Преподобный Давид Солунский
ЖИЗНЬ ВО СВЯТЫХ ОТЦА НАШЕГО
ДАВИДА СОЛУНСКОГО,
память которого празднуется 26 июня.
Перевод с греческого Свято-Преображенского монастыря в Бостоне.
ПРЕПОДОБНЫЙ ДАВИД СОЛУНСКИЙ.
Умер ок. 540 г.
КОНДАК, ГЛАС 1
Сад присноцвету;щ, доброде;телей плоды; принося;й,/ яви;лся еси; на садо;вне дре;ве, я;ко благопе;снивая пти;ца;/ рай же па;че, жи;зни дре;во, Го;спода, в се;рдцы твое;м прие;м,/ я;ко возде;лав, Богому;дре,/ и;мже пита;еши нас благода;тию;// при;сно моли; о нас, Дави;де всеблаже;нне.
С Давидом древним ныне соединен ты, о новый Давид; ибо ты убил плотские страсти, как иного Голиафа. В двадцать шестой день июня Давид прошел вратами жизни.
ДАВИД, ОТЕЦ НАШ великой славы, земной ангел и Небесный человек, родился и воспитывался в славном и великом граде Солуни. Отрекшись от мира и мирских вещей, он оставил друзей и родственников, временную честь и славу, деньги, имущество и всякую другую преходящую радость и даже свою собственную жизнь, согласно евангельскому увещанию. Следуя за Учителем, он взял Крест от юности своей, ибо сердце его было глубоко пронзено Божественной любовью.
Он был пострижен и подвизался в монастыре святых мучеников Феодора и Меркурия, который был известен как Кукулиатон [поскольку его монахи носили плащи с капюшоном (кукулий)], и там он подвизался в священном молчании способом, превосходящим пределы человеческой природы. Он соблюдал каждую добродетель самым прилежным образом; прежде всего он хранил добродетели воздержания и смирения, хорошо зная, что пресыщение желудка изгоняет духовную бдительность и целомудрие, и что тщеславие совершенно уничтожает всякую добродетель. Посему, как мудрый человек, он старался стяжать смирение.
Читая Священное Писание днем и ночью, праведник дивился добродетелям святых, как тех, которые жили при Законе, так и тех, которые были после [ветхозаветного] Закона. Он наблюдал, как Бог прославлял их за то, что они соблюдали Его заповеди и были угодны Ему достодолжно. Бог соделал Авеля дивным его жертвами, Авраама — его верой, Иосифа — его целомудрием, Иова — его терпением. Он показал Моисея как Законодателя и сохранил Даниила и трех отроков невредимыми от огня и львов. Размышляя о примерах этих мужей, дивный Давид усердно подражал им всем сердцем и силой, чтобы вместе с ними стать сонаследником Царствия Небесного.
Читая жития праведников, подвизавшихся после спасительного Воплощения Спасителя и совершивших столь дивные подвиги, он дивился — особенно житию Симеона Дивногорца, и другого Симеона, и Даниила и Патапия Столпника, которые проводили жизнь свою под открытым небом, без крова, терзаемые ветрами, дождями и снегами. Читая жития этих мужей, он плакал и приходил в такое сокрушение, что решил претерпеть подобную жизнь в страданиях так долго, как он, приснопамятный, мог, чтобы обрести покой со святыми после смерти.
Однажды он так воспылал рвением, а его сердце так наполнилось умилением, что он взобрался на миндальное дерево, которое стояло с левой стороны церкви. Он оставался там на ветке дерева, где сделал небольшую скамейку, как мог, и там подвизался в аскетических трудах с удивительным терпением, терзаемый ветрами, дождями и снегами, обжигаемый палящим летним солнцем и претерпевая многие другие невзгоды. О, как же стоек был этот многострадальный мученик, он, присно памятный, должен был претерпеть такие трудности! Другие столпники имели некоторую безопасность, потому что их столпы были построены и стояли прочно, и, более того, когда они спали или имели какую-то потребность, столпы были неподвижны. Но этот адамантовый человек всегда качался на ветвях дерева и никогда не имел покоя, но был терзаем дождями и ветрами и сильно страдал от снега.
