Старые карты - застывшие факты
Карты выполненные по заказу правящих государственных элит – это документы фиксирующие подробности местности и жизнедеятельности человека в определённый период времени. Это зеркало существующей когда-то действительности, имеющей конкретную дату. И на старых картах я уже много чего интересного нашёл про нашу речку Зиму и одноимённый населённый пункт на её берегах. Не так давно, я стал подозревать, что название это исторически связано с названием населённого пункта Зулумай в верховьях Зимы и зашёл на страницу ВК «Село Зулумай Зиминский район, Иркутская область». Это было удачное решение! Оказалось, что Елена Берендяева нашла в Интернете «План Иркутской губернии Нижнеудинского уезда, сочиненного с разных описаниев» за 1797 год и предложила зулумайцам рассмотреть на этом плане речку Зулмай, впадающую в нашу Зиму в районе обозначенного кружочком населённого пункта без названия. Это оказалась не карта, а «золотое дно» - там я нашёл вторую речку Зиму, впадающую в Оку, километрах в десяти ниже по течению от современного села Панагино. И много там ещё чего есть интересного, только мне стало обидно за отсутствие на этой карте названия самой речки Зимы. Даже, ручьи подписаны, а Зима нет. Даже, Зиминский почтовый станец есть. Даже, деревня Зиминская (сейчас Верх-Зима). Но на самом деле, план – это не то чтобы карта. Там нет параллелей и меридианов и не соблюдены масштабы и пропорции. Поэтому, я изначально, подумал о случайном появлении этого плана. Только потом меня осенило, что, если, есть план только Нижнеудинского уезда, Иркутской губернии, то возможно и наличие «разных описаниев» на планах других уездов губернских земель Иркутских. И чутьё меня не подвело. Планов уездов Иркутской губернии, в 1797 году, оказалось четырнадцать. Всё что от Енисея на восток – было Иркутской губернией! Включая побережье Северного Ледовитого океана! Вот, что оказалось на этих планах – 1) Акланской уезд, 2) Баргузинской уезд, 3) Верхниудинская округа, 4) Дорошинской уезд, 5) Жиганской уезд, 6) Зашиверской уезд, 7) Ижигинской уезд, 8) Иркутской уезд, 9) Киренской уезд, 10) Нерчинской уезд, 11) Нижнекамчатской уезд, 12) Стретинской уезд, 13) Якутской уезд. И Нижнеудинской, с которого всё и началось, был четырнадцатым. Тут ещё не хватает Аляски! Иркутский купец Григорий Шелехов к 1786 году, уже «застолбил» северную окраину американского континента, построив там несколько русских поселений. Так почему Аляски нет среди планов уездов Иркутской губернии 1797 года? А Аляска, официально была признана за Россией, лишь в 1821 году. Поэтому, на планах Иркутской губернии за 1797 год, "сочиненных с разных описаниев", автор этих планов - титулярный советник Федоров (иркутской губернской землемер), Аляску начертать не изволил. Но, ведь, не из-за Аляски же я искал эти планы. Я хотел посмотреть, не обозначена ли наша Зима на границе между Нижнеудинским и Иркутским уездами. И, опять, удача! На границе Иркутского уезда, чисто символически зафиксирована река Зима, да ещё с некими «выкрутасами» - её название написано как зиМа. То же самое проделано и с названием населённого пункта – это слобода зиМинская. Но, за эти шалости, я капитана Фёдорова прощаю. На этом плане, он сделал главное – подтвердил, что в 1797 году наша река называлась Зима, не смотря на то, что он не подписал её названия на плане Нижнеудинского уезда. Может быть – это и специально было сделано? Две реки Зимы в одном уезде, впадающие в Оку с разных сторон – это уже перебор. Теперь о том, что в Нижнеудинском уезде, 1797 года, Зима была почтовым станцем, а в Иркутском уезде, в то же время, Зима значилась слободой. А слобода – это дело не шуточное! Слобода – это населённый пункт в сельской местности не принадлежащий барину. Мало того – это село, а не деревня! То есть – там проживало около тысячи свободных, а не крепостных, сельчан и имелась церковь. Вот, такая ценная находка, этот Атлас уездов Иркутской губернии. Но, на этой карте, ведь, не только река Зима и слобода Зиминская. Там есть и остров Осинский на Ангаре, затопленный при заполнении Братского водохранилища, который хори-буряты рода Хангины, считают своей родиной. Я почитал бурятскую прессу и с тех пор посматриваю на старые карты, разглядывая исторические подробности зафиксированные на нём. На этот раз я сделал на острове новые исторические находки! Но сначала выложу цитату из статьи в БуряадУнэн «Иркутские хори – 6. Хангины» : «…хангины продолжительное время жили в Мондинской впадине в Тунке, пока туда не прибыли русские казаки. Они основали Хангинский караул на границе, а неблагонадёжное население отселили в Торы. Это было ещё до заключения Буринского мирного договора с Китаем в 1727 г». От Тор, до Алари, было уже рукой подать: «Хангинцы сначала жили в Алари, но хонгодоровцы вытеснили их оттуда, и они вынуждены были занять пустующее место на острове реки Ангары. Этим местом никто не дорожил, так как земли было вдоволь» (Балдаев с.258). Но, оказалось, что хангинцы вытянули счастливый билет. Наконец-то после долгих скитаний им улыбнулась удача. Остров стал их землёй обетованной на 300 лет! «Райский остров»: «Официально остров называется Осинский, но буряты всегда называли: Хангинский (Хангинай олтирог). Он располагался в 200 километрах от Иркутска с площадью в 65 кв.