Удивление Кисловодск-2025, май, третье, мерцающее
3-я часть: Немного про погоду, воскресное утро, нижний КПП, Собор, Снежинку, туалеты, музей, теннис и прочие философские (разный хлам) и саднящие (быстро ускользающие) мысли (неразумения) и замечания (заметки на полях), что в пути “…с невероятной лёгкостью слетают с языка… другое дело кое-что, пока разжуёшь – челюсть вывихнешь!..” – так, кажется (цитирую по памяти), звучала эта удивительная мысль Рэя Брэдбери в наисветлейшем романе на все времена “Лето, прощай”.
Итак:
“…любите ли вы…” путешествовать, “…как любим это…” мы?
Ну, конечно, кто ж из нас не любит ненадолго сменить обстановку и отправиться в дорогу за новыми впечатлениями, тем более, что на дворе, хотя и непогода – идёт снег, мороз! – но уже почти настоящая весна, начало мая и до жарких солнечных летних дней осталось чуть-чуть. Но ждать их ещё – совсем не осталось сил!
И что ты тут поделаешь со всем этим?
Правильно – ничего, а значит пора в путь за летом, ну или хотя бы за тёплой весной навстречу солнцу. Одним словом, наша устойчивая туристическая группа (мы с женой), получив неожиданное предложение использовать свою бесплатную “профсоюзную” путёвку в санаторий, отправляемся в путешествие по неизвестному для нас маршруту на Северный Кавказ в город Кисловодск. И вот уже третий удивительный день, а точнее, его раннее утро начинает свой неторопливый разбег:
Поёт в природе тишина –
Звенят дрозды чуть свет,
Им вторит вяхирь, темнота
Редеет им вослед.
Там, за горой, уже рассвет
Дрожит на облаках,
А на Эльбрусе белый снег
Мерцает в небесах...
Впрочем, из нашего окна Эльбрус, к сожалению, не виден. Тут вообще, кого не спросишь, никто толком даже не знает, в какой он находится стороне. А всё потому, что его большую часть времени из-за приличного расстояния и вечных облаков вокруг него, образующихся от резкого перепада температур у его подножия и на пике, невидно. К тому же сам город расположен внизу в долине, окружённой другими горами, поэтому увидеть его можно далеко не отовсюду. Но мы всё-таки однажды увидим кусочек одного из его склонов с Лермонтовской тропы неподалёку от верхней станции почему-то временно неработающей, словно в угоду ставшими незаменимыми в такой ситуации электрокарам, Канатки…
«… в юности мы мним себя многим, значимым, хотя едва ли являемся хотя б чем-то. Зато с возрастом, если, конечно, хватает мудрости и Божьей воли его достичь, не замечаем, что значим для окружающих, бесконечно копаясь в собственном несовершенстве. Впрочем, находятся и такие рабы тщеславия, глупцы, которые до конца жизни мнят себя в Ней всем и вся…»
…но незаменимых, как известно, нет, многие, очень многие бывалые здесь туристы, идут на эту, пожалуй, самую высокую доминанту парка к памятнику М.Ю. Лермонтова и далее по горной тропе к верхней станции подвесной дороги, пешком, экономя, получается на двоих почти две тысячи. Через неделю, мы тоже поднимемся туда, чтоб своими глазами увидеть неподражаемые виды на нашу долину с разных сторон смотровой площадки и снежные склоны Эльбруса, но всё это случится позже, потом, в другом «Удивлении…». А пока, сразу после завтрака – сегодня выходной день, в санатории никаких процедур нет! – отправляемся на новый терренкур через нижний выход в город за новыми впечатлениями, поисками и… удивлениями.
