Проспект Маклина. Наш большущий двор. Гл. 2
С приходом весны, когда растаяли снега, под которыми пряталось что-то такое, что возбуждало и
интриговало обычное человеческое любопытство:
- И что же там такое большущими холмами под снегом спрятано было?
А ничего такого особенно интересного. Огромные,очень огромные валуны из серого и красного гранита.
Скользнул мой взгляд по этим валунам и угас всякий интерес. А денёчки весенние убежали и на пороге
лето тёплое и даже иногда жаркое. Во дворе стала замечать кое-какое шевеление и появление людей.
Рано утром, убегая на работу и возвращаясь к вечеру домой, двор был пустой. Людей каких-либо не
наблюдалось. Только по углам двора ближе к широким воротам стояли стройными столбиками кучечки
отёсанных прямоугольных блоков из серого гранита.
Мой взгляд, вскользь брошенный на валуны в нашем дворе, не выпал просто так из памяти. И гуляя
по набережной Невы за Летним садом, увидела, как рабочие меняли и устанавливали новые блоки по всему
побережью и протягивали саму набережную дальше туда, где её и не было. Туда где берег был подёрнут
травой.
- Надо же? Как эти блоки были похожи на те - из серого гранита, что стояли столбиками у нас во дворе
на проспекте Маклина...
Оказывается двор наш был отведён под мастерские для каменотёсов, гранильщиков и скульпторов. Наш
двор был так огромен, как те гранитные глыбы, которые доставлялись к нам с Карельского перешейка. Вот
это всё хозяйство и лежало загадочными холмами под снегом до поры...
Прошло не мало времени. В какой-то из своих выходных от нечего делать я вышла во двор. Всё моё
внимание привлёк мерный перестук молоточков по камню. Я, любопытствуя, подошла поближе. Никаких
заборов, ограждений, колючей проволоки. Были хмуроватые, запорошенные каменной пылью лица, худощавые
тела в комбинезонах и удивительно красивые, мускулистые руки. Я так и осталась стоять на месте, как
прикованная, не решаясь придвинуться поближе. Кто-то из ваятелей заметил меня. И мне показалось, что
он приглашающе кивнул мне. Я осмелела чуть придвинулась на несколько шагов вперед поближе, ещё ближе
и ещё ближе. И вскоре моё тело, мои глаза и голова двигались в такт работы художника. Я, как бы всей
уже своей фигурой, повторяла все его движения под этот волшебный перестук его молоточков по камню!
Это действо так захватило меня, что я и не заметила, как прошёл уже не один час...
Лето-то только начиналось. И Белые Ночи для этих мастеров были Благодатью Божьей!
Не заметила вовсе, как на свои бесчисленные вопросы за вопросом стала получать короткие с передыхом
ответы. А потом мы оба не заметили, как разговорились вовсю, когда /каменотёс, мастер, ваятель,
художник/ - назову его художник, присел передохнуть, спустя минуты две мы продолжили разговор. Мне
было интересно всё. И почему они работали молча? Потому, что невозможно было открыть рот. Каменная
пыль забивала всё горло и трудно было дышать. И что из этих глыб делают? А всякое разное делали,
смотря какой кусок отколется. В основном высекались блоки и обрабатывались для набережной Невы.
Менялись поврежденные, устанавливались новыё блоки аж за самый Смольный институт, там где берег реки
покоился под дерновым ковром травы. Другие отколовшиеся куски побольше или поменьше шли на памятники,
на облицовку зданий и даже в метро.
Я рассмотрела эти плиты. Они были, как зеркало отполированы. Их шлифовали тут же во дворе с
утра и до середины дня, когда отсутствовали все жильцы нашего дома. В это время стояло тихое жужжание
и несусветная столбом пыль. Шлифовальщики надевали маски, только одни глаза торчали и то под очками.
