К 5. Глава 17 Додворцовый период Крита
тучный, со всех сторон водой окруженный, людьми изобильный.
(Гомер, Одиссея)
Крит — родина первой европейской цивилизации, существовавшей с 2700 по 1400 годы до н. э. Основными культурными центрами этой цивилизации были дворцы — сложные экономико-политические комплексы. Крупнейшие из них находились в Кноссе, Фесте, Закросе и Тилиссе. Археологические находки и свидетельства из египетских источников помогают нам лучше понять культуру Крита. Античная мифология, отраженная в поэмах Гомера и античных исторических текстах, также является важным источником информации о Крите.
Карта археологических памятников Крита
Удачное географическое положение острова сыграло ключевую роль в его истории, способствуя развитию общества и господству на море. Горный хребет, вершины которого достигают более двух тысяч метров над уровнем моря, тянется вдоль всего острова. Склоны гор покрыты густыми лесами из кедра, сосны, кипариса и дуба. К северу и югу от хребта расположены плодородные равнины, пригодные для земледелия. Лето на Крите долгое и жаркое, а зима мягкая по средиземноморским меркам. Дожди выпадают редко, как зимой, так и летом, небо почти всегда ясное и солнечное. На горных плато множество удобных пастбищ, а прибрежные воды богаты рыбой.
До неолита на Крите не было следов человеческого присутствия. Первые отпечатки ног, принадлежащие раннему гоминиду, были найдены в Трахилосе. Их возраст составляет около 6,05 млн лет. В отличие от ардипитека, у этих следов большой палец прижат, а не отставлен в сторону, а стопа короче, чем у австралопитека. Откуда пришли эти люди, неизвестно, но их культура отличалась от европейской или малоазиатской. Ашельские орудия труда, найденные на Крите, свидетельствуют о том, что более 130 тысяч лет назад остров уже заселяли неандертальцы.
Генетические исследования показывают, что предки критян по мужской линии прибыли с западных берегов Малой Азии. А женщины прибыли из материковой Греции (Пелопоннес), а не из Северной Африки, как считалось ранее. По данным генотипа, у критян были карие глаза, тёмные волосы и смуглая кожа. Антропологи описывают их как коренастых, невысоких людей с вытянутыми лицами и узкими черепами. Античные источники называют автохтонное население Крита этеокритянами, то есть истинными критянами. Предполагается, что они говорили на языке, не относящемся к индоевропейской семье (этеокритский язык).
На юге Крита (Этокремнос) археологи обнаружили самое древнее поселение, возраст которого составляет 11–13 тысяч лет. Около 7 тысяч лет до нашей эры жители острова уже занимались земледелием и скотоводством. Они строили дома из обожжённого и необожжённого кирпича с плоскими тростниковыми крышами, обмазанными глиной. Эти жилища напоминали дома жителей северной Месопотамии. Реже жители продолжали жить в пещерах, которые позднее использовались как гробницы. Там были найдены оружие, инструменты, гончарные изделия, ножи из камня и кости, а также религиозные предметы, посвящённые богине плодородия.
Реальная история минойской цивилизации начинается в III тысячелетии до нашей эры с так называемого Додворцового периода. В этот период на Крит переселились группы людей из других культур. По одной из гипотез, это были смешанные группы, в которых преобладали представители халафской культуры из Сирии и культуры Фикиртепе (Турция). Эти переселенцы пришли на Крит под натиском народов убейдской культуры. На халафскую культуру указывают такие элементы, как топорик-лабрис и стеатитовые печати. Влияние анатолийцев проявляется в распространении браков между двоюродными братьями и сёстрами, а также в культе богини-«оранты», который был известен на востоке Анатолии уже в эпоху керамического неолита.
Переселенцы селились преимущественно у моря или прямо на берегу, строя большие дома, как и автохтоны, но с большим количеством комнат. Для захоронений они использовали двухкамерные гробницы.
Цилиндрическая печать из Арслантепе
В этот период критские земледельцы освоили плодородные долины на востоке и в центре острова. Они начали возделывать традиционную «средиземноморскую триаду»: злаковые (пшеница и ячмень), виноград и оливки. Также разводили длиннорогих быков.