Перенося все это, мужественный сердцем не ослабел в своей дисциплине, и никоим образом не струсил, и не был побежден скукой, и его ангельское лицо не преобразилось и не изменилось, но оставалось таким же красивым, словно роза. Действительно, в этом трижды благословенном исполнилось пророческое изречение: «Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане» (Пс. 91:13). Ибо в своих делах он также расцвел, как пальма, и принес Богу приятный плод, более сладкий и полезный, чем миндаль или финиковая пальма. Ибо дерево приносит тленные цветы и плоды для услаждения и наслаждения человека; но праведник радовал нашего милосердного Бога плодами Божественного видения и святой жизни, и он непрестанно хвалил и прославлял Его.
У праведника были ученики, которые были чрезвычайно благочестивы и христолюбивы, и они подвизались и трудились вместе с ним в монашеской дисциплине. Много раз они просили и умоляли его сойти с дерева, чтобы они могли построить ему келью, где бы он ни хотел, в каком-нибудь тихом месте, чтобы он мог руководить ими и пасти их, как своих овец, и приводить их на пажити спасения. Но он отвечал, говоря: «Братия мои и чада, я грешный и недостойный человек; но Христос Учитель, Добрый Пастырь, Который положил Свою жизнь за Своих овец, защитит вас от козней диавола, и поскольку Он в высшей степени благ, Он сделает вас достойными Своего Вечного Царства. Но что касается меня, то, как жив Господь мой Бог Иисус Христос, Сын Божий, я не сойду с этого дерева, пока не исполнится три года, и даже тогда я сойду только по Его Собственному повелению; ибо если на то не будет Его воли, я никогда не сойду отсюда». Когда они увидели, что его решимость непоколебима, они больше не беспокоили его по этому поводу.
А КОГДА ПРОШЛО ТРИ ГОДА, ему явился святой Ангел и сказал: «Давид, Господь услышал твою мольбу и дарует тебе эту милость, о которой ты просил много раз, то есть, чтобы ты был смиренным и скромным, и чтобы ты боялся Его и поклонялся Ему с должным почтением. Поэтому сойди с дерева и живи в священном молчании в своей келье, благословляя Бога, пока не совершишь еще один акт любви; тогда ты найдешь утешение души и покой от телесных мук». Все время, пока Ангел говорил с ним, праведник слушал со страхом и трепетом. Когда явившийся исчез, праведник возблагодарил Бога, говоря: «Благословен Бог, помиловавший меня».
Затем, созвав своих учеников, он открыл видение и велел им приготовить келью, как повелел Учитель. Они тотчас же сделали, как им было благословлено, и сообщили также святейшему митрополиту Дорофею. Митрополит обрадовался, услышав эти вести, и взял с собой наиболее благочестивых клириков. Подойдя к Праведнику, он поцеловал его, и они с великим благоговением сняли его с дерева. После литургии его поместили в его келье и отпраздновали этот великий праздник. Так они вернулись, радуясь, а Праведник остался в своей келье, подвизаясь в священном молчании. Как и прежде, он непрестанно и непрерывно благословлял Господа, Который даровал ему такую благодать, что он обращал демонов в бегство, даровал зрение слепым и исцелял все другие неизлечимые болезни, призывая имя Христово. Из многих знамений, которые он совершил, мы упомянем только два или три в доказательство остальных; ибо лев узнается по его когтям, а одежда — по ее подолу.
Некий юноша был одержим демоном, и однажды он пришел в келью Праведника. Стоя, таким образом, за дверью, он закричал, причитая: «Освободи меня, Давид, раб вечного Бога, ибо огонь исходит из твоей кельи и сжигает меня». Тогда праведник протянул руку из небольшого окна, взял юношу и сказал: «Господь наш Иисус Христос, Сын Бога Живого, повелевает тебе выйти из Своего создания, о нечистый дух!» Сказав это, он запечатал юношу знамением Честного Креста, и тотчас бес вышел из юноши, и он выздоровел. Увидев такое чудо, все присутствовавшие прославили Бога, Который прославляет тех, кто прославляет Его Богоугодными делами.
Но послушай еще одно подобное чудо.
