Екатерининская обитель - дача Берии в городе-спутн
Царь Алексей Михайлович, второй государь из рода Романовых, взошел на российский престол в 1645 году. И хотя суровое Смутное время осталось в прошлом, впереди его ждали новые испытания. За всё его долгое, 30-летнее царствование ни один год не прошёл без внешних войн и внутренних смут. Многие годы продолжалась война с Польшей, обострившаяся после признания в 1654 году суверенитета днепровских казаков Богдана Хмельницкого и принятия их в российское подданство. Война с Польшей закончилась лишь в январе 1667 года. По Андрусовскому перемирию Русское царство получило во владение Смоленск, Киев и левобережную часть Украины. Претендуя на польский престол, русский царь Алексей Михайлович и его два сына, Алексей и Фёдор в 1669 году даже приняли участие в королевских выборах в Речи Посполитой. Среди других претендентов были французские Бурбоны, германские правители, англичанин Яков Стюарт, шведская королева Кристина и даже крымский хан Адиль Герай. Однако польская шляхта отказалась от иностранных кандидатов и избрала своего князя Михаила Вишневецкого.
Чтобы отвлечься от тяжких государственных забот, расслабиться и передохнуть, царь более всего любил устраивать соколиную охоту. В богатом царском собрании птиц иногда набиралось до трёх тысяч охотничьих ястребов и соколов. Придворные знали, что лучшим подарком царю была редкая птица и испытание её на охоте. Вот и по случаю заключения мира со Швецией в 1658 кто-то из прытких придворных преподнёс Алексею Михайловичу диковинную птицу, а заодно сообщил, что в Ермолинских рощах по зиме развелось много разного зверья да дичи. Царь загорелся желанием испытать новую птицу в деле, скоро собрался и, поцеловав жену, которая дохаживала последние недели перед очередными родами, отъехал в Ермолинские рощи. После удачной охоты и обильной трапезы царь лёг почивать. И тут во сне явилась ему великомученица Екатерина Александрийская и возвестила, что в эту ночь по воле Господа супруга его, Мария Милославская, разрешилась от бремени дочерью. Возвратившись спешно домой, Алексей Михайлович назвал новорождённую в честь святой Екатерины, а на месте чудесного явления повелел основать обитель.
Во исполнение указа царя, уже во второй половине XVII века была заложена Екатерининская пустынь, то-бишь монастырь. Первоначальные постройки были деревянными, но в 1664 году началось каменное строительство. Работами руководил в течение трёх лет «каменных дел подмастерье» Иван Кузнечик. Этого умельца, служившего простым стрельцом, заприметил и прислал царю Артамон Матвеев, который был воспитателем самого царя, а потом и «дядькой» его сына Петра. Летом 1667 года в монастыре перешли к внутреннему благоустройству зданий. Причем и само строительство, да и содержание пустыни велось на личные пожертвования государя. С 1674 года главная церковь вкупе со всеми деревянными и двумя каменными строениями, а также с примыкающим кладбищем, стала именоваться пустынью «Екатерининския Рощи». Каменную церковь освятили осенью 1679 года в присутствии государя и его приближенных. Поначалу монастырь не имел приписных сел и деревень, с которых он мог бы получать доход. Потому хлебное довольствие и денежное жалованье насельники Екатерининской пустыни получали из Приказа Большого дворца. Иногда жалование задерживали, отчего среди монахов, священнослужителей и трудников возникали «великия нужды». Сохранилось отчаянное послание от марта 1717 года, написанное иеромонахом Гавриилом уже на имя государя Петра Алексеевича: «...Ныне мы, богомольцы твои, весьма оскудели и платьем обносились... И дров, и хлеба, и свеч купить не на что, а без одежды и без дров от морозов погибаем смертию». По указу царя задержанное жалование было без промедления выплачено.
А уже с 1764 года Екатерининской пустыни принадлежало «девяносто девять десятин земли под берёзовым лесом, орешником, пашней и сенокосом». Появились в храмах подаренные благотворителями двенадцать старинных алтарных икон в серебряных окладах с золотыми венцами, жемчугом и драгоценными камнями, а также вызолоченный ковчег с частицами мощей Святой Екатерины и других мучеников. Со временем в монастыре образовалась даже своя библиотека. Во времена царствования Екатерины II монастырь существенно реставрировали. Был выстроен новый собор, надвратную церковь с колокольней подновили, поставили два каменных корпуса келий, а территорию монастыря обнесли оградой. Обитель, окруженная в ту пору глухими лесами, нередко подвергалась налетам грабителей и лихих людей, так что в ней подчас оставались живыми всего несколько человек. Возрождение Свято Екатерининского монастыря произошло при игумене Мелхиседеке в 1784 году, когда был возведен Екатерининский собор, обновлена церковь Петра и Павла, построены два братских корпуса, воздвигнута крепкая каменная ограда с башнями и надвратная церковь с колокольней, которую почитали одним из красивейших архитектурных памятников Подмосковья.