км, длиной 22 км и шириной до 4,2 км. На нём рос лес, имелись глубокие озёра, целебные источники и степь. По ней кочевали хангины – с зимников на летники с отарами, стадами и табунами. Для пернатых это был райский уголок природы. Весной и осенью перелётные птицы устраивали «базары». «Дикие гуси большими стаями садились на отдых – подкрепиться на жницах и заводях. Бывало, что вечерний горизонт заполнялся «тучей» гусей, чаек, уток и лебедей. Из нескольких улусов, раскиданных по острову, самым крупным был Хадахан. Женщины сплошь носили серебряные и золотые украшения, одевались в шелка, парчу и бархат. На материк, Большую землю, переправлялись на лодках, которые делали хадаханские мастера. Когда пустили паромную переправу, стало гораздо проще». Мы с вами знаем, что дореволюционные буряты – это кочевой народ, что подтверждается и этой публикацией. Теперь, давайте глянем на остров Осинский, вычерченный в мельчайших подробностях в 1797 году. Наверняка, буряты рода Хангины, уже прибыли тогда на остров. А там на оконечности острова со стороны Балаганска есть два русских населённых пункта – деревни Молобова и Вязмина. То есть – буряты рода Хангины, без проблем, уживались с русскими островскими поселенцами. Я делаю такие выводы исходя из того, что БуряадУнэн описывает, как хорошо их предкам жилось на этом острове. Но как смогли люди разных культур так ладить друг с другом? А их интересы не пересекались. Что русские делали на острове? А на Ангаре, в 1797 году, вокруг острова осуществлялось бойкое двустороннее судоходство. Это была торговая трасса Иркутск-Красноярск! Ещё – по реке Осе, упирающейся устьем в остров лежал, путь в сторону Якутского тракта. И это тоже торговый путь, но уже на север и обратно, а не на восток, и не на запад. Так что, похоже, что лодки изготавливали русские мастера, и на острове было что-то вроде судоверфи. На этих лодках, русские островитяне занимались речным извозом в сторону Иркутска и Братска ((а самые рисковые плавились и за Падун (водопад) к Красноярску). То есть – «бизнес проекты» русских и хори-бурят не вызывали конкуренции. Буряты пасли на острове свои отары, стада и табуны, а русских кормила Ангара. Они, даже дополняли друг-друга – меняли скот, молоко и масло на лодки, мебель, конные повозки и сани, да овощ с огорода. БуряадУнэн, к стати, пишет, что птичий базар садился на жницы – то есть, русские-островские и пшеницу возделывали. И каждый был занят своим делом – буряты кочевали с тучными стадами из края в край острова, русские женщины возделывали огороды, а их мужья плотничали, растили хлеб и плавили по реке купцов. Вот какой полезный документ – этот План Иркутской губернии, составленный с разных описаниев в 1797 году. Тут Зиминцы могут посмотреть на слободу Зиминскую, а представители рода Хангины могут любоваться родным островом, сгинувшим в пучинах вод. Спрашивается – куда делись островские Хангины? Найдите на побережье Ангары Хадахан – они, теперь, там. Но не только… Рядом речка Унга, там есть Хареты. Но это не Хареты и не Харёты, и, даже, не Хорёты. Это Хорёод – место кочевий хори-бурят. Не все они попали на остров. А как же быть с тем, что большинство населения Харет – это крешены (крещённые татары)? А это переселенцы по Столыпинской реформе. Тогда в Иркутскую губернию, из Европейской России, переселили тысячи оседлых земледельцев. Переселенческих участков были сотни. А хори-буряты кочевали, и было это одно из их стойбищ - Хорёод (окончание «д» означает множественное число), а стало постоянным местом жительства переселившихся в Сибирь татар. Давайте глянем на спутниковой карте, что творится рядом с Харетами. А там Тангуты! Казалось бы – Тангуты, это один из старинных монгольских родов. А хори-буряты – это часть большей бурятской этнической группы. Однако, в составе хори-бурятского рода Харгана есть подрод, который называется "Тангут". Что же так тянуло хори-бурят к Ангаре? Ну, как же? Рядом с устьем реки Унга был Балаганский острог, он обозначен на плане 1797 года. По тем временам это был Эльдорадо! Здесь, сходился перекрёсток водных и сухопутных дорог! Московско-Сибирский тракт, участок которого от Канска до Иркутска сдан был в эксплуатацию в 1743 году, в Зиме раздваивался – одна ветка шла на Иркутск, другая на Балаганск, где пересекала Ангару и стремилась к Якутскому тракту. Ну а про водно-транспортный экспресс Иркутск-Красноярск, с остановкой на острове Осинском, всё уже сказано выше. Но, вы только, гляньте на правый берег Ангары - там ещё один почтовый тракт, параллельно реке. В районе Братска, есть "вилка" и тракт уходит на Илимск от устья реки Видим (что обозначено на плане Нижнеудинского уезда). А основное направление пересекает Ангару за Братском, в районе деревни Дубинино (она и сейчас в том же месте - на левом берегу). Но, почему паромная переправа была в Дубинино, а не в самом Братске? А там каскад порогов, самый страшный из которых Похмельный, и водопад Падун. В Дубинино, ревущие водные потоки успокаивались и форсирование Ангары становилось возможным. Далее, смотрите на спутниковую карту, где тракт существует и поныне. Эта сухопутная транспортная артерия, соединяет Дубинино с Московским трактом в Тайшете, откуда до Красноярска четыреста километров. Полагаю, что это и есть Екатерининский тракт, о маршруте пролегания которого, через Иркутскую Губернию, до сих пор, тщетно спорят краеведы и историки. Вот, вам, и план – листок бумаги, который лежит где-то в архиве, а сколько неоспоримых исторических фактов отражено на нём.
© Copyright:
Старый Мент, 2025
Свидетельство о публикации №225060800809
Рецензии