Христианство и Человек личность душа 3

параграф 3:- Христианское  учение о человеке, личности и душе
 
По словарю В. Даля в царской России «человек» - это служитель, прислуга, лакей или комнатный; или Человек Божий – пророк, избранец; или Божий человек – святой, праведной жизни или юродивый, блаженный. А «Челядь» - (собирательно) – домочадцы, слуги, прислуга, работники, дворовые люди.

В отличие от этого,Максим Горький сказал: «Человек – это звучит Гордо!», а в СССР повсеместно на каждом шагу звучало: «мы гордимся... я горжусь... гордо шагать в ногу». Но понималось, что гордость – это часто зазнайство.

В США и Англии очень распространено на бытовом уровне слова “Proud– pride- proudly” =  гордо, гордиться, с гордостью, гордец, счастливый отец/родитель.

В православии гордость – это главный грех, потому что она порождает зависть и все преступления. Для объяснения появления зла и греха на земле и в душах людей христианству открылось, что именно гордость одного из высших ангелов привела его к бунту против Бога, за что Он сбросил его на землю, назвал сатаной-дьяволом, но разрешил ему вселяться в души, тело человеков.

Поэтому по свободному волеизлиянию человека он  может оставить зло и грех (дьяволенка) в своей душе-личности, либо по воле и вере – выбросить их из себя.

 Тут налицо реализуется синергетические положения: теория самоорганизации систем и подсистем, преобразование структуры системы «человек-личность» в динамики времени и условий, бифуркации личности-души и её главные аттракторы (то зло- греховные, то добро-праведные).

Христианство имеет и практические методы и инструменты для достижения этих самоорганизаций, преобразований, бифуркаций и аттракторов в сторону и качество добра, праведности и духовного по-ступеням роста и совершенствования. Это – пост, молитва, исповедь в грехах, покаяние, евхаристия, вера-надежда-любовь, и тд. Причем личностно и социально: Любовь – всех главней и выше.

Кажется, в христианстве нет понятия, категории «Личность» применительно к человеку в его земной жизни; а есть понятие, категория «Человек» и он бывает моральный, нравственны-безнравственный, благородный муж, добрый, злой, «злые сердца», благой, греховный, праведный.

Сын Человеческий - это Христос. «Сё человек», - охарктеризовал Христа понтийский Пилат. Так как Пилат – это, скорее всего, от славянского «пилить-судить», то он есть «судья»; понтийский – значит при «Понт» - при мосте через реку или переправе через неё или залив. Что почти однозначно определяет время, географическое место и должность «Понтия Пилата».

С учетом ряда других обстоятельств суда, допросов, пыток и страстей Господних, древней книги Никиты Хониата по истории Византии в 1186-1206 годах, получаем, что Понтий Пилат и Христос встретились до 1186 года, что Пилат – это районный судья при мосте или переправе через Дунай, Босфорский пролив, что Христос – абстрактный, виртуально-реальный-духовный  прообраз свергнутого византийского императора, что древний Иерусалим – это столица Византии Царь-Град средних веков, он же Константинополь-Троя-Рим.

Сказав «сё – человек», районный судья выполнял поручение победителей в бунте против Андронника-императора, где его имя переводится именно как «Сын Человеческий», а «человек» означало для законов империи, что он низвергнут из высшего сословия, к которым не применялась смерть через повещание и тп, а к более низшим сословиям - простым купцам и люду, к «человекам» - применялась.

Победители же в бунте против него – династия Ангелов, близкая родня Андронника. Отсюда, видимо, образы Ангелов в иудаизме (противников Христа) и образы Сатана-дьявола-падшего Ангела, Зла и греха, и Христа-Андронника в победившем чуть позже Апостольском христанстве. В котором Душа человека = (Личности – Душе) на небесах в вечной жизни.

Е. Спекторский в статье «Личность в Христианстве» [4] пишет:
«... без Христа ничего не вышло из культуры человечности и личности.... действительное совершенство человека предполагает такую всечеловеческую высоту, до сих пор которую мог указать людям только воплотившийся Богочеловек. Полноту идеи человека дает только христианство. Для него личность это не индивидум, то есть ... не социальный атом, единица ... суммируемая в социальную группу или массу. Это также и не сверхчеловек, который становится по ту сторону добра и зла, для того, чтобы самоопределиться в своеволии. Слово человек в Новом Завете, может быть, и не звучит гордо. Но это звание носили апостолы. Звание человека носил и Сын Божий, охотно именовавший себя сыном человеческим. (далее о Пилате, фразе «сё человек).

