История о смерти и любви
Действующие лица:
Автор – женщина лет 50, принадлежит к поколению «внуки победителей»
Тимофей – 30 лет
Анна – 26 лет
На сцене затемнение, потом включается свет, освещает стоящий в центре стол. На столе лежат письма – несколько солдатских треугольников и один прямоугольный конверт, и стоит портретная рамка для фотографий, повернутая задником в зрительный зал. Вместо фотографии белый лист с черной траурной полосой, но зрителям этого не видно. У стола стоит АВТОР.
АВТОР
Я хочу рассказать историю о своих предках, о тех, чья жизнь, молодость и любовь пришлись на годы Великой Отечественной войны. Мой дед по отцу, Тимофей, жил в селе Горкино Ирбейского района Красноярского края. Он очень любил свою жену Анну, первую на селе красавицу. У них было два сына: старший – Тимофей, 1939 года рождения и младший Виктор, родившийся в 1941-ом. В январе 1942 года деда призвали на фронт, а его жена Анна осталась в тылу – работать в колхозе не щадя себя, под девизом «Все для фронта, все для победы!», растить сыновей и ждать писем – заветных солдатских треугольников. Сначала письма приходили часто, и среди рассказов о фронтовой жизни в них всегда были строки о любви.
На сцену выходит АННА и останавливается за спиной автора. В руках у АННЫ письмо, сложенное солдатским треугольником. АННА разворачивает письмо и молча смотрит на него. На заднем плане появляется ТИМОФЕЙ, на нем военная форма.
ТИМОФЕЙ
В деревне нашей не было колец
И обручились мы не кольцами – сердцами.
Счастливей в мире не было сердец!
Изба ребячьими звенела голосами,
Когда с работы приходил устало,
А ты меня возле двери встречала.
На сердце сразу делалось теплей
От взгляда ясного и красоты твоей.
АННА прижимает к груди письмо. ТИМОФЕЙ уходит.
АВТОР. Потом письма стали более редкими и более тревожными, и вскоре перестали приходить совсем.
АВТОР берет со стола прямоугольный конверт и передает его АННЕ. АННА испуганно смотрит на конверт, берет его, вскрывает, достает письмо и охает.
АВТОР. Осенью 1942 года Анна получила известие о том, что ее муж, Беляцкий Тимофей Сафронович, 1912 года рождения, красноармеец, сапер, не вышел из боя юго-западнее Ржева и числится в списках пропавших без вести.
АННА роняет письмо.
АННА
Да что же ты наделала, война!
Оставив дом, ушел на фронт мой милый,
Кормилец, муж, любовь моя и сила,
И никому я больше не нужна,
В избе и в поле колочусь одна.
А где мой муж, с которым я жила,
Ждала с работы, ужином кормила,
С которым радость и печаль делила,
Которому сынов я родила?
На фронте без вести пропал мой милый!
Я не вдова, не мужняя жена.
Не знаю даже, где его могила.
Схоронен по-людски или на сто частей
Его разорвало фашистской миной?
Или он жив, и надо ждать вестей?
Быть может, он в плену немецком сгинул?
Надежда, словно боль в груди застыла,
И неизвестность душу мне сожгла.
Уж лучше б похоронку получила!
Объята черным горем вся страна,
И я б, как все, по-бабьи горько взвыла,
Оплакала б и как-нибудь жила.
Но сгинул, без вести пропал мой милый
Я не вдова, не мужняя жена.
Да лучше б и меня взяла могила!
Но жмутся к печке маленьких два сына.
Дров не хватает, печка холодна,
Пропал на фронте сильный мой мужчина..
В избе и в поле жилы рву одна.
Сынки голодные и смотрят сиротливо,
Отца и мужа забрала война.
Мне никогда уже не быть счастливой,
Я не вдова, не мужняя жена.
АННА набрасывает на голову черный платок, обнимает себя за плечи. Стоит, опустив голову.
АВТОР. И все-таки ты продолжала ждать
С тоской, отчаяньем, надеясь лишь на чудо.
