Маленькое путешествие в Нормандию. Ч. 4

Начало часть 3 "Символ сопротивления" - http://proza.ru/2025/06/07/886



Часть 4. Онфлёр - морской дух Нормандии.


Авторское фото - вид на Аван-Порт с набережной св.Екатерины; старинные дома на набережной Св.Екатерины; самый длинный вантовый мост Нормандия через Сену; крыша Морского музея (в 15 веке - церковь св.Стефана);  Онфлёр, предместье Гавра в дельте реки Сены, Нормандия, Франция.




Как всегда бывает в поездках по местам исторически значимым (а ведь практически все места на земле несут такую смысловую нагрузку!), покидали Руан с двойственным чувством.

Тени прошлого виделись в каждом уголке города, на каждой улице, в каждом старинном доме.

В то же время город современный, красивый и благоустроенный, растянувшийся вдоль реки Сены. Как будто и не было никакого другого времени, кроме сегодняшнего.

Экономическое процветание города в прошлом во многом зависело от речной торговли по Сене.

Руанские торговцы владели монополией на навигацию по реке Сене от устья Сены до самого Парижа.

Поэтому в городе всегда преобладали такие промышленные предприятия, как хлопчатобумажные и текстильные, полиграфические. Развитие полиграфии в конце 15 века оказало большое влияние на культурное и экономическое развитие.

За пределами города развивались предприятия металлургии, тяжёлой промышленности.

Ну, а мы, переправившись через Сену на левый берег, продолжили своё короткое однодневное путешествие к Гавру по левобережной трассе А13. Чтобы убедиться в том, какое огромное значение для Парижа, да и для всей Франции, в Средневековье имел выход к океану.

Без посещения небольших и старинных городков на берегу Бискайского залива какое может быть путешествие по Нормандии?

*****

Дождь прекратился, облака поднялись высоко, но тучи продолжали своё стремительное продвижение на юго-восток Франции. Где-то там, в районе Парижа, срывая крыши и выливая основную массу воды.

Целью посещения Гавра мы не задавались, потому решили остановиться в местечке Онфлёр. Откуда открывается прекрасный вид на вантовый мост Нормандии через Сену и предместье Гавра (на фото), Бискайский залив.

Нормандия-мост является одним из самых длинных подвесных мостов в мире (длина основного пролёта 856 метров). По длине пролёта самый длинный в Европе.

Онфлёр оказался небольшим городком с населением чуть больше 7 000 человек, по сути, районным центром кантона Онфлёр-Довиль.

В X веке здесь основали на берегу свое поселение пираты-викинги, а в XV веке он, благодаря своему удобному расположению, стал их базой, главной гаванью.

Когда-то здесь был большой морской порт с удобной для судов тех времен гаванью.
Укреплённый французским королём Карлом 5, что, однако, не помешало норманам захватить порт и продвинуться вглубь страны к Парижу.

Но эта самая удобная гавань однажды завалилась, глубина больше не позволяла морским судам заходить в порт, и его организовали в Гавре.

Последнее старинное рыболовецкое суденышко, пришвартованное сегодня в старом порту, рыболовецкий шлюп "Святая Бернадетта", всё ещё годный к плаванию!

В истории города есть более страшные страницы, когда в бытность расцвета порта из него велась торговля рабами с Англией и ее колонией в Северной Америке (сегодня США). Онфлёр – на долгое время стал крупным центром работорговли не только во Франции, но и Европе, и Америке.

Первое, что встречает и сразу впечатляет в городе, это известная всему миру набережная Святой Екатерины - с яхтами и рыбацкими лодками на берегу. Этот морской пейзаж узнается сразу, особенно теми, кто является поклонником художников - маринистов.

На одной из моих фотографий - вид на Аван-Порт с набережной св.Екатерины. Здесь самая красивая гавань во всей Нормандии.

Существует предание, что после Столетней войны в Нормандии совсем не осталось зодчих. И тогда для строительства церквей стали приглашать корабельных дел мастеров. Потому-то черепичные крыши тех церквей выглядели как преревёрнутые лодки.

Одна из них, и самая большая деревянная церковь Франции - церковь в Онфлёр св. Екатерины, построенная после Столетней войны корабельщиками. Мы же сделали фото церкви св.Стефана (крыша - на фото), которая служила пять веков католикам. Сейчас это здание переделано в морской музей.

Гуляя по историческим улочкам Онфлёра, любуешься его старинными домиками – каждый из них, в настоящее время историческая ценность (на фото).