Пыль гранитная оказывается очень вредная и радиоактивная. Всем работающим давали молочно-яичный
коктейль и кормили горячими обедами. В одном конюшенном секторе /на первом этаже/ была очень даже
уютная столовая со скатертями и даже с цветами на каждом столике...
Прошло несколько дней. Я заходила изредка, не мешая никому работать. Мы уже приветствовали друг
друга кивком головы, взмахом руки или просто улыбкой. Я вела себя скромно и старалась никого не
отвлекать. Что-то неуловимо изменилось. Я обратила внимание на то, что самая большая глыба гранита
приобрела очертания крупной фигуры: плечи, спина, впереди грудь, на которой что-то в форме лопаты.
Выше явно виделась форма головы вся в прямоугольных, как будто стопках книг по ней раскиданных - на
макушке и по бокам. Заинтересованно я подошла поближе и сразу увидела очерчённое лицо без носа,
глаз и губ. И, несмотря на торчащие без обработки всякие углы, узнала или просто догадалась, что
фигура бюста чем-то похожа на Карла Маркса. И лопата, свисающая с лица, под крылатыми взмахами рук
скульптора стала превращаться в бороду . Восхищенная я не отводила глаз. Завороженно следила за
руками ваятеля! Он мне только кивнул и улыбнулся, продолжая махи то левой, то правой рукой. Куда-то
пропадать стали острые углы книжных кип, разбросанных по всей голове. Стала появляться густая,
богатая волосами шевелюра головы. Удивительно, что лицо было не плоским, а объёмным и выпячивалось
вперёд огромной пяткой. Интересно, как же он будет работать над лицом? Что будет делать? Тут уж не
размахаешь своими волшебными руками...
Скульптор отошел в сторону и как-то сбоку рассматривал, что он натворил. Потом подходил к камню
и тюк там, тюк здесь, чирк резцом здесь, чирк этим же резцом вверх. Отошёл довольный. Стряхнул
крошки камня и пыль с рук и одежды. Повернулся и улыбаясь подошёл ко мне.
- Здравствуйте, милая барышня! Наверно, я Вас огорчу. Перерыв в работе моей на два дня. Через два
дня приходите обязательно. Буду работать над лицом. А для этого надо передохнуть и кое-что
подготовить.
- Наверно, какие-то особые приспособления? Но это ж совсем не просто. Нужны точные расчёты. Малейшая
ошибка и вся Ваша работа насмарку. Трудно и интересно, аж дух захватывает!
- Не ожидал, но Вы очень грамотно всё оценили, да плюс ещё к Вашим замечаниям, в душе Вы -художник!
Бегало тут много ребятишек и разных любопытных из взрослых, но быстро отстали. А Вы с таким живым
интересом все время за нашей работой наблюдаете! Вот поэтому и приглашаю Вас через два дня...
- Спасибо! Просияв прошептала я. Мне было очень приятно и лестно быть приобщённой к клану этих
трудя - художников. И пусть это всё прозвучало только лишь на словах. Всё равно Спасибо!
Спустя два дна я пришла и присутствовала при всём при этом очень важном событии скульптора-
ваятеля. Приготовления были очень серьёзные, фундаментальные. Были для ног сделаны леса, со
множеством ступенек разной высоты. В руках моего ваятеля какая-то этажерочка из деревянных реечек,
которую он часто очень-очень осторожно прикладывал к лицу, в параллель переставлял ноги. А потом уж
работал резцом. Это длилось до самого вечера. И я ни разу не отошла в сторону. Молясь только, чтобы
не оступился и рука не дрогнула!!! Я знаю теперь, как нелёгок труд людей, которые своими руками и
таланом делают чудеса и жизнь вокруг - краше!!!
В этот же день. Ровно 63 года тому назад.
А сегодня Восьмое июня 2025 года.
.
Свидетельство о публикации №225060800671
Чудесно словом показали!
Тяжёлый труд, стежок гранитом,
Скульптура для художника, орбита!
Спасибо!
С теплом!
Варлаам Бузыкин 03.07.2025 07:31 Заявить о нарушении