И наконец, когда ап. Петр помышлял не о том, что Божие, но что человеческое, то Христос назвал его уже не человеком, а сатаною (Матф. 16,23) . Таковы основные идеи для культуры личности и человечности, для евгеники и педагогики.

 Эмпирически данный человек никогда не может считаться вполне готовым как человек. Достаточно поставить его перед Евангелием, как перед зеркалом. – Ни ителлектуально, ни морально, ни социально он не достиг совершенства.

Настоящий человек, настоящяя личность это не факт настоящего, это задача будущего ... Ибо в Евангелии дан совершенный парадигм человека.» (выделения – мои). 

Иван Ильин [3] на стр. 698-699 пишет: «... Не следует сводить человека к его «сознанию», мышлению, рассудку или «разуму»: он больше всего этого.
Он глубже своего сознания, он проницательнее своего мышления, могущественнее своего рассудка, богаче своего разума. Сущность человеческого существа – утонченнее и превосходнее всего этого. Его (человека) определяет и ведёт не мысль и не сознание, но ЛЮБОВЬ, даже и тогда, когда она в припадке отвращения судорожно преобразуется в ненависть и окаменевает в злобе. Человек определяется тем, ЧТО он ЛЮБИТ и КАК он ЛЮБИТ. .... образование не воспитывает человека, а полуобразованность прямо развращает людей.» 

В книге «Закон Божий» [2] написано: «... Человек – венец творения ... представляет собой живое, органическое соединение земного и небесного, материального и духовного ... в зависимости от души тело может представлять из себя сосуд греховной нечистоты и скверны, но может содеяться и храмом Божием и совместно с душой участвовать в прославлении Бога. .... по мысли слова Божия, душа человеческая представляет собою сущность, совершенно отличную от тела и от всего вещественного и стихийного, имеет природу неземную, а премирную, небесную.

 Григорий Богослов: «Душа есть Божие дыхание». ... Душа – самостоятельная субстанция, отличная от тела. Душа управляет телесными стремлениями... Тело,как бы, - орудие, инструмент художника, а душа – художник.

Тертуллиан: «... душа способна отрешаться от тела во время сна, - как бы забывать о теле, продолжая работать, создавать образы, мечтать и мыслить.»

Ориген: «... душа способна вступать в борьбу со стремлениями тела, как с чем-то ей чуждым и враждебным, ... и одерживать победу над телом. ... Она есть существо невидимое, иной природы, превосходящей всякую натуру телесную ... душе принадлежит разум, она обладает самосознанием, она имеет свободную волю.»

Афанасий Великий: «... Душа представляет собой СИЛУ, приводящую в полное согласие и в полное единство все члены организма. ... Человек, находясь телом на земле, умом мыслит о небесном и его созерцает; будучи смертным по телу, рассуждает о бессмертии, ... имея тело временное, умом представляет себе вечное и устремляется к вечному, пренебрегая тем, что у него под ногами; само тело не помыслило бы о себе ничего подобного.» 

Святые Отцы указывают, что Зло не есть какая-либо сущность, которая имела бы действительное самостоятельное бытие. Оно есть только уклонение живых существ от того состояния, в которое поставил их Творец. Поэтому не Бог виновник зла нравственного, но оно исходит от самих существ. Сущность зла состоит в нарушении воли Божией, заповедей Его и того нравственного закона, который написан в совести человека. Это нарушение называется грехом. Бог же сотворил душу, а не грех. ...

 В глубине побуждений и жизненной деятельности человека оказались – похоть и гордость. Плотская похоть – ослабление власти духа над телом, подчинение низшим плотским желаниям; ... похоть очима (глаз,зрения-?) – личные кумиры и привязанности, жадность и алчность мирская, зависть. Гордость – самомнение, эгоизм, превозношение, презрение к другим людям, к слабейшим, любовь к себе, тщеславие (= жажда славы). ...»

Русский народ и все славяне прекрасно знали, понимали, чувствовали, что Душа – это великая сущность человека (сейчас это знание, может быть, не столь очевидно для простого русского человека, и почти совсем неочевидно для интеллигенции).