На улочках, мощеных камнем, ширина которых была рассчитана для проезда всадника на лошади с копьем, можно потеряться во времени. Если бы не современные автомобили, можно было бы подумать, что ты в прошлом. Здесь почти ничего не меняется веками. Здесь нет суеты, скоростей, шума больших городов.

И, конечно, эту первозданную красоту оценили многие творческие люди.
Онфлёр на берегу Бискайского залива считался и считается городом художников, поэтов, эстетов и гурманов. Художник Шарль Бодлер называл Онфлёр произведением искусства и самым ярким сном в его жизни. А Клода Моне красота Онфлёра просто сводила с ума.

И,хоть мы и не гурманы, но отведать приморской кухни захотелось и нам.
Тем более, пасмурная погода (которая здесь практически всегда) настраивала на приём не только морепродуктов, но и горячительного.

В чём мы себе отказывать не стали. Уютный маленький ресторанчик с маленькими столиками приютил нас на время обеда. Наконец-то мы смогли заказать здесь то, что приемлемо для наших желудков: рыбу с картофельным пюре. Овощная французская пища с изобилием кислых уксусных соусов, которую принимали в Париже, уже стояла поперёк горла.

Ну, и, конечно, нельзя не сказать о старинном напитке Нижней Нормандии - кальвадосе. Первое упоминание о практике дистилляции сидра относится к середине 16 века.

Этот напиток сегодня стандартизован. Производить его могут только имеющие на то право и зарекомендовавшие себя бренды. Существуют очень строгие рамки производства грушево-яблочных спиртов.

Погода оставляла желать лучшего, промёрзшие от напористого ветра и мокрые от дождя, с удовольствием заказали на обед бутылочку грушевого кальвадоса. Прикупив для подарка и ещё несколько сувенирных наборов.

Кстати, раз уж речь зашла о напитках, не могу не упомянуть, что Столетняя война сыграла определённую роль в расстановке приоритетов.

Будучи в состоянии войны с Францией, Англия стала искать других поставщиков вин. И таким поставщиком сделалась Португалия. Тем самым положив начало производству португальских портвейнов. Об этом более подробно в моём репортаже из Порту: http://proza.ru/2015/05/29/16.

Ну, а мы, сытые и разогретые, отправились дальше по побережью Бискайского залива. В наши планы входило посещение курортных городков Довиль и Трувиль. Если не сказать больше: посмотреть, как отдыхают в Нормандии любители азартных игр.


Продолжение част 5 "Казино в королевстве пиратов"- http://proza.ru/2025/06/12/1160


Рецензии
Спасибо, Татьяна Сергеевна!

Следуя за вами по Нормандии, тоже "побывала" в Онфлёре, "прошлась" по его узеньким улочкам и булыжным мостовым, "полюбовалась" домами, гаванью и вантовым мостом через Сену*.
🙂👍👏

* Но хочу заметить, что этот мост НЕ самый длинный в мире!
Есть длиннее, н-р Большой Обуховский мост. Неразводной вантовый мост через Неву, соединяющий Невский район Санкт-Петербурга и Всеволожский район Ленинградской области. Длина — 2884 метра.

Мост Сутун, длина которого 8206 метров, находится в Китае в дельте реки Янцзы. Мост делится пилонами на 7 пролётов. Длина основного пролёта 1088 метров. Высота пилонов 306 метров. Строительство велось в течение 5 лет с 2003 по 2008 гг и обошлось Китаю в $ 1,7 млрд. Это второй по длине вантовый мост в мире.

Ольга Благодарёва   09.06.2025 16:09     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Ольга, за дополнение.
Надо было мне написать о том, что ВИСЯЧАЯ часть моста - одна из самых длинных в мире.
А так и правда, в Лиссабоне длина нового вантового моста (в совокупности с другими элементами) 17 км, и в Китае много новых. Я не претендую на роль первоисточника. Всего лишь хотелось сказать, что масштабы моста через дельту Сены впечатляющие!
Океан (Бристольский залив) рядом! И сила приливной волны велика. Потому заливаются близлежащие территории
Недалеко, в Мон-Сен-Мишель, приливная волна в полнолуние и новолуние, и дважды в год во время равноденствия, достигает максимальных на планете значений - 10-15 метров. Оголяя (заливая) пространство на почти 20 км.
Благодарю Вас!

Коза-Дереза   09.06.2025 17:33   Заявить о нарушении