Празднование Троицы в пермском Храме
С самого раннего утра в день Святыя Троицы наши мужчины привезли в Храм свежесрезанные ветви берёзок и клёнов, накосили травы, густо устлав ею ступени к церкви и пол внутри её. Многие прихожанки одели по случаю праздника светлые зелёные сарафаны и платки, гармонирующие с зеленью дерев и трав.
В православии Троица считается одним из двенадцати наиболее значимых праздников, отмечается на 50-й день после Пасхи и имеет второе название – Пятидесятница. По учению церкви, Бог существует в трех нераздельных ипостасях: Бога Отца – безначального первоначала, сотворившего мир; Бога Сына – в образе явившегося к людям Исуса Христа, совершенного Богочеловека; Бога Святаго Духа — животворящего начала.
Когда Спаситель воскрес из мертвых, он сказал, что уйдет к Отцу небесному, в мир иной, но пообещал послать своим ученикам Святаго Духа – Божию силу, которая всегда будет с ними. И великое чудо свершилось: сошествие Святаго Духа на апостолов описано в книге Деяний апостольских, составленной евангелистом Лукой. Предание гласит, что они были в Сионской горнице, когда в третьем часу дня (девятом по современному счету) «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:2-4). Правильно говорить, как бы огненные, как бы от несущегося ветра, чтобы каждый верующий не помыслил чего-либо чувственного о Духе.
В понедельник после Троицы празднуется День Святаго Духа. Хочется рассказать, как торжественно прошла у нас в воскресение восьмого июня служба, посвящённая празднику Пятидесятницы. В нашей церкви, как и во всех старообрядческих храмах России, это богослужение отличалось от других праздников. Со дня Пасхи во времена церковных и домашних молитв не читалась молитва Святому Духу. От Пасхи до Вознесения она заменялась пасхальным песнопением «Христос воскресе из мертвых, смертию на; смерть наступи, и гробным живот дарова».
Праздник в честь Святыя Троицы установлен апостолами. Они сами ежегодно праздновали день сошествия Святого Духа и заповедали его всем христианам (1 Кор. 16,8; Деян. 20,16). В этот день все наши верующие посылали Богу свою искреннюю благодарность за то, что имели, откладывая свои просьбы к Нему на другое время и направляя свои мысли в доброе русло. Особо проникновенно прозвучала исполненная обоими клиросами молитва «Царю Небесныи, Утешителю, Душе истинныи, Иже везде сыи и вся исполняя, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякие скверны, и спаси, Блаже, душа наша».
После сошествия Святаго Духа апостолы заметили, что теперь могут исцелять и пророчествовать: они получили возможность говорить на разных языках, чтобы обращаться с проповедями к разным народам. Для этого ученики Исуса отправились по миру, несли слова о жизни Господней и его мучительной смерти за грехи всего человечества. Не книжники и неграмотные люди, простые рыбаки стали мудрыми богословами. Сошествие Святаго Духа преобразило учеников Спасителя. Прежде робкие и несмелые, разбежавшиеся после ареста Господа и скрывавшиеся «страха ради иудейска», теперь они почувствовали в себе силу и дерзновение и жизнь свою положили на дело проповеди Христова учения.
Свежескошенная трава, молодые березки и головокружительный аромат проснувшейся природы, яркий в светлых тонах праздник, пришедшийся ныне на самое начало лета, позволил всем нашим прихожанам связать с ним надежды на собственное духовное обновление. Красота в этот день явилась нам не только в убранстве церкви, но и в богослужебных текстах – поистине великолепных и уникальных в своем роде молитв, приумноживших торжество дня сего до наивысшей точки радости.
В воскресение восьмого июня в нашей церкви совершились особые коленопреклоненные молитвы, составленные св. Василием Великим, когда все прихожане молились Богу Отцу, Богу Сыну и Богу Святому Духу. В первой молитве мы исповедовали пред Отцем Небесным наши грехи и просили Его помиловать нас ради жертвы Сына Его. Во второй просили Господа даровать нам Божественного Духа. В третьей – просили Господа, сошедшего во ад и сокрушившего силу диавола, упокоить наших усопших отцев и братьев «в месте светле в месте злачне, в месте покойне». Продолжительные молитвы о. Никола читал в алтаре, преклонив колени. Верующие лежали в это время в земном поклоне, уподобляясь ученикам Христовым и получая благодать Святаго Духа, незримо сходящего на молящихся. После этого прозвучал ряд праздничных стихер, пояснивших молящимся смысл праздника.
В Духов день – понедельник, следующий за Троицей – совершается почитание третьей ипостаси триединого Божества Господа. С понедельника начинается сплошная седмица, предваряющая Петров пост, который продлится до двенадцатого июля, когда Церковь вспоминает святых верховных апостолов Петра и Павла. После Троицы и Дня Святого Духа вступает в силы активная пора буйства природы.
Праздничная литургия завершилась вдохновенным напутственным словом настоятеля Храма о. Николы, поздравлением Фаины Савельевны с юбилеем, а о. Георгия – с днём Ангела. Под сводами Храма мощно прозвучало «Многая лета», а прихожане были приглашены на общую трапезу. Всем нам надолго запомнится этот радостный, светлый день.
Свидетельство о публикации №225060900784
С уважением!
Владимир Курочкин 11.06.2025 21:00 Заявить о нарушении
Галина Чудинова 12.06.2025 08:22 Заявить о нарушении