Во время войны 1812 года все ценности и святыни для сохранности отправили из обители обозом в Суздаль. Так что наведавшиеся в монастырь французы лишь содрали серебряные клейма с оклада единственного оставшегося в церкви Евангелия, да извели 19 голов рогатого скота и значительную часть съестных припасов. А здания и все остальное имущество не пострадали. По окончании войны в монастыре хранились два знамени Отечественной войны 1812 года, подаренные князем Петром Волконским. В 1842 году были обновлены монастырские постройки: позолочены главы и кресты на соборном храме и колокольне, построены два новых корпуса келий, сооружены две гостиницы и дополнительные хозяйственные постройки. После строительства Московско-Курской, а потом и Рязанско-Уральской железных дорог, связь монастыря с Москвой наладилась, и число паломников значительно возросло. Проводились крестные ходы, а в Петров день вблизи монастыря стали устраивать ярмарки.
Во время Первой мировой войны, когда на западе Российской империи были разрушены многие церкви и монастыри, беженцы спасались в Москве. После революции Екатерининскую пустынь предоставили для размещения сестёр из польского Красностокского женского монастыря. Но вскоре монастырь закрыли, а монахиням приказали в двадцать четыре часа освободить помещения.
В 1937 году все постройки бывшего монастыря и территорию вокруг них распорядились отдать в собственность НКВД для содержания заключённых. Поначалу в зданиях Екатерининской пустыни разместилась тюрьма для мелких преступников, а в Петропавловской церкви даже устроили клуб. Но в 1935 году в соответствии с генеральным планом реконструкции Москвы и Московской области, земли вокруг имения Суханово, включая Екатерининский монастырь, были объявлены заповедником и переданы в аренду Союзу архитекторов СССР. Уголовную тюрьму отсюда куда-то перевели, а помещения монастыря стали использовать как жилье для переселенцев.
Однако стоящий в отдалении от Москвы монастырь очень подходил для создания там специальной, секретной тюрьмы. Эта идея изначально пришла в голову Николаю Ежову, а после его смещения в декабре 1938 года, воплощением идеи в жизнь занялся новый нарком внутренних дел - Л.П. Берия. Он, немедля приступил к работам, и спустя месяц преобразовал бывшую обитель в секретную особорежимную тюрьму, получившую от соседнего имения название Сухановской, или просто Сухановка. Бывший монастырь со всех сторон обнесли колючей проволокой. Кресты с куполов убрали, Святые врата наглухо замуровали, у хозяйственного проезда устроили контрольно-пропускной пункт с помещением для охраны. А в здании бывшей монастырской гостиницы у южных ворот устроили клуб для работников НКВД. Тюрьма была рассчитана на 150-160 заключенных, а число надзирателей и охраны составляло 70 человек. Всё, связанное с новой тюрьмой, содержалось в строжайшей тайне. Снаружи тюрьму дополнительно охраняла спецрота НКВД особого назначения. По рассказам местных жителей, охрана стояла даже в полях, на солидном расстоянии от тюрьмы. В тюрьме имен не использовали ни применительно к заключенным, ни к охранникам. Всем им присваивались просто личные номера. Даже трупы умерших, которых отправляли поначалу в Бутырки, а потом на Бутовский полигон, регистрировали только под номерами. Берия часто бывал в Сухановке, и нередко сам допрашивал подсудимых в своем кабинете, который находился в следственном (прежде настоятельском) корпусе бывшего монастыря. Потому тюрьму именовали в народе «дачей Берии». В апреле 1939 года и сам Н.И. Ежов стал узником Сухановки. Помимо него здесь побывали писатель Исаак Бабель и архитектор Мирон Мержанов. Просуществовала Сухановка до 1952 года.