На третий день путешествия здесь, в Кисловодске, вдруг неожиданно начинаешь остро чувствовать нехватку больших водных пространств: моря, озера, широкой реки или, хотя бы, бассейна. Впрочем, озеро-то тут как раз имеется, но температура воздуха, опускающая по ночам до пяти градусов, явно не позволяет прогреться воде в нём, а значит, и ехать туда бесполезно – хочется-то не просто его увидеть, но и искупаться. В общем, идём смотреть соседние отели в поиске, где есть возможность сходить в бассейн, который мы в итоге найдём – соседи по нашему столику в отеле подскажут где! – но всё это будет потом, позже, а пока, пока, глядя по сторонам нам кажется, что…
…бассейнов нет в округе вовсе,
зато гуляем целый день,
идём по улочкам мы просто,
то вверх, то вниз, пока не лень.
Перед выходом с территории нашего санатория имеется небольшая обычно плотно заставленная автомобилями площадь. Здесь же остановка городской маршрутки и уходящая в обе стороны узкая и лишь частично, видимо, давно асфальтированная улица, соединяющая дачный массив, тянущийся вдоль нашего забора с южной стороны, с многоэтажками города, виднеющимся в полукилометре от нас на горе. Идти по ней из-за практически отсутствующего тротуара не очень-то удобно, правда, и машин тут на ней встретишь нечасто.
Примерно в ста метрах от площади неожиданно для нас находится вход в нижнюю городскую часть парка, в которой, кстати, и находится Нарзанная галерея, куда мы собственно и держим путь. Впрочем, это мы тоже пока не знаем, поэтому идём мимо, держим путь прямо в гору по известной нам улице, туда, откуда нас с города ужа пару раз привозило такси. В общем, тянем в очередной длинный подъём вверх, идём прямо по проезжей безлюдной дороге вдоль огромного семи, кажется, этажного недостроенного корпуса соседнего с нами санатория для спортсменов. Наверху, практически сразу открывается потрясающий вид на огромный, по всему видать, недавно отстроенный Собор Николая Чудотворца, во все стороны от которого идёт малиновый звон колоколов…
В Соборе служба, тьма народу,
Поёт чудесно детский хор,
Тут вдруг наладилась погода,
Льёт солнце свет на город с гор.
…куда мы, естественно, не удержимся, чтоб не зайти и не постоять у алтаря, не послушать голоса поющего хора, не поставить свечки за своих родных и близких, не полюбоваться поистине очень красивым внутренним убранством и просто… помолчать.
Тут же, напротив Собора, обнаружится интересный фрагмент крепостной стены, в которой окажется краеведческий музей Кисловодска, с выставкой боевых машин и чудесным зелёным сквером перед ним. Несмотря на прохладную погоду тут, в сквере, много клумб с разноцветными тюльпанами, цветущих кустов разносортной сирени и усыпанных белыми свечами каштанов.
Пройдя сквозь него, попадаем к вечному огню и памятнику в виде Летящих журавлей, рядом с которыми открывается длиннющая стена памяти с фамилиями бойцов времён Великой Отечественной войны, видимо, не сумевших поправить своё здоровья после тяжёлых боевых ранений в местных госпиталях.
Далее все пути ведут к уже хорошо нам знакомой Колоннаде и Нарзанной галерее – цель нашей утренней прогулки.
Одним словом медленно, но верно движемся к ней, попутно заглядывая в примеченные прежде торговые точки: здесь расположены и мини-рынок, где продаются местную фрукты и овощи, и универсамы «Магнит» и Пятёрочка, и пара-тройка других сувенирных и кондитерских лавок. Тут мы берём на пробу знаменитые Нальчикские конфеты, о которых только вчера на ужине нам тоже рассказали наши замечательные соседи по столику из Ханты-Мансийска.
А источник-то, точней галерея, вдруг оказывается закрытой на обед – ничего ж себе шли, увлеклись немного покупками! – теперь можно набрать лишь общего холодного нарзана в бювете под ней, что мы и делам, достав из рюкзака предусмотрительно заготовленные ещё в номере бутылочки. Впрочем, какая разница в бювете или галерее – вода-то здесь та же, из того же источника, разве что там внутри всё так красиво сделано для набора ёмкостей: панорамные окна, хрустальные люстры, сам источник под стеклянным колпаком, девять стоек по шесть кранов в каждой и все стены увешены живыми картинами.
