Человек личность - Бифуркационны 4

параграф 4 в теме "Человек, Личность, Душа и Мышление".

Термин "Бифуркация" - точно был определен в чистой математики, в прикладной математики, теоретической физики, и кибернетики в ХХ веке. Математик Мстислав Келдыш мощно использовал этот термин при расчетах устойчивости и неустойчивости самолетов, ракет и спутников. Келдыш стал и был ряд лет Президентом АН СССР.

Биологи и химики говорят, что до Келдыша термин "бифуркация" использовал Жаботинский. Его всемирно-известные "реакции Жаботинского" в химии относят к типу "Бифуркационных".
Суффикс "БИ" означает "два". То есть когда процесс внезапно делится на два процесса, то эта точка деления процесса называется Бифуркацией.
В конце 20-го - начале 21-го века в математике вычленилась целая и большая теория для описания "бифуркационных систем" и их анализу.

Этот термин стал широко применяться в общей математической, прикладной и философской теории систем. А также в синергетики в 20 и 21 веках.

В ряде гуманитарных наук, в философии и социологии, иногда в медицине, биологии, психологии и психанализе также используется этот термин "бифуркация".
***
Подводя итог всем предыдущим параграфам (статьям) 1,2 и 3 , - всем этим опытным и теоретическим взглядам и учениям, можно написать такую символическую (в буквах) формулу о личности (Л) и душе (Д) человека, как динамических (по времени – Т) систем бифуркационного (БФС) свойства:

(Л) = (Д) = (БФС) = Функция-F { T; EC; ES; EE; EI }, где:
Т – время (Time);  E – (extrim) = extraordinarily = чрезвычайно, в высшей степени = экстремально = «экстрим» ;
EC = (E-C) = E- Conditions = Е- Условия = ЕУ;  ES = (E-S) = E- States = Е- Состояния = ЕС;  EE = (E-E) = E- Evеnts= Е- События, случаи = ЕСс; 
EI= E- Information = Е- Информация= ЕИ.

Причем, под (ЕИ) мы имеем ввиду такого рода экстрим-информацию, как-то: -
- а) информацию очень большого, огромногого объема; когда мозг человека (например, студента) с ней не справляется и он может или точно попадает в психбольницу; возникает изменение, бифуркация личности, а в случае сумасшествия длительного – человек становится инвалидом, недееспосбным, а иногда даже просто теряет «личность», уподобляясь «человеку-животному-растению»;

-- б) бифуркации личности обычно появляются тогда, когда «качество» информации злое, страшное, опасное, смертельное, убийственное, грязно-необычное, неизвестно-непонятное, переворачивающее душу и-или все прежние другие хорошие представления о том, что хорошо, а что плохо; например, тут даже одного сообщения хватает на то, чтобы душа, психика и разум человека «помутились», опасно и страшно для труда и деятельности изменились.–

 Например,«весточки» о смерти, об убийстве, о смертельном заболевании близкого человека, об измене супруга(и), об изнасиловании или разврате или разводе твоего ребенка хватает для этого...

Часто одного слова хватает, чтобы надолго выбить человека «из колеи». Поэтому народ говорит: «Слово – серебро, а молчанье – золото».

Разумеется, бывают в жизни такие люди «сильной, железной воли», когда экстремальные случаи, события, состояния и сообщения не приводят их к потери работоспособности и к изменению их личности даже на короткое время.

Либо если «экстрим», горе и сильно подействовали, то люди как бы отстраняются от него, стараются не думать о постигшем их горе. Это – обычный практический метод...

Приведем дополнительно к вышесказанному и нашей символической формуле ряд случаев и примеров бифуркации у человека:--

1) Человек очень успешно делает что-то одно (в спорте, в учебе, в науке, в музыке и тд) и вдруг внезапно бросает это и переключается на другое. Причем это часто бывает не только в 9 – 15 лет, но и позже; иногда – в любом возрасте, - и в 20 – 25 лет, и в 40 – 60 лет.
– 2) Поступление в институт, окончание института, получение профессии, смена профессии, женитьба/ замужество, развод – все это часто приводит к изменению личности человека. Слабому, среднему или сильному. 

–3) Генерал, герой и сильная личность в армии, после репрессии и попадания в тюрьму ведет там себя негеройски, а подчиненно – он «никто» как личность. Если потом его освобождают из тюрьмы и он попадает на фронт, то там он снова становится сильной личностью, героем.

–4) В средние века , с виду простой обычный человек, православный солдат Иван Русский попадает в плен к туркам, где проявил такой высоты твердость в вере, характере и личности, что турки его очень сильно зауважали, хотя и пытали и казнили. Он русской церковью был причислен к лику Святых.

–5) И наоборот, часто «выдающиеся личности» (актеры, герои фильмом, идеалы мужской красоты и силы, супермены), попадая в реальные условия, опасные для здоровья случаи в жизни, становятся трусами, то есть «слабыми, мерзкими личностями».

–6) Простой крестьянин, рабочий, человек попадая на фронт или в тюрьму, или под пытки, вдруг становится героем, человеком крепкой воли и сильный духом, готовым отдать свою жизнь за родину.

