Одесский анекдот

Листаю Фейсбук. Наткнулся на рубрику «Анекдоты из Одессы». Сколько раз я уже, и тут, и там, натыкался на одесские анекдоты. Их можно назвать даже не одесскими, а еврейскими. Хотя, в основном это просто обычные анекдоты, в которые вкраплены еврейские имена. Для перчинки. Как приправляют блюдо. Не будь в нем перчинки, тем более, не похожей на остальные приправы одесской икры, это блюдо бы оставалось бы обычным незаметным рядовым порционным блюдом. Даже пресноватым.  А вот еврейские имена уже намекают на Одессу, на что-то необычное.

Хотя в современной Одессе, должно быть, евреев меньше, чем на Брайтон Бич. Говорят даже что нынешняя Одесса  - это  совсем не та Одесса. И даже некоторые антисемиты жалеют о той утраченной Одессе. если нет той Одессы, по какому адресу теперь прописывать анекдоты?

Однако, все равно, из раза в раз по сетям кочуют анекдоты, которые прозываются одесскими. А что разве у тех, кто уехал из Одессы в разные далекие страны не набирается случаев, достойных анекдота? Но я не слышал про анекдоты из Тель-Авива или из Брайтон-Бич.  И уж тем более я не слышал рубрик: «Рязанские анекдоты», «Калужские анекдоты», «Вологодские анекдоты» «Владивостокские анекдоты» или даже «Московские анекдоты». Хотя уж московская жизнь с ее контрастами -  это плодороднейшая почва для анекдотов.   В каждом из городов великой России жизнь продуцирует такие случаи, которые вполне достойны анекдотов.  А они, анекдоты, как предатели, как перебежчики, иммигрируют и приземляются в Одессе. 


На самом деле рождение анекдота тайный процесс. Где, как, в каких уголках нашей необъятной?  Никакой гинеколог за ним не наблюдает.  Никакое кесарево ему не грозит. И великий кесарь, за анекдот о котором можно было закончить усекновением головы, анекдоту никак не мог сделать кесарево сечение. Анекдот «пресволочнейшая штуковина существует и ни в зуб ногой» Бедный анекдот выскальзывал, как уж. А если почти припрут к стенке, менял кожу. Вставляли в анекдот имя Циля, он становился одесским. А потом пойди по Одессе найди виновного.  Своего рода мимикрия  маскировка, право убежища. 

Хотя я помню, что с советское время был освещенный властью анекдот наяву под именем политинформация. У нас на предприятии каждый четверг перед работой минут двадцать выделалось на политинформацию. Обязательно. Наш заводской политинформатор еженедельно рассказывал, как мы процветаем и загнивает запад. Все это было похоже на анекдоты. Но супер-анекдот состоял в том, что нужно было делать вид, что ты этому веришь. И сам политинформатор делал вид, что он этому верит. Но часть слушавших свято верила. И если что, готова была из дому веревки принести, даже не спрашивая, а вдруг будут выдавать по месту. Товарищи, давайте проголосуем за то, чтобы перечислить дневную зарплату в фонд борьбы за свободу Анжелы Дэвис, (Луиса Корвалана, на борьбу палестинцев) и голосовали все как один.   А политинформатор рассказывал, что в ЦРУ есть целый отдел, который сочиняет анекдоты, специально гнусно искажая жизнь в Советском Союзе.   «А потом про этот случай разнесут по Би-Би –Си.»

 Политинформатор уверял, что анекдоты про нашу жизнь рождаются в недрах ЦРУ. Вот оказывается, на какие мерзости пускался идеологический противник. Ахматова писала: «Когда б вы знали из какого сора растут стихи, не ведая стыда».  Но если настолько незаметно, таинственно рождаются стихи, таинство  рождения анекдота еще большая загадка.

И такое впечатление, что многие анекдоты вырастают на жизненной пограничной полосе.  То есть, на границе между тем, как предписано жить согласно великим основам и скрепам, и как на самом деле люди живут.  Если это, конечно, можно назвать жизнью.  А жизнь в России – это постоянная пограничная полоса, протяженная буферная зона.  Да еще с минными полями: то свет отключат, то воду. Сюжетов полно. Но поскольку на пограничной полосе шалить опасно. Можно нарваться. Проще добавить в сюжет еврейское имя. И полный порядок. Это уже одесский анекдот. А мы в домике. Нас не трогай.  Одесса – как сиротский приют для анекдотов. В Одессе приживется.