Это свое знание народ отразил и отражает в море понятий и характеристик. Вот малая часть этого, для примера. – Душа ликует и поет, рыдает, страдает, любит, плачет; - молится, надеется, ждет, верит, тоскует, веселится, болит, алкает; - она бывает чистая, грязная, невинная, высокая или низкая, подлая.

Существует душа народа, святая душа, родная душа, огромная душа; душевная беседа = по-душам поговорим; Россия – это душа народа; душу задевают, щипают, обижают, кусают, рвут на части. Существует реально душераздирающая песня, фильм, музыка, рассказ, повесть, история. Жен и девушек хороших называют «душенькой».

Врачи используют термины: душевно-больной, душевно-умственно больной или отсталый.

Душа отошла в мир иной, преставилась, стыдится, стремится. Она бывает ласковая, милая, приятная, противная, отвратительная, пакостная, грубая, греховная, любознательная, опрометчивая, созидающая. С душой или без души люди работают, выполняют обязанности.

Но почему-то грубые материалисты говорят, что нет души, что она не сущность, не существует...

Поэт И. Козлов (1779-1840) написал: «Прости мне, Боже, прегрешенья, и дух мой томный обнови, Дай мне терпеть мои мученья в надежде, вере и любви. Не страшны мне мои страданья. Они – залог любви святой. Но дай, чтоб пламенной душой я мог лить слёзы покаянья. ...... ». 

Иоанн Кронштадский (Святой) напутствовал: «Различай в себе Духа Животворящего и духа мертвящего, убивающего твою душу. Когда в душе твоей мысли добрые – тебе благо, легко; когда на сердце спокойствие и радость, тогда в тебе дух благий, Дух Святый; а когда в тебе недобрые помыслы или сердечные движения, тогда – худо, тяжело; когда ты внутренне смущен, тогда в тебе дух злой, дух лукавый. ... Дух лукавый есть дух сомнения, неверия, страстей, тесноты, скорби, смущения; а дух благий есть дух несомненной веры, дух добродетелей, дух свободы духовной и широты, дух мира и радости. По этим принакам знай, когда в тебе Дух Божий, а когда – дух злой.»

4. Личность как бифуркационная система

В предыдущем параграфе было показано, что согласно христианству это действительно так и есть:
- личность, душа человека и его психика – это либо динамические, либо стационарные системы; - бифуркационные сущности, системы; - имеющие при определенных условиях хаос и порядок, аттракторы плюс (добро, вера, Бог) и аттракторы минус (зло, грех);
- а достижение гармонии в душе, порядка, нормы и устойчивости в душе и психики достигаются с помощью церкви и веры с активным участием самого человека (самоорганизация) и посредством группы практических методик, обрядов и веры:-
- пост, молитва,покаяние, евхаристия, причастие, прощение близких и, главное, любовь к ближнему.

При наличие веры в Бога и появлении зла и греха в повседневных обычных условиях, или в экстремальных условиях (экстрим события, состояния, психическая и-или умственная потеря устойчивости и здоровья), страхов, безысходности, тоски, склонности к самоубийству из-за бессмысленности жизни, потери её смысла для себя, и тд, -
- применение практических методов религии и Церкви приводит к трансформации, преобразованию души(личности) человека, очищению души от греха, зла, тоски, страхов и более сильных болезней тела, души, личности, психики человека.

Он приобретает смысл и цель жизни, укрепляет свою веру, надежду и любовь, физическое, моральное, нравственное и духовное здоровье.

Материалисты считают и верят, что человек полностью смертен:- смертны его тело, ум-разум, психика и душа, если даже она есть, и личность.

Очень часто простые люди, даже без веры в Бога, а только веры в «кумиры» те или иные, верят и считают, что душа после смерти живет, что души умерших людей видят с «неба» их жизнь и иногда навещают людей, помогают им. 

По взглядам, учениям экзестенционалистов человек и его личность наиболее полно проявляются в экстремальных условиях, когда перед ним стоит вопрос «жизни-смерти». В общеи-то это и всем людям известно...

Материалисты и простые люди практически знают, что «личности» гениальных людей – после их смерти – продолжают «жить» на земле в «памяти потомков» некоторое время – десять, сто, а то и тысячу лет, -- в виде «Мифо-Личностей» и в виде их дел земных, их «творчества».  Христиане же полностью верят, что душа всех «добрых людей» - бессмертна и независимо от их дел в земной их жизни.


Рецензии