Господский дом
Наиболее известен через интернет публикации дом в псевдо-готическом стиле, возведенный на территории усадьбы в 1850-е годы при Владимире Ивановиче Роткирхе, внуке Софьи Абрамовны Роткирх, урожденной Ганнибал. Именно он и встречает всех гостей имения за воротами основного участка, располагаясь в конце недлинной прямой аллеи, идущей от ворот вглубь.
Здание двухэтажное, на высоком цоколе, выполнено из красного кирпича. За строительными лесами сложно рассмотреть особенности оформления и членения фасадов. Однако, в музее Михайловской мызы есть фотография (Фото 1), на которой зафиксировано сооружение еще до его обветшания. На ней хорошо видно, что фасад разделен белым карнизом на две горизонтальные части, примерно одинаковые по высоте.
Вход в дом расположен на высоком каменном крыльце, вероятно, гранитном (толстые слои откалывающегося сейчас цемента, нанесенные в советское время, не дают возможности определить на быстрый взгляд, так ли это).
Портик перед входом фланкируют две граненые “башни”, высотой в два яруса, увенчанные маленькии гранеными башенками, меньшими по площади основания, и заканчивающиеся антаблементом. Фланкирующие башни разделены двойным карнизом поэтажно.
Если взглянуть на главный фасад, то создается ощущение,что за балюстрадой из белых прямоугольных “столбиков” расположен треугольный фронтон. Однако,приглядевшись, вы увидите,что это совсем не фронтон, а высокая треугольная кровля, в которой, судя по имеющемуся окну, могла бы быть мансарда.
Портик сформирован из перекрытий выступающего вперед второго этажа, которые подпираются круглыми каменными колоннами, образующими стрельчатую колоннаду,напоминающую нам о европейской готике.
Вертикально главный фасад членится на пять частей: центральную с арочным портиком, двумя узкими, в одно окно, заглубленными, и двумя ризалитами по краям. Ризалиты венчаются треугольными фронтонами.
Окна прямоугольные, совершенно не готические, с простыми наличниками, как и профили, белого цвета. Несколько из них, на втором этаже, оправлены сверху в полурамы.
К большому сожалению, фотографий других фасадов не представлено. Все здание закрыто строительными лесами. Потому детально рассмотреть и описать их не получилось. Но меня очень заинтересовал парковый фасад. Было ощущение, что я стою не у жилого здания, а у церковного, так как фасад этот имеет форму достаточно крупной шестигранной апсиды. Напрашивается невольное сравнение с алтарной.
Поиски в различных источниках ответа на вопрос - кто же архитектор дома, результатов не дали. В этот период в архитектуре Санкт-Петербурга уже преобладал стиль “эклектика”, в рамках которого создавались здания и сооружения, в том числе, в направлении “историзм”. В нем возводились и псевдоготические сооружения. В такой стилистике работали Адам Менелас, Гарольд Боссе, Петр Садовников, Роберт Бергман, Александр Лишневский. Но вряд ли они имеют отношение к усадьбе Роткирхов-Лелонгов.
Вопрос пока - без ответа. Возможно, через какое-то время мы узнаем и имя создателя. История приоткрывает тайны!
Свидетельство о публикации №225060800608