 Кстати, в Одессе многое приживалось. первый губернатор этого края Ришелье, французский эмигрант, сбежавший от конвента. много сделал для Одессы и для того, чтобы там хорошее приживалось. вот цитата:

 "Одесский герцог Ришельё, первый градоначальник Одессы, сыграл важную роль в развитии города, особенно в вопросах свободы торговли. Он добился от императора Александра I привилегий для порто-франко, что дало городу возможность беспошлинно ввозить и вывозить товары, значительно способствуя его экономическому росту и процветанию"
 
    И тут нужно добавить. что в Одессе были не только свободы торговли. В Одессе был негласный закон, что беглые крепостные отсюда не выдавались. то есть, против обязанности выдать не попрешь. Но  в Одессе их искали неохотно. кто их будет искать? Сам Ришелье приехал из страны, где крепостного права не было. его сподвижники в основном иностранцы. Знаменитый де Рибас  - грек и самого простого рода. все это способствовало тому, что в Одессу за поиском удачи хлынул народ. самые рисковые, самые смелые, самые предприимчивые. естественный отбор.  кстати, поначалу евреев в Одессе не было.  они жили в местечках Украины. Но самые отважные, готовые рисковать, готовые к переменам, более грамотные, менее религиозные - вот такие направлялись за поиском счастья в Одессу. И вскоре Одесса стала можно сказать третьим городом страны, обогнав Киев, Варшаву, Львов.  это был не город дворянства, горд купечества и ремесленников. Императорского официоза в ней было куда меньше, чем в Сант-Петербурге и Москве.   Благодаря относительной свободе мнений Одесса во времена позднего Пушкина обогнала по количеству разных газетных изданий Москву. Поэтому и анекдот в таком обществе приживался легче.

Нечто подобное  продолжалось уже в советское время. Хотя был там и обком партии и все прочее. Но задавить народ до полного перекрытия кислорода, до полной мумификации было невозможно. Потому родом из Одессы и Ильф, и Бабель.
 
 
А вот на Брайтон Бич или во Флориде, или в Тель-Авиве вряд ли приживется. Не понимают они нашего юмора. Вот Жванецкий с разочарованием рассказывал, что американцы не поняли юмора, что он написал про раков. Какие раки? При чем тут раки?  И не понимали они тупые, что значит «Нормально Григорий, отлично Константин», или что значит «с анкетой у меня все в порядке, бабка нищая, дед сумасшедший».

У анекдота судьба пронырливого и смышлёного подкидыша. Попробуйте для своего опуса позаимствовать у какого-нибудь пару строк. Вас уличат в плагиате. Шуму будет, крику. А с анекдотом ровно наоборот. Пусть он родился в Рязани. Но нет, для интриги, для популярности, вставят в него Абрам или Циля. И вот вам готов одесский анекдот. Абрам и Циля в нем как оберег. Мы тут ни при чем. Это из Одессы. Добровольно сдают Одессе – маме на попечение. Она уже много лет является безотказной приемной мамой для анекдотов.

 Так что, даже если Одесса пока в Украине, -  это уже тоже звучит как своего рода анекдот, - анекдот не одесское, не украинское блюдо, а скорее, блюдо, родившееся на тех просторах, где человек проходит как хозяин. (и снова анекдот) И где бы ни рождались анекдоты, они не останутся сиротами.  Одесса из примет, приголубит и выдаст за свою кровинушку. 


Рецензии
Отличный текст! Остроумное и глубокое размышление о природе анекдота, его связи с Одессой и советской эпохой. Текст полон иронии, но при этом заставляет задуматься о свободе, мимикрии и границах смешного в тоталитарном обществе. Читается на одном дыхании! Конечно зелёная.
С уважением.

Роман Непетров   11.06.2025 11:09     Заявить о нарушении
Спасибо. Советую почитать на это же произведение другую рецензиию.И увидите, как говорил президент, многополярный мир

Леонид Колос   11.06.2025 11:21   Заявить о нарушении
Уже почитал и даже вам написал, что с этим делать.

Роман Непетров   11.06.2025 11:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.