Бертолуччи Ускользающая красота - о фильме

Бертолуччи — Ускользающая красота

Бертолуччи не снимает слабых фильмов. Проблема лишь в одном — не все зрители готовы и способны принять и смотреть Бертолуччи.
Фильм «Ускользающая красота» снят в 1995 году. Коммерчески не самый удачный, но Бертолуччи это не так важно. И мне кажется, что через много лет после выхода этот фильм приобретает новое звучание и видение, это интеллектуальный фильм, его можно также назвать  интеллектуально-психологически-чувственно-сексуальный.
Сюжет (хотя сюжет играет самую незначительную роль) как бы прост.
Но именно в этой простоте кроется загадка, суть которой - «как корабль назовете — так он и поплывет».
Т.е. если вы будете в этом ключе смотреть фильм, то вы так его и увидите.
За внешней простотой фильма и сюжета чаще всего кроется очень непростое содержание.

Многие аннотации о фильме звучат как некий приговор: красивая американка приезжает в Италию и желает потерять свою девственность. Глупее версии не читал.

На самом деле красивая молодая девушка приезжает в Италию к друзьям, она пытается выяснить обстоятельства своего рождения и найти своего отца. В свои девятнадцать лет Люси — девственница, и она мечтает получить свой первый опыт с парнем по имени Николь, который четыре года назад подарил ей первый поцелуй и который, как она считает, написал ей лучшее в её жизни письмо. Это влюбленность, не очень конкретизированная, но потенциальный обьект — Николь - уже существует.
Также она хочет узнать, кто же является её настоящим отцом — в дневнике её матери есть запись о её близости с неназванным мужчиной в августе 1975 года, в результате которой на свет появилась Люси. Мать покончила жизнь самоубийством. И это заставляет девушку  переживать и искать ответы на внутренние вопросы.
Лив Тайлер играет Люси Хэрмон.Она 1977 года рождения, и когда снималась в фильме ей было 18 лет. Очаровательная, красивая девушка.

Но уверяю вас, что тема рождения, самоубийства матери, отца прозвучит в фильме ненавязчиво, с первого просмотра вы возможно и не сумеете заметить эти сюжетные линии.
Потому что главная идея Бертолуччи в другом.
Итак — красивая, очень красивая девушка приезжает в Италию. Природа, воздух, ужины с вином. Расслабленная атмосфера свободно и беззаботно живущих людей. В доме достаточно свободные нравы, тема секса звучит ненавязчиво, но всеобьемлюще. Это и отношения жильцов в доме, разговоры с сексуальным подтекстом, Миранда, занимающаяся сексом с другом, поцелуи молодых людей, полуобнаженные тела возле бассейна, вечеринки с ухаживанием, взгляды молодых людей, - и блюзовая музыка. Ненавязчивая, как фон, но блюз изначально эротичен.
Т.е. все в доме проникнуто настроением секса. Это настроение как аромат хороших духов, чувствуете, нравится, но не понимаете — откуда.
 
Бертолуччи умеет через кадр показать настроение.

Лиса — чувственная, обращающая внимание на мужчин рядом с некими подсознательными желаниями, примеряющая их мысленно для физической близости.
Она переполнена ощущениями будущих изменений в своей жизни, в ней бурлит это природное желание секса и близости, влюбленность в ней живет неконкретизированно, а как ощущение и, как показывает жизнь, кратковременно и исчезающая со временем и опытом.
Множество людей вспоминают эту эмоцию в своей жизни и понимают, что она неповторима.

И Бертолуччи говорит именно об этой ускользающей красоте — красоте первых чувств, влюбленности, порой даже не осознаваемой,  и эмоций, связанных с будущим сексом и физической любовью. Это главный лейтмотив фильма, Бертолуччи тонко чувствует грани и оттенки и умеет их передать картинками кино, создать фон, не явный, сложно ощущаемый.

