Записка 36 Смуглая из Одессы

Записка №36
Смуглая из Одессы

«Место, где стоят раскаявшиеся, недоступно даже самым праведным.»
— Талмуд, Брахот 34б

Она была еврейской девочкой с примесями: молдавской, болгарской, возможно, греческой или украинской крови. Типичная одесская смесь — в ней, как в старом портвейне, переплелись судьбы, акценты, корни. Чуть-чуть от базарной отчаянной женщины, немного от южанки с драмой в глазах.

С юности она знала: красота — это не только дар, но и испытание. Высокая, смуглая, будто античная скульптура, она шла по жизни как по раскалённому песку. Мужчины оборачивались. Женщины шептались. Но в её взгляде было что-то, кроме гордости — одиночество.

Она рано потеряла маму. И тогда, когда ей особенно была нужна поддержка, родные — тёти, дяди, сестры её матери — отвернулись. Их было много, но не стало никого.

Более того — они мелочно хитрили, плели интриги, делали гадости, прикидывались добрыми, а за спиной шептались, юлили, изворотничали. Они осуждали её, а своих дочек выдавали замуж по расчёту. Потом в этих семьях случались измены и распад.

А она — хоть и выглядела вызывающе — осталась верной женой. Никогда не изменяла. И этим уже поднялась выше. Потому что измена — один из тяжёлых грехов в глазах Небес.
Предательство родных и супружеская измена — это мерзость перед Всевышним, и кара за это неизбежна, если не будет раскаяния.

Каббалисты говорят: стрелы зла, пущенные в ближнего, всегда возвращаются к стрелявшему.
И действительно — у этих родных начались беды: болезни, разводы, уныние, пустота. Они не понимали, почему, но духовные причины уже сработали.

А она — выстояла. Работала кем угодно: в магазине, на кассе, уборщицей, в аптеке. Но настоящим её призванием стало учительство.
Она стала педагогом для трудных детей.

И этим изменила мир.

Потому что, как сказано в Талмуде, «Тот, кто учит сына ближнего, считается будто создал его».

Всевышний особенно любит учителей.
Тем более — тех, кто взывает душой, а не по инструкции.

С возрастом, после рождения детей, она потянулась к своим корням. Начала читать. Молиться. Искать связь с еврейской традицией. Уже не снаружи, а изнутри. Уже не как мода, а как жажда.

И вот тут её душа засияла.
Она, как героиня из книги Йехошуа — Рахав, блудница из Иерихона. Та, что спасла разведчиков, приняла еврейский народ, и от неё пошли пророки.

Так и смуглая из Одессы. Внешне казалась кому-то далёкой, «простой», но внутри шёл величайший путь.

Путь Тшувы — возвращения к себе.

И, как учат наши мудрецы:
лучше быть тем, кто упал и поднялся, чем тем, кто не падал — но осуждал.

Она победила. Не сразу, не громко.
Но в этой тишине — было больше света, чем в чужом блеске.
Потому что в ней осталась искра. А искра — всегда от Бога.


Рецензии