–7) И наоборот, религиозный или общественный лидер, уважаемый многими людьми человек, проповедующий морально-нравственные ценности (учитель, священник, пресвитер, дьякон, известный артист и тд) в обычной жизни, попадая на допрос органами власти или разведки, совершенно спокойно (видимо, со страхом в душе) проявляет трусость, предательство близких ему людей, его «учеников» и-или занимается доносительством.

Еще ряд примеров того, что личность человека – бифуркационна: изменчива, является функцией обстоятельств, времени, событий и состояний: -

- к человеку пришла слава и он может стать «другим человеком», зазнаться и тп, и говорят: не выдержал испытание славой;

-- человек ушел в монастырь, либо на войну, либо просто в армию, любо в тюрьму; там или по возвращению оттуда – он стал часто «другим человеком»;

--- человек сделал крупное преступление, ребенок солгал или проворовался первый раз, девочку или девушку изнасиловали, ребенок 12-ти лет стал подростком (13-15-16 лет) и изменился сильно, человек стал инвалидом или заболел раком, климакс у женщины изменяет её личность иногда сильно – например, она может стать лесбиянкой, пришла старость – и человек изменился- например, подобрел, - а за старостью идет глубокая старость...

И в заключение еще раз об экстремальной информации, сильно влияющей или даже изменяющей личность:

--1) Ветхий завет и христианская инквизиция средних веков устанавливали законы и практически приговаривали к смерти ворожеев, гадалок, отгадывателей снов, «ясновидящих», вещателей будущего, чрево-вещателей, вызывателей душ мертвых, поклонников сатаны, хулителей Бога, гипнотизеров, колдунов-колдуний, развратников, секс-извращенцев. Так как их действия часто приводили к изменению души, психики и здоровья людей в плохую сторону.

–2) Рядовые по способнястям дети или даже отстающие в школе, олигофрены и тп (я лично знал таких двух детей, подростков 14 и 16 лет в городе Туле в конце 1980-х) после прочтения Евангелия и нескольких встреч с верующими людьми – вдруг сильно поумнели! Парень стал почти философом. А девочка стала известной ясновидящей (в хорошем смысле).

Почти аналогичное случилось со Св. Праведным Иоанном Кронштадским (1829-1908) в его детстве и в училище. Мальчику Ване Сергееву учеба давалась с огромным трудом. Но он постоянно и долго молился Богу о даровании ему хотя бы средних способностей к учебе. В автобиографии он пишет:

 « ... на шестом году отец для меня купил букварь... долго мне не давалась эта мудрость... скорбя о неуспехах своего учения, я горячо молился Богу о дарования мне разума.... и я помню, как вдруг спала точно пелена с моего ума, и я стал хорошо понимать учение. На десятом году меня повезли в Архангельское приходское училище. ... моя непонятливость к учению была действительно несчастьем. ... Среди сверстников по классу ... я был последним учеником... Я обратился за помощью к Вседержителю, и во мне произошла перемена. В короткое время я подвинулся вперед настолько, что уже перестал быть последним учеником. ... и к коцу курса стал одним из первых в науках и был переведен в семинарию, в которой окончил курс первым учеником. ...»

И вот, этот отстающий мальчик и юноша, повзрослев, превратился вначале во «Всероссийского батюшку», а после смерти был причислен к лику Святых праведников. Его книги, Учение о Молитве, стало новым в богословской мысли и, особенно, практики. И оно завоевало весь христианский мир.

–3) В СССР в 1918—1930-е годы, прежде верующие в Бога дети, подвергнувшие агитации и пропаганде материалистов, атеистов и бебожников, вступили в ряды  ВЛКСМ, стали атеистами, широко предавали своих родителей вплоть до отказа от них и смены фамилии.

Налицо явление массовой бифуркации личностей подростков и молодежи в СССР в мирное время 1923-1930-х гг.

–4) Такие же явления массовой бифуркации сознания, убеждений, психики и личности у молодежи произошли и в ряде других стран в ХХ веке – в Китае и США в 1960-х, например.
*** 


Рецензии
Ваня Сергеев (Иоанн Кронштадский): "И вот, этот отстающий мальчик и юноша, повзрослев, превратился вначале во «Всероссийского батюшку», а после смерти был причислен к лику Святых праведников. Его книги, Учение о Молитве, стало новым в богословской мысли и, особенно, практики. И оно завоевало весь христианский мир.

–3) В СССР в 1918—1930-е годы, прежде верующие в Бога дети, подвергнувшие агитации и пропаганде материалистов, атеистов и бебожников, вступили в ряды ВЛКСМ, стали атеистами, широко предавали своих родителей вплоть до отказа от них и смены фамилии.

Налицо явление массовой бифуркации личностей подростков и молодежи в СССР в мирное время 1923-1930-х гг.

–4) Такие же явления массовой бифуркации сознания, убеждений, психики и личности у молодежи произошли и в ряде других стран в ХХ веке – в Китае и США в 1960-х, например." ***

Николай Ботов   06.07.2025 08:25     Заявить о нарушении