Три женщины- повелительницы духовых инструментов
Клавдия Морейнис, Зоя Прокудина и Маргарита Шапошникова
«Он у неё звучал, как будто играл не медью, а бархатом. Сдержанная мощь и женская сила — вот что слышалось в каждом звуке».
; Клавдия Морейнис — тромбон и судьба
В истории советской музыки имя Клавдии Григорьевны Морейнис занимает особое место. Родившись в 1911 году в Одессе, она одной из первых женщин в СССР сделала тромбон своим голосом — полным силы, тепла и благородства.
Обучаясь в Московской консерватории у Владислава Блажевича и Владимира Щербинина, она добилась не просто мастерства, а признания в высших профессиональных кругах. Весной 1941 года Клавдия Морейнис получила вторую премию на Всесоюзном конкурсе исполнителей на духовых инструментах — беспрецедентное событие для женщины-тромбонистки.
С 1941 по 1969 год она играла в Большом симфоническом оркестре Всесоюзного радио и Центрального телевидения. Оркестром в эти годы руководили: Н.С. Голованов, А.В. Гаук, Г. Н. Рождественский, с 1974 г. руководил В. И. Федосеев.
У Клавдии тембр был мягким, насыщенным, выразительным — и легко узнаваемым.
Я услышал её в Одессе — в конце 1960-х, когда мы с отцом приехали в гости к его старому командиру, военному дирижёру Валерию Ивановичу Беседину. Тогда в зале музыкального училища собрались преподаватели духовых отделений музыкальных школ, училища и консерватории (в которой — по иронии судьбы — я впоследствии сам учился), студенты и оркестранты. Все слушали Клавдию Морейнис. Сегодня это назвали бы мастер-классом. Тогда таких слов не знали.
Женщина с тромбоном — это казалось невероятным. Но когда она зазвучала, исчезли и удивление, и стереотипы. Прекрасный звук, абсолютная техника, выразительная манера — всё вызывало восхищение. Возвращаясь домой, Беседин говорил о ней с уважением и восторгом. Они были знакомы, насколько близко — уже не помню.
;
; Маргарита Шапошникова — саксофон, который звучал по-новому
(20.05.1940-10.07.2024).
В те годы женщин среди духовых исполнителей было крайне мало. Но были исключения. Среди них — саксофонистка Маргарита Константиновна Шапошникова. Лауреат Всесоюзного конкурса исполнителей, профессор Института имени Гнесиных, она была одной из первых женщин в СССР, профессионально овладевших саксофоном.
Много лет преподавала на кафедре духовых и ударных инструментов, воспитала целую плеяду блестящих исполнителей и педагогов. С Маргаритой Константиновной я был лично знаком, приглашал её на мастер-классы в нашу консерваторию в Петах-Тикве, где уже почти 35 лет преподаю кларнет и саксофон. Это были потрясающие встречи — с нашими учениками и израильскими педагогами. Недавно её не стало… Светлая память этому прекрасному человеку и выдающемуся музыканту.
; Зоя Прокудина — повелительница валторны
(23.01.1928;–;19.09.2016)
В этом году ей могло бы исполниться 97. Первая женщина-валторнистка Советского Союза, выпускница Московской консерватории, музыкант, дирижёр, педагог. Человек, который доказал: если есть талант и воля — нет ничего невозможного.
После войны Зоя собиралась поступать на фортепиано, но набор был завершён. Оставалась духовая кафедра — считавшаяся «мужской». Так она стала единственной девушкой на отделении и первой женщиной-валторнисткой в СССР.
Начинала с нуля, занималась на казённой валторне. Некоторые не верили в успех. Но её заметил выдающийся педагог Владимир Щербинин — помог приобрести инструмент. За него Зоя расплачивалась три года, одновременно играя в оркестрах почти всех театров Москвы: от Вахтангова до Немировича-Данченко.
А по выходным она дирижировала парковым — оркестром, состоявшим только из мужчин. Сначала зрители приходили из любопытства, а потом — из уважения. Потому что играла и руководила она так, как умеют только настоящие музыканты.
;
; Память
Клавдия Григорьевна Морейнис
30 июля 1911 — 26 февраля 2001
Похоронена в Москве, на Востряковском кладбище.
Маргарита Константиновна Шапошникова
Лауреат Всесоюзного конкурса, профессор. Светлая память выдающемуся музыканту и педагогу.
Зоя Анатольевна Прокудина
Первая валторнистка Советского Союза. Светлая память и благодарность за путь, который она открыла.
;
Борис Турчинский
музыкальный публицист
Июнь 2025
Свидетельство о публикации №225060901421