После смерти Берия тюрьма была расформирована, а все документы засекречены. С апреля 1959 постройки использовали то под межобластную тюремную больницу, то под какой-то Учебный центр. Потом долгие годы обитель пустовала, а монастырские постройки всё больше разрушались. В 1988 году, в празднование 1000-летия Крещения Руси, местная жительница Нина Филипповна Решетина с единомышленницами начала ходатайствовать о возвращении пустыни Русской Православной Церкви. Время уже изменилось, и дело, прежде казавшееся почти безнадежным, увенчались успехом. После передачи разрушенной обители церкви Свято-Екатерининский мужской монастырь стал возрождаться. Поначалу здесь обитали всего 3 насельника, которые добровольно охраняли монастырь и потихоньку расчищали и восстанавливали постройки. Со временем число добровольных помощников увеличилось, о возрождающемся монастыре заговорили в печати. В обитель потянулись богомольцы и люди, интересующиеся историей России. В 1996 году купол церкви был снова увенчан крестом. Художники-реставраторы принялись за реставрацию росписей в храме святых апостолов Петра и Павла. В 2001 году приступили к строительству нового каменного храма во имя новомучеников Российских. Первая Божественная литургия в храме прошла в 2005 году, и с той поры здесь неусыпно читается Псалтирь в память убиенных в период репрессий. В сентябре 2007 года храм был освящен Ювеналием, митрополитом Крутицким и Коломенским. А напротив храма установили поклонный крест «в память о тех, кто томился в Сухановской политической тюрьме». Есть здесь и музей, рассказывающий о долгой и сложной истории обители. Посетители монастыря нередко задерживаются у западного братского корпуса, где в специальном шатре растёт куст неопалимой купины, который братья вырастили из отростка, привезенного из монастыря Святой Екатерины на Синайском полуострове.
Сейчас в монастыре помимо священнослужителей обитают 11 насельников и 10 добровольных помощников, которых именуют трудниками. Для детей и взрослых при монастыре открыта церковно-приходская школа. По доброй традиции на Рождество здесь устраивается ёлка для детей с концертом и раздачей подарков. В монастырской трапезной ежедневно устраиваются благотворительные обеды для нуждающихся.
*********
Внимания заслуживает и сам город - спутник Москвы - Видное. В 2006 году он занял первое место в конкурсе «Самый благоустроенный город России» с населением менее 100 000 человек.
История его начинается с XVII века, когда Пётр I пожаловал боярину Тихону Стрешневу соседнюю с монастырём небольшую царскую вотчину, куда помимо Суханово входили ещё две соседние деревеньки. Имение несколько раз меняло своих владельцев, и в 1804 году перешло к Волконским, которые построили здесь дворец и создали великолепный парковый ансамбль. В роскошное имение Суханово нередко наведывались высокие гости, а в 1835 году здесь гостила императрица Александра Фёдоровна, супруга Николая I мать Александра II. Но в конце XIX столетия владельцы имения разорились и продали его. Прилегающие к усадьбе земли разбили на участки и стали продавать под дачи. Так со временем здесь появился дачный посёлок Видное. В послереволюционное время посёлок постепенно разрушался.
В 1935 году по Генеральному плану реконструкции Москвы в 5 км от железнодорожной остановки Расторгуево решено было построить большой коксогазовый завод «Москокс» для обеспечения столицы дешёвым топливом и литейным коксом. По окончании войны в 1949 году на расстоянии трехкилометровой лесозащитной зоны от завода стали возводить благоустроенный рабочий посёлок Видное. По проекту известного советского архитектора Б.В.Ефимовича для рабочих Московского коксогазового завода были построены не стандартные здания коммунального типа, а одно и двухэтажные коттеджи из красного кирпича. К тому же они были украшены белым кирпичом, а крыши покрыты оранжевой черепицей. Во избежание однообразия некоторые из коттеджей украшали портики с колоннами и небольшие балконы. Эти постройки поддерживаются в хорошем состоянии, и по сей день радуют глаз трогательным своеобразием. Правда, город Видное разрастается, и в последнее время на активно застраиваемых окраинах его стали появляться крупные многоэтажные жилые комплексы.
Помимо дворянской усадьбы Суханово и окружающего её заповедного парка, на выезде из города Видное привлекает внимание белокаменный Храм Успения Пресвятой Богородицы. Построенная в начале XVIII века барочная церковь и надвратная колокольня являются объектами культурного наследия федерального значения.
Жители города Видное гордятся налаженным у них троллейбусным сообщением, которым среди малонаселенных городов России могла похвастаться ещё только Алушта.
В последние годы здесь появились даже термы «Видное», где посетители могут поплавать в бассейнах с морской солью при температуре воды в 32-33 С и расслабиться в банном комплексе с сауной и хаммамом. Здесь же оборудована зона отдыха и кафе.
Свидетельство о публикации №225060901456