Была женщина, которая была совершенно слепа и не могла видеть вообще ничего. Услышав о добродетели праведного и дивного Давида, она была приведена в его келью. Упав на землю за дверью, она плакала и с великим смирением восклицала такие слова: «О раб благословенного Христа, помоги мне. Подражай благости Христа и избавь меня от этого мучительного мучения и просвети мои очи; ибо сила зрения есть радостная и самая сладостная вещь для всех людей». Это и многое другое она произнесла со вздохами и горячими слезами. Праведник также плакал от сострадания к ее боли и скорби; ибо он был сострадателен и добр. После того как он много молился пред Господом, он велел ей подняться с земли, где она лежала, рыдая, и подойти к окну его кельи. Затем он протянул свою правую руку из окна и, запечатав глаза страдающей женщины знамением Честного Креста, снова умолял Господа, говоря: «Господи Иисусе Христе, Сын Бога Живого, воплотившийся от Приснодевы Марии и Святаго Духа, чтобы Ты мог избавить человека от тьмы, о Друг человеков, и чтобы Ты мог привести их к вечному свету, и Который просветил слепого от рождения человека, Ты и теперь, Владыка, просвети эту рабу Твою, ибо Ты всемогущ. Ибо Ты еси просвещение душ наших, и мы всегда славим Тебя со Отцом и Святым Духом Твоим».
Когда праведник помолился этими словами — о чудо! — тотчас женщина, которая была слепа, ясно и отчетливо прозрела, и она благодарила праведника и прославляла Господа. Когда солунцы услышали об этом великом деле, весь город оказал ему великое почтение и почитали его, как Божественного Ангела.
Кто бы ни имел какую-либо болезнь, приходили к нему, и как только Преподобный возлагал свою десницу на больного, тотчас всякая болезнь отступала и рассеивалась, как тьма рассеивается светом. Сотворив бесчисленные чудеса, он был весьма прославлен людьми и почитаем всеми.
СПУСТЯ МНОГО ЛЕТ скончался Дорофей, митрополит Солунский, и другой, по имени Аристид, человек столь же добродетельный, занял его место. В то время варвары причинили большой урон и много смятения во всей Фессалии. Поэтому епарх Иллирика написал митрополиту, прося его ходатайствовать перед Императором или послать какого-нибудь другого добродетельного человека, чтобы тот попросил его избрать епарха для Солуни из-за смятения, вызванного варварами; ибо в то время в Солуни не было епарха, а был только местоблюститель, который подчинялся епарху Сирмия. Когда святейший Аристид, митрополит Солунский, прочитал письмо епарха в присутствии духовенства и знати города, он сказал им выбрать способного и ученого человека, чтобы послать его к Императору по этому вопросу.
И когда все собрались в церкви, они единодушно возопили, чтобы был послан праведный Давид, ибо благочестивейший Император почтит его как добродетельного и святого мужа и таким образом исполнит их просьбу. Это было сделано по устроению Божественного Провидения, чтобы пророчество Ангела могло исполниться; ибо Ангел повелел Праведнику спуститься с дерева, чтобы он мог совершить еще одно дело любви, а затем отправиться к Господу.
Тогда епископ взял благочестивейшего из духовенства и народа и пошел к Праведнику, и рассказал ему о деле, и умолял его пойти к Императору с вышеупомянутой просьбой. Сначала Праведник извинился, сказав, что он не может пойти из-за старости. Потом, видя, что все принуждают его идти, согласился, чтобы не показаться непокорным епископу и любящим Христа людям, которые его уговаривали.
Тогда Праведник вспомнил пророчество Ангела и сказал митрополиту такие слова: «Да будет воля Господня, святый владыка. Но да будет тебе известно, что по твоим молитвам и с Богом, как моим Помощником, Император даст мне все, о чем я его попрошу; но Давида ты уже не увидишь живым, чтобы поговорить с ним. Ибо по возвращении к тебе из дворца, когда я буду еще в ста двадцати шести стадиях от моей бедной кельи, я отправлюсь к своему Учителю».
Думая, что Праведник говорит это в оправдание, чтобы его не заставили идти, митрополит снова увещевал его, говоря: «Тогда подражай нашему Пастырю и Учителю, Который предал Себя на смерть как человек и умер за нас. Отдай свою жизнь за людей твоих, чтобы получить благодарение от людей и славу и безграничную хвалу от Христа Учителя как подражатель Его Страстей».
И Блаженный вышел из своей кельи, и все поклонились ему; ибо вид его был дивный; локоны его волос ниспадали до пояса, а борода — до ног; его почтенное лицо было красиво и миловидно, как у Авраама, и все, видевшие его, дивились. Он взял с собою двух своих учеников, Феодора и Димитрия; эти мужи были благочестивы и добродетельны и были подобны Давиду не только благообразием души, но и телом.