Да, с того света не приходят люди,
Но, может, жив? И весть такая будет?
Ночами плакала, но каждый день опять
Ждала. Ждала, ждала сквозь все невзгоды,
Но - нет.
Грянул май сорок пятого года.
Слышатся звуки салюта. АННА поднимает голову и опускает руки.
АННА:
Взрыв салюта – как грома раскаты.
Победивший ликует народ.
Возвращаются в семьи солдаты,
Мой любимый ко мне не придет.
Без него отцвела, постарела,
Косы стали седые, как дым,
А он сгинул в бою подо Ржевом
И остался навек молодым.
Обернулась бы я белой птицей,
Полетела б за милым во мгле,
Но не птицей, а горькой вдовицей
Доживаю я жизнь на земле.
Горе тяжко мне давит на плечи,
Горло сжато, поникла спина.
Милый клялся любить меня вечно.
Клятвы все сокрушила война.
АННА опускает голову, закрывает лицо руками. Появляется ТИМОФЕЙ, на нем военные брюки-галифе и белая исподняя рубаха. ТИМОФЕЙ медленно подходит к АННЕ, встает за ее спиной. АННА никак не реагирует на его появление, продолжает стоять в той же позе.
ТИМОФЕЙ:
Анюта, клялся я любить до гроба,
Мне не досталось гробовой доски.
Услышь меня – я рядом, у порога,
Я здесь. Я изнываю от тоски.
ТИМОФЕЙ поднимает руки и держит их на небольшом расстоянии от плеч АННЫ.
ТИМОФЕЙ
Хочу обнять твои родные плечи,
Разгладить лоб, морщинки у висков,
Но тела нет! Оно в кровавой сече
Разорвано на тысячу кусков.
ТИМОФЕЙ опускает руки.
Ошибся я, не обезвредил мину.
Сапер – он ошибается лишь раз.
Но если телом я тебя покинул,
Душой я здесь. Я здесь прямо сейчас!
Мне больше некого любить на свете,
Только тебя и наших сыновей.
Ляг, отдохни. Пусть будет сон твой светел,
Почувствуй – рядом муж твой Тимофей.
Но ты меня не слышишь. Боже мой!
Моя Анюта плачет и тоскует!
И Господа в отчаянье молю я –
Ну хоть во сне ей душу успокой!
Пусть ей приснится, как ее люблю я,
За гранью жизни, за любой чертой!
Как в стае журавлей над ней кружу я,
В их крике горько плачет голос мой.
ТИМОФЕЙ отступает назад, вглубь сцены, закрывает лицо руками и стоит.
АВТОР. Я никогда не видела их – Тимофея и Анну, в нашей семье не сохранилось даже фотографий.
АВТОР берет со стола рамку для фотографий и поворачивает ее к зрительному залу так, что становится видно, что это просто белый лист бумаги, в нижнем углу которого нарисована черная полоса – знак траура.
АВТОР. Но история их любви продолжает звучать печальной мелодией в памяти нашего рода, пережившего великую войну.
Звучит печальная мелодия медленного вальса. АВТОР уходит, унося с собой пустой портрет. ТИМОФЕЙ и АННА стоят в разных сторонах сцены. АННА поднимает голову, ТИМОФЕЙ опускает руки, открывая лицо. Они смотрят друг на друга, потом медленно двигаются друг к другу, словно танцуя вальс. ТИМОФЕЙ держит руки за спиной, а АННА кружится в вальсе и приближается к нему. ТИМОФЕЙ снимает с ее головы черный вдовий платок и роняет его на пол. АННА и ТИМОФЕЙ делают несколько поворотов в вальсе, потом расходятся, ТИМОФЕЙ исчезает за кулисами, АННА стоит, протягивая вслед ему руки, потом опускает их, поднимает с пола черный платок, надевает его на голову и уходит. Звуки вальса стихают.
КОНЕЦ
Свидетельство о публикации №225060800252