Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах — приходской православный храм в посёлке Дубровицы городского округа Подольск Московской области, часть архитектурного ансамбля усадьбы Дубровицы, некогда принадлежавшей представителям дворянских семей Морозовых, Голицыных и Дмитриевых-Мамоновых.

 Входит в состав Подольского благочиния Подольской епархии Русской православной церкви. Главный престол храма освящён в честь древненовгородской иконы Знамение Божией Матери.

Знаменская церковь отличается от других русских храмов рубежа XVII—XVIII веков устремлённой ввысь центрической композицией, 12-лепестковым планом и центральным столбом, увенчанным ажурной золочёной короной.

В 1688 году усадьбу Дубровицы купил сподвижник Петра I князь Борис Алексеевич Голицын.

Новая церковь построена при князе Борисе Голицыне из белого камня из Сьянских подземных каменоломен на высоком берегу мыса, образованного слиянием рек Десны и Пахры. Если внимательно присмотреться к стенам и колоннам этого сооружения, то можно заметить не только их великолепие, но и некоторые следы спешки или небрежности, которые проявились в процессе выбора плит и блоков известняка.

 Большинство блоков, из которых сложены белокаменные стены, были вырублены из известняка серовато-белого и белого цветов, отличающегося по плотности и пористости. На поверхности стен и скульптур можно обнаружить следы древней карбоновой фауны.

Она знаменита своей уникальной барочной архитектурой, нетипичной для русского храмового зодчества, а также своей загадочной историей.

Судя по всему, в строительстве участвовали иностранные мастера, приглашённые князем Голицыным специально для этой цели.

Каменные статуи святых — редкое явление для храмов Подмосковья и в целом для православной традиции.

Известно, что в оформлении интерьера принимали участие итальянские мастера-каменщики.

Рельефные композиции сделаны в технике стукко.

    Стукко — тонкий сорт штукатурки, материал для отделки
    стен, архитектурных деталей и скульптурного декора, а
    также: искусственный мрамор, приготовляемый из смеси
    гипса с красителями и иными наполнителями, собственно
    лепной орнамент из гипса; устаревший русский аналог —
    стюк.
    Близкий термин — мулюра.

Храм богато украшен горельефными композициями, резным четырёхъярусным иконостасом и массивными деревянными двухъярусными хорами. В убранстве иконостаса присутствуют витые колонны, разнообразные растительные и декоративные узоры, местами со скульптурными изображениями ангелов. Иконостас заполнен древними иконами, окружёнными позолоченной резьбой.


Рецензии