Один из героев фильма — смертельно больной Алекс, играет его Джереми Айронс (Jeremy Irons). Когда смотрел фильм, то пытался мучительно вспомнить — откуда он мне знаком, а потом нашел в интернете, что он играл Гумберта в фильме «Лолита». Фильм шикарно поставлен и снят.
Алекс любит Лису, так, как может любить взрослый мужчина, мало того, что знающий о приближении конца, так и опытный, думающий человек. Он любит Лису как ребенка, пусть и девушку, и поэтому, зная, что она девственница, говорит ей: надо сделать правильный выбор. Он как бы говорит ей - главное — правильный выбор того, кому подаришь свою девственность, и с этими воспоминаниями и ощущениями ты проживешь всю жизнь.И возможно ты только так сохранишь в себе эту ускользающую красоту.
Не случайно в фильме героиня — жена художника — в один момент говорит мужу: я хочу уехать. Хочу вернуться в места, где я родилась и умереть там. Нет, нет, она любит мужа, у них прекрасные, гармоничные отношения, но этой фразой она как бы говорит, что хочет вернуться к тем естественным, чистым эмоциям, вернуться к той ускользнувшей красоте.


Лису окружают молодые парни и мужчины. Не видит она в них того, с воспоминаниями о ком она может и надеется сохранить свою «исчезающую красоту».
Они пытаются заигрывать с ней, легко ухаживают, сблизиться с ней, но она на некоем подсознательном уровне чувствует, что это «не то… не то… не тот...»

В кадрах фильма присутствует простой молодой парень, его играет Иньяцио Олива, и более того — имя его героя даже в Википедии и других источниках о кино не упоминается. По фильму его имя Освальдо. Когда жильцы дома за ужином обсуждают тему, как и кто потерял девственность, шуточно или с иронией, и спрашивают Лису — что она может сказать, то Лиса отвечает: а вы про любовь ничего не сказали.
Т.е. для нее единство любви-влюбленности и физической близости естественно.
Но они, « утратившие красоту», цинично отвечают — любви нет.
И в этот момет Освальдо дополняет, что этот разговор глупый, это как говорить о политике.
До этого момента, да и почти до конца фильма Освальдо неразговорчив, малозаметен, не привлекает внимание зрителя и не выделяется на фоне остальных мужчин.
И только в этот момент понимаешь, что он «на одной волне» с Лисой.

И вот под самый конец фильма Лиса и Освальдо гуляют вместе и Лиса вдруг узнает, что письмо, самое любимое для нее, написал не Николь, а Освальдо.
Картина ее внутреннего мира переворачивается, и у них под деревом, которое Освальдо назвал «мое дерево», происходит любовь и близость. Ночь они проводят вместе, горит костер. И надо видеть в фильме, как Лив Тайлер  — Лиса играет сцену физической близости, какие эмоции, ожидание, чувственность, удивление, и радость отражаются на ее лице и в глазах. А на утро Освальдо говорит ей, что «это» у него было тоже в первый раз.
Лиса сделала «правильный выбор»…

Подбор актеров у Бертолуччи безупречный, в фильме даже в роли старика снялся Жан Марэ.
И еще повторюсь — смысл и содержание фильма — это те естественные, чистые эмоции, кратковременные и исчезающие с нашим взрослением. К сожалению, может быть, но скорее это естественный процесс.
Личное мнение — чрезвычайно умный, деликатный фильм о таких же деликатных эмоциях. Антониони, Бертолуччи, Висконти, Линч, Ларса фон Триер, Ханеке, Скорсезе и есть еще удивительные режиссеры — которых нужно смотреть.


Бертолуччи мастер. Его «Конформист», «Последнее танго в Париже», «Ускользающая красота», «Мечтатели» и др. фильмы уникальны. Он умеет деликатные темы снимать деликатно, но и не избегает откровенных сцен. Все имеет свой смысл в контексте.

Скажем  «Последнее танго в Париже» в шок вгоняло в 70-е годы, но в фильме нет откровенных сцен. Единственный кадр — анального секса со сливочным маслом в виде лубриканта, но тогда и вопрос: а что шокировало — анал или сливочное масло? — тут я готов улыбнуться…

Не стоит каждый кадр у Бертолуччи оценивать буквально, особенно это видно в фильмах «Ускользающая красота» и «Мечтатели». Кто-то называет эти фильмы артхаузными, кто-то — экзистенциальными. У  Антониони, Бертолуччи, Висконти, этой когорты великих итальянских режиссеров, кадры кино всегда многослойны и смысл сцен надо выискивать в своей собственной душе, сознании, опыте, культуре и образованности…

На этом и закончу...


Рецензии