Верил ли Есенин в Бога
Открытое письмо Викторие Давыдовой,
автору статьи о пророчестве Есенина.
Уважаемая Виктория! Прочитав Вашу статью «Мне осталась одна забава» или есенинское пророчество о собственной судьбе» на сайте «Реальные книги», решил ответить Вам с целью прояснения некоторых недоразумений, возникших у меня по ходу чтения. Некоторые Ваши цитаты я не буду приводить полностью, но поверьте, смысл их от этого не изменится. После каждой цитаты я буду ставить номер и Ваши инициалы, а кроме того, заключать цитаты в кавычки. После пропуска строки будут следовать мои комментарии.
Цитата 1 - «…текст написан…в 1923 году в канун СЛУЧАЙНОЙ (выделение мое) смерти писателя» В.Д.
Каким же образом Вы определили, что именно в канун смерти? Если Вашу статью будет читать человек, который не знает точную дату смерти Есенина, то он и сочтет, что Есенин ушел из жизни в 1923 году и будет очень удивлен, когда узнает, что это горестное событие произошло в 1925 году. Но более всего меня удивило Ваше слово «СЛУЧАЙНОЙ». Ведь в любом случае, убили поэта или он сам ушел, это не могло произойти случайно. Если он задумывал самоубийство, то это для него не было случайностью. С другой стороны, если его все же убили, то перед этим его еще и пытали несколько дней, то есть и в этом случае смерть для него не была случайной. Не знаю, как Вам, но мне почему-то совсем не кажется смерть Есенина случайной. Вот если бы он нечайно поперхнулся или выпал из окна, тогда можно было бы говорить о случайности.
Цитата 2 – «Есенин…, кается, что верил в Бога, но сожалеет, что ныне утратил свою веру.» ВД
Но почему-то куплет о вере в Бога у Вас дан так же, как и в известной песне Александра Малинина, а не так, как в литературных источниках, а именно вот так: «Стыдно мне, что я в Бога верил». У Вас же та же строчка идет с частицей «не» - «Стыдно мне, что я в Бога НЕ верил». Так верил поэт в Бога или не верил? И за что ему стыдно?
Цитата 3 – «Последний период жизни Сергея Есенина характеризовался ВНЕЗАПНЫМ (выделение мое) духовным просветлением писателя.» ВД
Почему же ВНЕЗАПНЫМ? Или он раньше вообще о Боге не слышал, или не верил, в то время как верили его родители и остальные родственники? А в 19 лет вдруг взял, да и написал стихотворение «Шел Господь пытать людей в любови…». Сборник «Радуница» 1914 год. То есть получается, что Есенин то верил в Бога, то не верил, а потом опять поверил? Прозрел перед смертью, что называется! Виктория, Вы уж, пожалуйста, меня извините, но я кажется предвосхищу Ваш ответ и приведу здесь фрагмент статьи с сайта «Пиши стихи».
= «Религиозность Есенина – вопрос очень сложный. С одной стороны – он с детства был погружен в христианскую веру. Сергея Александровича в младенчестве крестили. В подростковом возрасте он прислуживал в алтаре, звонил в колокола, пел на клиросе. С другой стороны - будучи уже состоявшимся поэтом, Есенин писал, что всех его Микол, Иисусов и Божьих матерей читателям стоит воспринимать как сказочное начало в лирике.» =
Каждый, конечно, волен понимать Есенина по-своему и наверно это правильно, а для чего же еще тогда нужна поэзия, как не для жарких споров романтиков где-нибудь в лесу, ночью, у костра. Но мы-то с Вами здесь, в Интернете и надо быть капельку осторожнее с выводами. Откуда нам знать, было у поэта ВНЕЗАПНОЕ просветление, или наоборот, как раз в этот момент у него наступило затемнение? Но, как говорится, в душу к поэту не залезешь!
