Ангелы, Архангелы, Херувимы, Серафимы

  Ангелы, Архангелы, Херувимы, Серафимы и весь духовный невидимый мир был создан Богом еще до сотворения видимого мира и человека.
В начале сотворил Бог небо (Быт 1, 1). Под небом здесь святые отцы понимают мир небесный, , приближенный к Богу и населенный бесплотными духами — Ангелами. Назначение Ангелов — служить Богу и помогать людям в делах спасения.
 В священных текстах Ангелы это служебные духи, Божии посланники к людям. Слово «ангел» с греческого переводится как «вестник.
 
В греческом языке слово «архи» значит «начало». Поэтому Архангелы   это верховные Ангелы, начальники над всеми Ангелами (см.: Иуда, гл 9; 1 Фес 4, 16
По учению Церкви, Архангелов восемь: Михаил Архистратиг (это имя значит «кто как Бог»), Гавриил («сила Божия»), Рафаил («помощь Божия»), Уриил («Бог — свет мой»), Селафиил («молитва к Богу»), Иеремиил («высота Божия»). К Архангелам причисляются еще Иегудиил «(хвала Божия») и Варахиил («благословение Божие»).

Ангелы являлись вестниками самых главных событий новозаветного откровения. Архангел Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии возвестить ей благую весть о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа (Благовещение).
 Господь создал всех Ангелов светлыми и добрыми, но часть Ангелов злоупотребили своей свободой и встали на путь противления, бунта против Бога.

Гордость — первая страсть, которая появилась в мире еще до сотворения людей. И первым гордецом, учинившим бунт, стал самый могущественный ангел — Денница (в переводе с еврейского — «утренняя звезда»), который не захотел находиться в послушании и любви к Богу. Возгордился своим могуществом и силой и возжелал сам стать как Бог.
Денница, также известен как Люцифер, в христианской традиции и богословии, это имя, которое обычно используется для обозначения падшего ангела, отождествляемого с Сатаной или Дьяволом.
 Первоначально Денница был одним из самых могущественных и блистательных ангелов, но из-за гордыни и стремления к власти был изгнан с небес. Денница увлек за собой многих Ангелов, и произошла на небе война.
Демоны
Термин демон происходит от греческого слова daim;n, что означает «сверхъестественное существо» или «дух». Хотя его обычно связывают со злым или недоброжелательным духом, изначально этот термин означал духовное существо, которое влияет на характер человека. Например, agathos daim;n («добрый дух») был благожелателен по отношению к людям.  Постепенно этот термин стали применять к низшим духам сверхъестественного мира, которые оказывали давление на людей, заставляя их совершать действия, не способствующие их благополучию. Доминирующее толкование было смещено в пользу недоброжелательности и того, что предвещает зло, несчастье и беду.
 Архангел Михаил и Ангелы его сражались с сатаной и победили злое воинство.

Ангел Хранитель.
Каждому христианину Бог дает при крещении ангела-хранителя, который невидимо помогает человеку во время всей его земной жизни. В духовной практике принято считать, что человеку при жизни сопутствуют два Ангела, один из них — Ангел Хранитель. Оба Ангела являются в момент смерти.
День Ангела  это день нашего крещения, а именины это день в который отмечается память святого имя которого мы носим.
 Некоторые заблуждения еще могут быть связаны еще с тем, что раньше детей крестили и записывали в церковную книгу в один день и этот же день считался днем рождения человека и христианина.
Ангелы-Xранители принимают живое и деятельное участие в нашей судьбе. Ангелы-Xранители делают для нас все, что служит к истинному нашему благу и спасению. Невидимо пребывая при нас постоянно, они, руководствуя нас ко спасению, не только по нашему желанию таинственно наставляют нас на все доброе и полезное, возносят наши молитвы к Богу, охраняют и защищают нас от врагов видимых и невидимых и ходатайствуют за нас пред Богом.

Серафимы и Херувимы.
Слово Серафимы переводится как «пламенеющие». Серафимы – высшие духовные существа, наиболее приближенные к Богу. Поэтому они изображаются возле престола Вседержителя в виде существ с человеческим ликом в окружении шести красных крыльев..
 Слово Херувим в переводе с древнееврейского означает «мудрость». Это значит, что Херувимы обладают высшей духовной мудростью. На иконах они изображаются в виде человеческого лика, окруженного шестью или четырьмя крыльями голубого или зеленого цвета.  Их часто изображают держащими престол, на котором восседает Господь. В Ветхом Завете, в повествовании о грехопадении и изгнании первых людей из рая говорится, что Херувим был поставлен с огненным мечем охранять двери рая.

