что они сочувствовали мне, как женщине, шли навстречу, брали на себя основные трудности. Если и возникали какие-то неурядицы, они выходили из положения за свой собственный счет. Это было для меня нормой.
    На обратном пути в Новосибирске, где мы лежали на площади в спальных мешках, в скверике перед аэропортом, ожидая хотя бы одного свободного места на пролетающий нон-стопом самолет, который делал остановку в аэропорту Новосибирска, -  мне судьба послала встречу с однокурсником Виталием, работавшим где-то на Сахалине, и возвращавшимся из отпуска, летевшем с пересадками обратно к себе на Сахалин.
Именно он помог мне посадить полусонного Николая в самолет, летящий в Архангельск, где нашлось всего одно место, и мне удалось это место для него получить.
     Ничего не соображающий Коля спал в самолёте и очнулся только, когда самолёт благополучно приземлился в аэропорту Карелии.
Не знаю , вспомнил ли он,  как я ему кричала , что он может в Архангельске сеть на поезд, идущий в Ленинград, но каким-то образом он добрался до родного города, и даже успел к понедельнику выйти на свою инженерскую работу в Морфизприборе.
А мы с Виталием полетели дальше, до Хабаровска,где он пересел на самолёт до Сахалина, а потом уже я, 5 ночей не спавшая нормально, но получившая от однокурсника адрес его сестры Валентины, полуживая добралась до её квартиры в центре города и позвонила в дверь её однокомнатной квартиры.
     Валентина оказалась очень дружелюбной одинокой женщиной. В её однушке я , приняв душ, завалилась спать и проспала ровно сутки, чтобы затем отправиться дальше в загадочный посёлок Мухен.