В конце III тысячелетия в районе Феста поселились новые люди. Они строили круглые погребальные сооружения диаметром до 12 метров, где были захоронены по несколько сотен скелетов. Вероятно, это были родовые усыпальницы. Эти склепы напоминают ливийские мапалии. Можно предположить, что новые жители пришли из Ливии. Однако их культура не оказала значительного влияния на минойскую цивилизацию. Сначала они были чужаками, но позже были ассимилированы местным населением.
Орнаментированные золотые лабрисы Богини-оранты
Ко второй половине III тысячелетия энеолит сменился бронзовым веком. Это связано с приходом нового этноса на Крит. Именно они принесли технику выплавки металлов. Критяне начали производить бронзу из меди и олова, импортированных с Кипра. Из бронзы изготавливали ритуальные двойные топоры, кинжалы, пилы и зеркала. Ремесленники постоянно расширяли сферы применения бронзы. Из золота ремесленники Крита делали украшения и изящные печати.
В это же время произошел переворот в керамике. Древние критяне заимствовали гончарный круг у народов Египта, Малой Азии или Сирии. Около 2200 года медленный круг уступил место быстро вращающемуся. Это время отмечено появлением характерных лощёных сосудов с носиком. Древние критяне умели делать выразительные антропоморфные фигурки из камня и глины. Археологи находят на Крите изделия из слоновой кости и фаянса, стилистически близкие к египетским артефактам. Ремесленники, кроме того, постоянно совершенствовали орудия труда.
Вместе с распространением меди растёт и население Крита. Пришельцы постепенно смешиваются с местными жителями, образуя полугородские агломерации. Старые посёлки больше не удовлетворяют потребности растущего населения, и к концу III тысячелетия их перестраивают. Теперь люди строят двух- и трёхэтажные дома из камня и кирпича, образуя крупные жилые комплексы-цитадели. В этих комплексах есть не только жилые дома, но и хранилища для сельскохозяйственной продукции, а также мастерские. Такие поселения, как Василики или Миртос, предназначены для обитания целых общин, еще социально однородных. Изображения этих домов можно найти на глиняных табличках, обнаруженных при раскопках.
В 2000 году до н. э. Крит начинает активно торговать с соседними регионами, такими как Киклады, Малая Азия и Египет. Критские изделия распространяются по всему Средиземноморью. Контакты с материковой Грецией остаются минимальными до микенского периода. Торговля с соседями по Эгеиде стимулирует развитие кораблестроения и мореходства, в которых критяне достигают высокого мастерства. Также растёт уровень развития ремёсел и искусства: помимо бытовых предметов, критяне начинают экспортировать ювелирные украшения и искусно изготовленное оружие.
Изображение критских домов
К концу додворцового периода эпоха первобытнообщинного строя вступает в завершающую стадию. Ослабление кровнородственных связей кардинально меняет условия жизни, а за счёт накопления излишков уже созданы все предпосылки для социального расслоения общества. Традиционные усыпальницы для членов всего рода сменяются индивидуальными захоронениями. Все чаще между общинами возникают конфликты. Для защиты от соседей поселения не только обносят стенами, но и располагают на защищенных самой природой местах – холмах или небольших плато с обрывистыми склонами. Такие укрепленные общинные центры археологи назвали «преддворцовыми цитаделями». Изменяется система религиозных верований: появляются основные образы божеств и важнейшие культовые символы. К концу Додворцового периода относится и так называемое ахарнесское письмо — наиболее ранний вариант критской иероглифики. Таким образом, критское общество, достигнув прогресса во всех сферах жизни и деятельности, подошло к эпохе цивилизации и во II тысячелетии до н. э. вступает в эпоху раннедворцового периода.
К концу додворцового периода первобытнообщинный строй вступает в завершающую стадию. Ослабление кровнородственных связей кардинально меняет жизнь общества, а накопление излишков создаёт предпосылки для социального расслоения. Традиционные усыпальницы для членов рода заменяются индивидуальными захоронениями. Между общинами всё чаще возникают конфликты, и для защиты от соседей поселения обносят стенами, а также строят на возвышенностях с обрывистыми склонами. Такие укреплённые центры археологи называют «преддворцовыми цитаделями». Меняется и религиозная система: появляются образы божеств и важные культовые символы. К этому времени относится и ахарнесское письмо — наиболее ранний вариант критской иероглифики. Таким образом, критское общество, достигнув прогресса во всех сферах, готовится к эпохе цивилизации. Во II тысячелетии до н. э. начинается раннедворцовый период.
Свидетельство о публикации №225060800880