Архангел Михаил,
Архангел Михаил, Архистратиг Михаил (др.-евр.  ивр., Михаэ;ль — «Кто как Бог?»; др.-греч. — ангел, упоминаемый по имени в ряде библейских книг (Иуд. 1:9, Откр. 12:7 и др.).
Выражение «Архангел Михаил» состоит из пяти слов: «арх ангел ми ка эл», где «ангел», греческий перевод др.-евр.  «малах», означает «посланник», а с добавлением к слову «ангел» приставки «арх» — «старший посланник».
«Ми ка эл» (др.-евр.  буквально означает вопросительное «Кто как Бог?» в значении «никто не равен Богу».

«Архангел» Cлово образовано из греческого «ангел»  посланник, вестник) при помощи приставки «архи»  со значениями «главный, старший», указывающей на старшинство архангелов по отношению к ангелам. Архангелы   это верховные Ангелы, начальники над всеми Ангелами (см.: Иуда, гл 9; 1 Фес 4, 16
Архангел Михаил — главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых архангелов в авраамических религиях.
В православии его называют Архистратигом, что означает «глава святого воинства Ангелов и Архангелов»..
Празднование в Русской Православной церкви — 6 (19) сентября, 8 (21) ноября, в Коптской православной церкви — каждое 12-е число месяца, в Католической церкви — 8 мая. Имя имя ангела Михаила упомянуто несколько раз в конце Книги пророка Даниила.
• «Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришёл помочь мне, и я остался там при царях Персидских» (Дан. 10:13).
• «Впрочем, я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего» (Дан. 10:21).

А также в пророчестве о Страшном Суде и роли в нём архангела Михаила:
• И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге.
Это указание на роль Михаила в битве добра и зла повлияло на многие   эсхатологические христианские труды. Религиозная традиция стала приписывать Михаилу не только победу над сатаной, но и роль судьи на Страшном суде[7], на который он призовёт души трубным гласом

Иудаизм
Михаил Архангел — один из семи архангелов, национальный покровитель иудеев (Дан. X, 13 и др.), вождь небесного воинства в его борьбе с темными силами ада (посл. Иуды 8—10). Он неоднократно изображается как «великий капитан», лидер небесных воинств и воин, помогающий детям Израиля. .
В одном из кумранских свитков «Война сынов света против сынов тьмы» Михаил описывается как предводитель света, ведущий Божьи силы против темноты зла, возглавляемой Велиалом.
Согласно еврейской традиции, Михаэль — один из четырёх ангелов  (Михаэль, Гавриэль, Уриэль и Рафаэль), стоящих перед престолом Господа и охраняющих четыре стороны света. Среди семи ангелов еврейской мифологии лишь двое названы в Ветхом Завете: Михаэль и Гавриэль.

В исламе
именуется «Микаилом», имеет изумрудно-зелёные крылья. Он находится на седьмом небе, на границе моря, переполненного бесчисленным количеством ангелов
Микаил — один из четырёх ангелов высшей категории (Мукаррабун) в исламе. Он упоминается как ангел, который раздаёт творениям Аллаха пропитание. Также известен как Ангел милосердия. Кроме пророческих миссий, которые он выполняет как макрибун, управляет ветрами и облаками.

В православии архангел Михаил именуется архистратиг (греч. — главнокомандующий) и выступает главой святого воинства ангелов, стоящих на страже Божьего закона, этот образ присутствует уже начиная с апостольских времён (см. упоминание о споре Михаила о теле Моисеевом — Иуд. 1:9). Следуя этой традиции, в Великих четьях-минеях митрополит Макарий пишет: «Бог поставил как некое всесильное оружие и сохранение Михаила архистратига против силы дьявола». В этом образе Михаил почитается как покровитель и соратник «воинствующей Церкви», то есть всех верных Богу, выступающих против сил зла[21].
Михаил, исходя из приписываемой ему роли на Страшном суде, стал почитаться как защитник душ умерших. Ему были вверены Богом души Авраама и Богородицы при перенесении их на небо.

К архангелу Михаилу также обращаются с молитвами об исцелении. Это связано с указанным выше почитанием Михаила Архангела как победителя злых духов, которые в христианстве считались источником болезней. Во многих местах Малой Азии существуют целебные источники, посвящённые святому Михаилу (о наиболее известном источнике в Хонех смотрите раздел Чудеса архангела Михаила). В Константинополе святой Михаил также почитался как великий небесный исцелитель, и его главная святыня — Михалион — находился примерно в 80 км от столицы Византийской империи (в этом месте он по преданию явился императору Константину).