Но, как бы то ни было, мы сидим на лавке рядом со скульптурой огромного, в человечески рост, Чебурашки на брусчатке Курортного бульвара, по которой в фильме катились апельсины, и едим, действительно, замечательные конфеты с курагой, черносливом, сушёной хурмой, грецкими и лесными орехами в чёрном и белом шоколаде, запевая нарзаном.
Эх! – хорошо, вкусно…
Вот только бы нужно куда-нибудь сходить по естественным надобностям.
И что?
А вот с этим тут непросто: на Курортном бульваре лишь два и, что характерно, малюсеньких туалета, в которые всегда стоят очереди.
Да – туалетов тут маловато,
И те закрыты на обед,
Стоит толпа и это странно –
Куда бежать? – решений нет.
Но и что же нам делать?
Этот вопрос, похоже, всегда будет преследовать нас в путешествиях и не только…
Впрочем, решение у нас, у опытных туристов на сей счёт всегда есть – там, в конце бульвара, ещё со вчерашнего дня нами примечена интересная пышечная «Снежинка», куда просто сплошным потоком идёт народ, даже подвозят целые экскурсионные автобусы.
А что это значит?
Только одно, что туда есть смысл сходить полюбопытствовать и… попутно сделать все необходимые для безостановочной прогулки дела.
В "Снежинке" пышки, как на Невском,
И стоят столько же, почти,
А кофе новый, тут по-детски
Его не варят… Что ж, учти!
Да, всё, ну или почти всё в «Снежинке» напоминает нашу знаменитую питерскую, сохранившуюся до сих пор с советских времён практически без изменений, пышечную на Большой Конюшенной, в ста шагах от Невского проспекта. Даже очереди и быстрота её прохождения здесь такая же, как у нас, что очень удивительно и никого не пугает ни здесь, ни там. Вот только варить недорогой кофе по-старому в огромном баке с добавлением сгущённого молока тут, действительно, не умеют, забыли видно, а, может, просто не застали те времена – когда появилась эта пышечная? – продавая обычный бесценный «латте».
На электрокаре мчим по парку,
За четверть часа с ветерком
Проедет с краю и до арки,
Где колоннада, а потом
Пойдём обратно, снова в горку,
Как раз на ужин попадём,
Опять за временем вдогонку,
В итоге двадцать миль пройдём...
Ну, не двадцать, а лишь 17844, и вовсе даже не миль, а только шагов, но с учётом того, что все они практически сделаны по склонам гор, то это явно немало.
На обратном пути – теперь мы уже неплохо тут ориентируемся – по нижней части парка вдоль бегущей с гор реки мы ещё умудримся заглянуть в…
…музей маэстро Ярошенко,
что весь уютный, правда, небольшой,
устроен мило, хорошенько:
лужки, домишки и картины – всё!
Вечером на закате после ужина делаем небольшой терренкур по территории санатория и на ход ноги перед сном…
…играем в теннис – стол отменный,
жаль, подкачал чуть инвентарь,
но в остальном всё обалденно,
с азартом прыгаем, как встарь...
Ну, вот, пожалуй, и всё тут, в этом «Удивлении…», об остальном поговорим завтра, в следующем репортаже про Кисловодск-2025, май…
03.06.2025г.
Автор, благодарит своего критика (ЕМЮ) за оказанную помощь и терпение всё это выслушать в сто двадцать первый раз, а также напоминает, что этот рассказ-черновик всего лишь рукопись, набросок. Здесь, вероятно, масса стилистических и орфографических ошибок, при нахождении которых автор, принеся свои извинения за неудобство перед скрупулезными лингвистами, просит направить их администратору группы “Питер из окна автомобиля”, на любой удобной Вам платформе (ВК, ОК, ТМ), для исправления, либо оставить их прямо под текстом.
Спасибо за внимание и… сопереживание.
Свидетельство о публикации №225060800996