Цитата 4 – «До сих пор ученые-литературоведы не могут понять, что же на самом деле имел в виду Сергей Есенин, вспоминая о чувстве стыда.» ВД
Как по мне, так уж лучше бы и не старались понять! А то получится, как у одного поэта-писателя с сайта «Проза.ру», некоего Владимира Мельникова. В своей миниатюре «Исповедь неверующего в благодать» он очень популярно объясняет, почему в строчке «Стыдно мне, что я в Бога верил», никак не должна стоять частица «не», ссылаясь на то, что если родители Есенина были верующими, то и он сам должен был верить, а как же иначе? Но при все том, уважаемый критик не пишет, ну а почему же все-таки Есенину было «стыдно»? Вот я например, нисколько не стыдился своих родителей и тоже наверняка в детстве старался подражать им, так за что же стыдиться?
Цитата 5 – «Сергей Есенин «сделал» себя, духовно создал себя сам. Писатель пришел от верующего к неверующему, что поэт и показывает, доказывает в стихотворении.» ВД
Да ничего и никому он не доказывает! Просто в предчувствии скорой гибели он пытается исповедаться, если не перед Богом, то хотя бы перед людьми. А простит ли его Бог, Есенину узнать не дано, равно как и всем остальным литературоведам. Так что, откуда и куда пришел поэт, знал только он сам! Думаю, что вот этими двумя нашумевшими строками
«Стыдно мне, что я в Бога не верил, Горько мне, что не верю теперь»
Есенин все и объясняет. То есть все ровно наоборот – от неверия он шел к вере.
Цитата 6 - «Однако веру герой все-таки решает отложить «на потом», ведь сейчас сил на веру у писателя не хватает.» ВД
В сочинении десятиклассника эта фраза может быть и прокатила бы, как Анна Каренина в карете с поднятым задом. Но ведь Вы пишете для литсайта! Веру нельзя отложить, это не заначка! Вера либо есть, либо ее нет, как говорится, остальное от лукавого!
Цитата 7 – «Поэтому исследователи творчества Есенина считают, что предполагаемое самоубийство поэта – это обдуманный, спланированный поступок, а поэзия – исповедь.» ВД
Ерунда! Причем полнейшая! И почему же самоубийство Есенина предполагаемое? Он что, действительно 2 года к нему готовился, а стихи писал как бы в оправдание? Да на бумаге любой человек и Наполеон и Гагарин одновременно, и переносить строки поэта на жизнь просто нелепо. Отказывать поэту в праве на творчество, что может быть страшней? Но его почему-то Россия запомнила, а имена критиков улетучиваются тут же. Виктория, вот Вы хотели бы знать дату своей смерти? Лично я нет, не готов к такому испытанию. Это же не жизнь будет потом, а сплошное мучение, подготовка к чему-то неведомому. И наконец, завершающая
Цитата 8 – «Есенин демонстрирует, что не кается перед Богом» ВД
Ну а это-то откуда взято? Какие слова указывают на это? Что-то мне подсказывает, что Вы, Виктория, в своей статье приписываете Есенину такие поступки, о которых он и не подозревал. «Доказывает», «демонстрирует», а еще в одном месте у Вас есть замечательное соседство таких слов, как «…пусть жизнь и предоставляет все новые и новые удары.» Обычно удары наносят, в крайнем случае пропускают, кажется, что здесь стилистика Вас подвела.
И еще несколько замечаний по части внимательности к тексту Есенина. Я напишу так, как стоит у Вас на сайте, а Вы уж будьте добры, поправьте!
1 Для поэта ласкать – и карябать
2 И похабничать я и скандалить.
3 Вот за это весёлые мути.
Просто перед опубликованием статьи ее надо вычитывать и все подобные ляпы исправлять. Благодарю за внимание. С уважением Шахмамедов Хафиз.
Ссылка на рассматриваемую статью -
https://r-book.club/russian-classics/sergej-eseni...
Свидетельство о публикации №225060800038
Пальцы в рот - и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.
Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.
Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.
Дар поэта - ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.
Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились -
Значит, ангелы жили в ней.
Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной, -
Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.
<1923>
Добрый день, Хафиз! Извините, привёл полный текст стихотворения с сайта есенин-лит.ру
Я так понимаю эти слова Есенина про верил и не верю. Они не одновременны. Сначала, скажем, в 19-20 годах Есенин качнулся в неверие. Может, это произошло и из-за Мариенгофа. А к 23 году ему стало горько от того, что он пока никак не может вернуться. Но хочет...
Ваш Георгий.
Георгий Прохоров 11.06.2025 12:56 Заявить о нарушении