Праздник Святого Михаила, зародившийся во Фригии, отмечается на Западе 29 сентября, где он также известен как Михаил.
В христиантстве
Почитание его в христианской церкви восходит к древнейшим временам; память его чтится 8 ноября. Дан.
В христианстве принято считать, что вооружённым мечом херувимом у врат рая был архангел Михаил (Быт. 3:23—24).
В начале истории христианской церкви он стал считаться помощником армий церкви против язычников и против нападений Дьявола. Он хранит тайну могущественного «слова», произнесением которого Бог сотворил небо и землю, и был «ангелом, говорившим [Моисею ] на горе Синай » ( Деяния 7:38).
Многочисленные изображения Михаила в искусстве отражают его характер как воина: он показан с мечом, в сражении или победе над драконом, из истории в Книге Откровения (Апокалипсис).
.
В Римско-католической церкви праздник явления (или явления) Святого Михаила Архангела отмечается 8 мая.
Согласно легенде  это явление Святого Михаил произошло на Горе Гаргано , в Апулии , около 492 года, и гора стала важным местом паломничества в средние века .
Монте-Гаргано — гора в Апулии, на которой расположен городок, носящий ныне название Монте Сант-Анджело. В нем находится одно из самых известных святилищ латинского Запада, посвященных св. Михаилу, заложенная в конце V — начале VI века. Здесь произошло несколько знаменитых явлений святого Архангела.

Архангел Михаил, наряду с Екатериной Александрийской и Маргаритой Антиохийской был тем, кто являлся Жанне д’Арк и помогал ей (знаменитые голоса). Именно святой Михаил поручил Жанне осуществить её миссию — короновать Карла VII в Реймсе. При освобождении Орлеана от англичан святой Михаил в окружении всего сонма ангелов, сияя, появился в мерцающем орлеанском небе и сражался на стороне французов[32].
В иконописи архангел Михаил часто изображается с тростью-копьём в одной руке и особой сферой-зерцалом (символ предвидения, переданного архангелу Богом) — в другой. На более поздних иконах Михаил может изображаться попирающим ногами дьявола, в левой руке как победитель держит зелёную финиковую ветвь, в правой — копьё с белой хоругвью, на которой начертан червлёный крест (символизирует победу Животворящего Креста над дьяволом) либо держит в руках пламенный меч и щит.
Начиная с XII века, изображения архангела Михаила появляются в композиции Страшного суда, он изображается грозным воином с весами[38], одну чашу которых пытается перевесить дьявол. Иногда Михаил изображался как психопомп — сопроводитель душ умерших на Страшный суд, взвешивающий грешные и праведные дела людей.
Михаил может быть представлен как архистратиг Сил Небесных, облачённый в воинские доспехи,
Коптские христиане посвятили святому Михаилу главную реку  Египта — Нил. Копты приняли византийскую традицию празднования в честь архангела Михаила, но перенесли его дату на 12 ноября. Также 12-го числа каждого месяца в Коптской церкви совершается специальная служба в воспоминание святого Михаила, а 12 июня, когда Нил выходит из берегов, был установлен праздник в честь святого Михаила и в благодарность за разлив реки. 
Большинство восточных православных церквей чтят память святого Михаила и других ангелов 8 ноября, а Эфиопская православная церковь Тевахедо чтит его 12 числа каждого месяца.


 Формальная молитва Святому Михаилу возникла у Папы Льва XIII в 1886 году.
«Молитва Архангелу Михаилу». Господи, Боже Великий, Царю безначальный, пошли Архангела Твоего Михаила на помощь рабам Твоим (имярек). Защити, Архангеле, нас от всяких врагов, видимых и невидимых.
 
О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Демонов сокрушитель, запрети всем врагам, борющимся со мною, и сотвори их яко овцы, и смири их злобные сердца, и сокруши их, яко прах перед лицем ветра.
О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Шестикрылый первый Князь и Воевода Небесных Сил – Херувимов и Серафимов, буди нам помощник во всех бедах, скорбях, в печалях, в пустыни и на морях тихое пристанище.
О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Избави нас от всякия прелести диавольския, егда услышишь нас, грешных, молящихся Тебе, и призывающих имя Твое Святое. Ускори нам на помощь и побори всех, противящихся нам, силою Честнаго и Животворящего Креста Господня, молитвами Пресвятой Богородицы, молитвами святых Апостолов, Святителя Чудотворца Николая, Андрея, Христа ради, юродивого, св. пророка Илии и всех святых великомучеников: св. мучеников Никиты и Евстафия, и всех преподобных отцов наших, от века Богу угодивших и всех святых Небесных Сил.
О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Помоги нам грешным (имярек) и избавь нас от труса, потопа, огня, меча и напрасной смерти, от великого зла, от врага льстиваго, от бури поносимой, от лукавого избавь нас всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Святой Архистратиг Божий Михаил, молниеносным мечом Твоим отжени от мене духа лукавого, искушающего и томящего мя. Аминь.


• Архангельск — город в России, названный в честь архангела Михаила. , чье имя носил Михайло-Архангельский монастырь, основанный в XII веке на месте современного Архангельска.



* Апокрифы — это тексты, рассказывающие о библейских событиях и персонажах, но не вошедшие в канонический корпус Священного Писания (Библии). Термин «апокриф» происходит от греческого слова означающего «скрытый, тайный»


Рецензии