Вериги

Вериги

(рассказ - размышление)

"Вери;ги (ст.;слав. верига — « цепь ») — изделие, разного вида железные цепи, полосы, кольца, носившиеся христианскими аскетами на голом теле для смирения плоти [1]; железная шляпа, железные подошвы, медная икона на груди, с цепями от неё, иногда пронятыми сквозь тело или кожу и прочее."

Сначала традиционная "заставка" рассказа моего старшего собрата по перу, друга (его предки выходцы из Греции и, что, возможно два Алкамана, античный и современный, родственники. Как Алкмеон, Алкмена. Он мой земляк):

"ВСЁ — ОТСЮДА
Эссе

Я не предполагаю — я утверждаю. Всё, что существует, не случайно. Нет ни одного элемента бытия, который возник бы вне предела закономерности. Всё, что вижу, всё, что знаю, всё, чем дышу, — продолжает то, что уже было. Мир не набран по частям, он слит, как металл в раскалённом тигле. И если одна планета для всех представителей биосферы — от мха до мозга, от водоросли до воли — то и первооснова у нас одна.

Я не верю в хаос. Он — лишь термин, которым метят непознанное. Там, где мы не различаем закономерностей, ещё не значит, что их нет. Вся история материи — это цепочка неизбежных превращений. Каждое следующее — не новое, а следствие. Не результат прихоти, а форма необходимости.

Я — не исключение. Мои органы, чувства, сознание — не взяты извне, не навязаны, не занесены с иного плана. Во мне развилось то, что раньше было в иных формах. Я продолжение — не по метафоре, а буквально. Клетки моего тела — это те же молекулы, что жили в камнях, морях и грибах. Но и это — лишь ближний уровень. Глубже — всё едино.

Материя едина не потому, что нам так удобно мыслить, а потому что иначе невозможна связь. Если бы элементы бытия были чужды друг другу, они не могли бы взаимодействовать. Но они не просто взаимодействуют — они развивают друг друга. Всё устроено так, что позднейшее есть развернутая функция раннего. Без остатка, без пустоты, без добавки.

Кости продолжают песок, кровь продолжает воду, мысль продолжает движение. Речь — продолжение звука, звук — продолжение колебания, колебание — плоть материи. И даже пустота, которую воображают как ничто, — не провал, а условие для того, чтобы напряжение между частями имело где быть. Пространство — тоже продукт. Время — тоже результат. Всё — отсюда.

Случайность исчезает в глубине. Там, где больше данных, там меньше произвола. Там, где предыстория тянется через всё сущее, — там причина торжествует. Не по принуждению, а по сути. В самой материи нет капризов, нет «вдруг». Есть необходимость, прорастающая в разнообразие. Это не лишает меня свободы — напротив, делает её осмысленной. Я не случайный свидетель, не пришлец, не результат сбоя. Я — фаза. Поворот. Узел, в котором сходится предыдущее и начинает прорастать следующее.

Я говорю от имени субстанции, ставшей способной говорить. Не чтобы украсить мир — чтобы его прояснить. И если я говорю разумно, то не потому, что получил дар свыше, а потому, что ничто не возникло помимо.

В этом теле, в этой мысли, в этой последовательности — нет места случайности, потому что случайность не знает повторяемости. А мир повторяет сам себя с точностью до атома, до гена, до цифры. Он варьирует, но не импровизирует. Он дышит, но не задыхается. Он движется не по воле, а по структуре. И в этой структуре я не гость. Я — её голос.

Мурат АЛКАМАН,
12 июня 2025 года"

Предисловие

Вериги - это утяжеление тела. Для послушания. Для укрощения огня своего "я". Вериги носятся под одеждой. Но, не всегда. Спортсмены надевают их поверх спортивного костюма.

Собственно рассказ: "Вериги"

Но - это материальный аспект. А, есть духовный. Когда болеют твои родные. Это тоже вериги для тебя. Когда болеешь ты сам, духовно или физически. Это тоже Вериги.

В детстве. Далёком. Об этом не думаешь. Не помышляешь. Ты, как росток растения, тянешься вверх. Потом расцветаешь в красивый (или не очень) цветок. Окружение восхищается этим цветком, женского или мужского пола. И тебе, не надо прилагать больших усилий, чтобы жить счастливо. Чтобы быть всегда на высоте положения. У тебя много сил, энергии и красоты.

Но! Вот тебе за шестьдесят. Пенсия. Долгожданная. Минимальная. Но, такая желанная. Ты можешь (пока ещё) оплачивать коммуналку за когда-то полученную от Государства квартиру. Пусть после оплаты не остаётся ни копейки. Ты и этому рад. Выживая на воде и хлебе.

***

Но не будем о грустном. Вся история нашего Государства России - парадокс. И не надо ломать бесполезно голову, чтобы его разрешить. Тебе это не под силу. И надо ли? Природа человеческая коварна. И куда кинет очередного "Хрущёва" или "Горбачёва", их "крыша", в прямом и переносном смысле, никому не ведомо.

Возьмём Дональда Трампа! Человека года (2025-го). Остановившего надвигающуюся Третью Мировую Войну. Остановившего апокалипсис. Вернувшего Человечество к общечеловеческим ценностям. Где "да" - есть "да", а "нет" - есть "нет".

Послесловие

Вериги. В чём они заключаются для рядового пенсионера? Ведь Вериги придуманы для самоистязания. Укрощения своей плоти и мыслей. Для самосовершенствования. Но пенсионер и так совершенен. В силу возраста и законов Природы. Когда у него, наконец, одинаково работают оба полушария мозга. Делая его совершенным Человеком.

PS: (место Цензора)

10 июня 2025

* Алкаман — древнегреческий лирический поэт VII века до н. э., один из первых представителей хоровой лирики. Он родился в Лидии, но большую часть жизни провёл в Спарте, где служил при дворе и сочинял стихи для исполнения хором. Его творчество включает гимны, парфении (песни для девушек) и различные лирические композиции.

Алкаман известен своей любовью к природе и ярким, живописным языком. Он часто описывал природные явления, обращал внимание на смену времен года, звуки и цвета окружающего мира, что выделяло его среди поэтов той эпохи. Хотя до нас дошли лишь фрагменты его произведений, их стиль и лиричность оставили значительный след в античной литературе.


Рецензии