Едкий дым дремучего сознания
Застывший в несуществующих временах.
Буреломы, коряги, пни.
Пауки, тенёта, гниль, запах плесени.
Полумрак, сырость, замшелость.
Мокрицы, жучки, слизни.
Избушка на курьих ножках, баба-яга, леший да кикиморки.
Всё – в стрОку, как лыко и много чего ещё подобного.
Лес дремучий, короче.
Непролазный? Ага?
В дебрях Амазонки племя есть. Они тень от человеческого тела отделить не могут. И если наступил на тень кто, то обидчик должен поплатиться жизнью. Всё равно, что на голову наступил ножищей грязной. И не успокоятся, пока не отомстят.
А другое племя отождествляет себя с красивыми и умными попугаями. Украшают головы и тела перьями, раскрашивают красками в попугайские цвета, умеют разговаривать на попугайском языке, поют попугайские песни попугайскими голосами, танцуют, как попугаи и ведут себя так, как принято у их кумиров – попугаев: не дерутся, не злятся, живут дружно в уважении и любви друг к другу.
Вроде и те, и другие в дебрях, в застывшем времени, но что-то не позволяет поклонников попугаев дремучими признать. Современному обществу в вопросах нравственности фору могут дать. Да и талантами лучшим представителям современной богемы не уступят. Так себя разрисовывают, что современный арт может только копировать. Своего воображения не хватает.
С лесом-то ясно всё и с его обитателями, а вот, если современный человек дремучий – это, как?
Или сообщество?
Без словарей, энциклопедий, научности. А вот так вот, просто, навскидку.
Тёмный, тупой, примитивный?
Хитрый?
Пещерный?
Первобытный?
Необоснованно злобный, агрессивный?
Не отделяющий собственную тень от тела со всеми вытекающими последствиями?
С бровями, усами, бородавками.
Брюхо выше духа?
Пасюк?
Вареники в сметане одним только взглядом катает да себе в пасть отправляет.
На этом интеллектуальная деятельность и останавливается.
Держиморда?
Ляпкин-Тяпкин?
А, вот Чичиков, он же не дремучий, правда?
Человек в футляре?
Угрюм-Бурчеев?
Русская литература - и проза, и поэзия содержат потрясающие портреты представителей дремучего сознания, сделанные столь искусно, мастерски не только в художественном плане, но и в психологическом, профессиональном.
Если выделить основные черты структуры психики указанных и иных персонажей отечественной литературы, претендующих на статус дремучего сознания, то можно вывести некоторые обобщённые характеристики данного типа личностей.
Прежде всего.
Дремучесть предполагает психическую жизнь на самых низших ступенях развития, ограничиваясь чисто хватательно-жевательными функциями.
Речь носителя дремучего интеллекта изобилует междометиями, примитивными словами, в основном обвинительно-указательного характера.
Возведённая в абсолют конкретика мышления. Образование отвлечённых понятий вызывает идиосинкразию дремучего сознания.
Высокая степень абстрагирования представителей развитого интеллекта пробуждает в дремучей психике рефлекс «оскорблённой тени» и страх со всеми вытекающими: агрессия, злобность, мстительность, страсть преследования «больна умных», следовательно - опасных.
- Не пущать! – главный принцип рефлексирующей дремучести.
И, конечно же. Абсолютная уверенность в собственной правоте, исключительности, непогрешимости, умственном и нравственном превосходстве.
Самоуверенность.
Мания величия на фоне латентного слабоумия.
Большинство примеров в русской классической литературе.
Гоголь, Салтыков-Щедрин, Чехов, Пушкин, Грибоедов и т.д.
В современной литературе преемственности не наблюдается.
Или упускаю из виду какие-то выдающиеся работы в этом направлении?
А термин-то – серьёзный! И смысловой, и звучный.
Крепкий.
Ядрёный.
Колючий.
Едок дым дремучего сознания,
душит всё живое на корню,
у него на креативы мания,
щелкопёров братию - к ногтю.
Однако.
Свидетельство о публикации №225060900466