     В Мухене меня ждали ещё более интересные и неожиданные события.
Глубокой ночью автобус-развалюха привёз меня в посёлок, где, оказывается жили на "свободном" поселении заключённые, и поэтому ходить по посёлку было вообще очень опасно.
     Но Господь хранил меня и Ангелы помогали мне в пути. Мне указали дорогу к дому директора лесхоза, где меня приняли, узнав, что я из самого Ленинграда прилетела, накормили яичницей из 5 яиц. Напоили чаем с липовым мёдом  и уложили спать.
     А ведь тогда в этих заброшенных дальневосточных краях царствовала такая бедность.! Еда, вот эти самые яйца, были таким дефицитом, их очень редко завозили в поселковый магазин. Своих кур они там тогда не имели. Зато липовый мёд был прекрасный! Тайга!  И тем не менее эти простые сибирские люди, привыкшие делится с ближним действительно тем последним, что имели, поэтому и позаботились обо мне и уложили меня спать до утра.
     К слову сказать, я , конечно же, должна была работать в этом дальневосточном краю не одна. Со мной в паре был прикреплён старший научный сотрудник, Василий Михайлович, но он приехал позже, непосредственно из Питера.
     Утром я отправилась в контору лесхоза, получила там необходимые рабочие материалы, проработав положенный рабочий день и вечером меня направили в дом Марии.
     Мария оказалась сельской учительницей и , по совместительству, библиотекаршей. Она была добрая, умная, работящая. Меня она приняла как родную. У нас сразу же возникла душевная близость, я почувствовала настоящую тягу к ней, к женщине, пережившей в жизни трагедию, о которой она мне позже доверительно рассказала.
     У неё был сын, Геннадий. Одиннадцать лет назад Мария с сыном пережили страшный пожар, ставший причиной множества повреждений и болезней.
Уже с утра Мария почувствовала какую-то тревогу. Сын, Геннадий, который был тогда ещё неженатым и жил с мамой в одном доме, засобирался в тайгу за грибами. А было это как раз в воскресенье и солнце светило ярко и вроде бы ничего не предвещало трагедии. Геннадий пошёл в подвал за корзиной.
     У Марии вдруг защемило сердце , и она настойчиво стала просить сына не ходить сегодня в лес. Геннадий был удивлён маминым поведением и не стал вдаваться в подробности. Он собирал необходимые для этого вещи: нож для срезки грибов, воду для питья, немного яблок. Старая мать продолжала тревожиться и умоляла сына, не уходить из дома.  Пока они так препирались, время шло и подошло к полудню.
     Ровно в 12 часов дня всю окрестность осиял жуткий яркий свет. Словно целый сноп отточенных карандашей взвился в воздух как раз в том месте тайги, куда Геннадий собирался идти за грибами. Было это в июле 1976 года.
Сколько прошло времени ни мать, ни сын не помнят. Очнулись они оба за 30 метров от своего дома. Мария лежала на дороге, её оглушило, отбросило взрывной волной, засыпало землей. Она с трудом поднялась на ноги и стала искать своего сына. Сына своего она нашла также лежащим на дороге. Растормошила его и потащила к дому.
       Они полезли в подвал и просидели там почти что неделю, пока улеглась радиоактивная пыль от нейтронного взрыва, который произошёл в 1976 году в посёлке Мухен Хабаровского края. Эта земля Манчжурия раньше принадлежала китайцам, а с некоторого времени отошла к Советскому Союзу. Она была богата лесами, а у китайцев  земли было меньше, чем быстро растущего населения, поэтому они решили напугать правительство Москвы и первый вот этот взрыв, затем второй в районе Комсомольска-на-Амуре, там меня не было и я только слышала об этом, было их агрессией против Советского Союза. И только третья ракета, выпущенная по соседнему государству, была им отправлена обратно и разорвалась на территории самого Китая.
     Интересно, что сейчас на месте этого странного"пожара", который сверху видится как круг (а ведь мы лесные работники точно знаем, что пожар не может распространяться сразу во все стороны, потому что есть ветер). Так вот на месте этого опустошения построен санаторий, потому что там нашли источники с целебной питьевой водой, и, поскольку период полураспада, 25 лет, закончился, по слухам, теперь в век капитализма этот санаторий был построен китайцами и прекрасно функционирует.
     Но вернёмся в 1987 год. Я находилась на этой территории лично, работала в лесхозе, ходила там по улицам, видела на дороге свернувшуюся клубком огромную желтую с пятнами змею - кобру с поднятой кверху головой с чёрным жалом. От ужаса повернула обратно и дальше не пошла, но эта огромная змея сохранилась в моей памяти.
    Воздух в этом посёлке был каким-то тяжёлым, мне было трудно дышать. Мария рассказывала мне, что весь посёлок тогда целую неделю сидел без света, без радио, без связи с Большой Землей. Люди не знали, что происходит, информация была замолчена. Конфликта советское правительство не хотело.
Хорошо, что в советских посёлках Дальнего Востока люди привыкли запасать продукты на зиму в подвалах и Мария с Геной могли неделю просидеть в этом подвале, имея еду и питьё. Это их и спасло.
      Прошло много лет. Я уже не работала в НИЧ "Леспроект", а работала педагогом-организатором, по авторской программе, вела клуб авторской песни для подростков 11-16 лет. Сложная конфликтная ситуация в моей кооперативной квартире, когда фиктивный брак врача-гинеколога на мне, еврейке для выезда на ПМЖ в Германию по еврейской эмиграции, закончился моей беременностью( совсем не фиктивной)и полным несогласием моего уже настоящего мужа становиться отцом своего собственного ребенка, разрешилась в пользу материнства, и прекращения этого своеобразного брака разводом со стороны Андрея, который я поспешно подписала, не видя иного выхода из этой истории, грозившей мне и нашему ребёнку тяжёлыми ( скажем так, смертельными) последствиями. Девочку я родила с Божьей помощью, соседи, уезжавшие как раз за 8 дней до моих родов в Германию, преподнесли мне все, необходимые для новорожденной вещи: кроватку с бельем, ванночку для купания, детскую одежду, марлю для прокладок, которые нужно было тогда кипятить и гладить, коляску.
      С Геннадием и его женой Оксаной, свадьба которых произошла позже, когда Марии уже не было в живых, мы ещё встретились. И это также было очень как-то запрограммированно кем-то свыше, потому что я тогда растила одна маленькую дочку и ещё одну не очень маленькую, 13 летнюю, и вот летом примерно 1997 года эта семья с дочкой Олесей приехала к нам в гости посетить Санкт-Петербург. Я уступила им нашу большую комнату и они целый день осматривали нашу Северную столицу, а вечером, придя домой, варили вкусные супы и жаркое и кормили нас троих тем, что они умудрились привезти с собой из далёкого загадочного Мухена.
Они также привезли с собой фотоаппарат и сделали снимки маленькой Полины и меня, которые другим способом я тогда сделать бы не смогла., поскольку не имела даже примитивного фотоаппарата.
     Так у меня остались фотографии и приятные воспоминания о нашей дружбе.
     Сейчас жизнь очень круто изменила жизнь как в России, ибо Советского Союза больше нет, так и в других регионах.
     Но идея замалчивать вражеские нападения на страну больше не господствует .
     Хочется верить, что лучше горькая правда, и лечение ее последствий открытым путем, чем странные высказывания о том, что в нашей стране нет ни того, ни другого, ни третьего.
      Пусть будет добрым этот мир!
      Пусть примиренье после битвы
      Нам облегченье принесёт.
      Пусть будет враг разбит в том смысле,
      Что будет правильным расчёт:
      Кто сколько должен -  ПУСТЬ ЗАПЛАТИТ!

      И добровольно. Не насильно!!!
      Пусть чудо здесь произойдёт,
      И примирятся!
  22.01.2024. Германия
      


Рецензии