Когда они достигли Византии, весть о Праведнике разнеслась по всему городу. В то время Императором был благочестивый Юстиниан. Так как Император отсутствовал, когда прибыл Преподобный, Императрица Феодора послала камергеров и сопровождающих, чтобы приветствовать его, и она приняла его с большим почетом и почтением. Увидев его сияющее и ангельское лицо и его почтенную белую бороду, она изумилась и поклонилась ему с большим смирением, и попросила его молитв и благословения. И Святой молился о Императоре, Императорском городе и каждом городе. Благочестивая Императрица приняла его с такой радостью и с таким дружеским гостеприимством, что я не могу полностью описать почтение, которое оказала ему приснопамятная; ибо она думала, что приняла Ангела Господня, а не человека. Когда Император вернулся, Августейшая Императрица рассказала ему о праведнике, говоря: «Всеблагой Бог сжалился над нами, владыка, и послал Своего Ангела к твоему Величеству в этот день из города Солуни; и, воистину, мне показалось, что я видела Авраама».
На следующий день, когда собрался весь сенат, Император повелел пустить к нему Праведника. Когда Святой вошел, он держал в своих руках горящие угли и ладан и вместе со своими учениками кадил Императора и весь сенат, и его руки не обожглись от огня, хотя он кадил более часа, пока не окадил всех людей. Все были поражены, увидев это чудо. Поднявшись со своего Престола, Император принял его с радостью и большим почтением, и, в свою очередь, принял дары митрополита Солунского из рук Преподобного. Благочестивый и христолюбивый Император выслушал просьбу Святого и постановил, что место епархии должно быть изменено с Сирмия на Солунь. Он не только выполнил письменные просьбы солунцев, но с большой охотой выполнил и другие просьбы Праведника, и, согласно обычаю, подписал их киноварью. Своей собственной рукой он передал их Праведнику и сказал ему: «Помолись обо мне, достопочтенный отец». После этого он отпустил его и отправил в путь с большим эскортом, как и надлежало.
КАК ТОЛЬКО праведник выполнил свою миссию, он отплыл в Солунь. Но, как сам пророчествовал, он не достиг города. Когда они проходили мимо маяка, сказал своим ученикам такие слова: «Дети мои, пришло время моей кончины. Похороните мои останки в монастыре, где я жил. Позаботьтесь о своих душах, чтобы вы могли обрести вечный покой». Произнося эти и другие назидательные слова, они прибыли на мыс, который называется Эмволос, откуда был виден его монастырь. Он посмотрел в его сторону и помолился, и после того, как поцеловал своих учеников, трижды блаженный предал свою душу Богу.
Когда Праведник почил, дул сильный ветер; и хотя они плыли очень быстро, в тот самый момент лодка надолго остановилась, несмотря на ветер (о чудо!) и вообще не двигалась. Более того, раздался дивный аромат, как от неописуемого ладана, и в воздухе послышались голоса, мелодично воспевавшие хвалу Господу. Спустя долгое время голоса затихли. Тотчас же лодка снова двинулась в путь, но не вошла в гавань, как обычно, а помчалась к западной стороне города, к тому месту, где нечестивцы бросили святые мощи святого Феодула и святого Агафопода.
Когда народ услышал о кончине и прибытии Праведника, весь город вышел вместе с митрополитом. Неся его святые мощи с большим почтением, они пришли в монастырь и сделали ему гроб из дерева, в котором положили его и с честью похоронили. После этого, согласно Императорскому указу, они перенесли местопребывание епарха из Сирмия в Солунь. Что касается Праведника, то его память праздновалась всем народом каждый год в вышеупомянутом монастыре.
По прошествии 150 лет настоятелем монастыря стал некий добродетельный муж по имени Димитрий. Он питал большое почтение к Праведнику. Движимый желанием взять часть святых мощей Преподобного, чтобы иметь их для освящения, он призвал людей и велел им начать копать могилу. Тотчас же плита раскололась на четыре части. Видя, что Святой не желает, чтобы они продолжали, настоятель отказался от своего плана. Ученик этого настоятеля, человек по имени Сергий, который также стал настоятелем, а за свои добродетели позже митрополитом Солунским, очень почитал Преподобного. Много раз он просил его в молитвах позволить ему взять небольшую часть его святых мощей. Когда он был извещен Богом, что Святой согласен на это, он открыл гробницу, и оттуда разнеслось дивное благоухание. Видя, что мощи Преподобного целы и невредимы, он не осмелился взять никакой части, кроме нескольких прядей волос с его головы и бороды. Они были сохранены с заботой и лобызаются в праздник Преподобного христолюбивым народом. Праздник совершается ежегодно 26 июня с большой радостью, во славу праведника и во славу Отца, Сына и Святого Духа. Аминь.
Свидетельство о публикации №225060900031