Придумал
В магазине повисла тишина, слышно было только, как где-то под потолком жужжала муха. Продавщица Лида посмотрела на него исподлобья, а потом, фыркнув, отвернулась к полкам и продолжила перетасовывать банки с огурцами. Дядя Коля, державший у груди мешок муки, застыл, как будто забыл, зачем его поднял.
— Я, говорю, придумал. Без топлива, без провода — сам крутится. Внутри — маховик, рычаг, винт Архимеда. На бумаге — всё как надо.
— Иди ты, Пашка, с богом, — сказала Лида. — Ты в том году спутник запускал.
— А он взлетел бы! Если б ветер не сменился! — обиделся Пашка.
Вечером Пашка сидел в сарае. На полу — тетрадка в клеточку, карандаш, кружка с давно остывшим чаем. Сидел, хмурил лоб и бормотал:
— Тут — редуктор. Там — винт. И по инерции… да по духу! По духу!
На стене — Юрий Гагарин, в шлеме, улыбается. Под ним — портрет Эдисона, вырезанный из старого журнала. Всё как надо.
Зашла жена Варвара, постояла у двери:
— Паш, может, ну его? Люди смеются. Дочка звонила — опять жаловались в школу, что ты там при всех доказывал, будто лампочка у тебя без электричества светится.
— Варя, ты ничего не понимаешь. Это не просто двигатель. Это — надежда.
— Какая такая?
— Ну… ну вот сделаю я этот двигатель — это же что получится? Человек не от розетки будет жить, а от души! Мы тогда такое сможем! Поняла?
Он замолчал, а Варвара только вздохнула — не то с досадой, не то с жалостью:
— Душой, Паш… жить хорошо. Душой у нас бабка вон и гусей пасёт. Только у неё пенсия, а у тебя — одни чертежи.
Через месяц Пашка поехал в город. Он сидел в электричке и смотрел в окно. На коленях у него лежал самодельный аппарат — ящик, сколоченный из фанеры, старой мясорубки и велосипедной цепи. Вид у штуковины был неказистый, но Пашка гладил её тихонько ладонью, будто это что-то живое. Народ глазел украдкой. В рюкзаке он вёз чертежи, письма «кому следует» и один бутерброд с колбасой. Пашка достал его, посмотрел и убрал обратно. Не до еды. Внутри всё кипело — не от страха, нет, а от ожидания.
В приёмной института его встретила молоденькая девушка с серьёзным, усталым лицом. Взяв чертёж, она спросила:
— Вы инженер?
Пашка выпрямился, как перед комиссией:
— Павел Плетнёв. Из Берёзовки. Самоучка.
Она глянула на него, чуть улыбнувшись вежливо, как на больного, и кивнула:
— Оставьте. Мы вам… напишем.
— Я подожду, — сказал Пашка. — Мне не трудно.
Он сел у стены, рядом с фикусом. К ногам прижал аппарат, будто боялся, что украдут. Часы шли. Люди заходили, выходили, что-то подписывали, смеялись, громко разговаривали. А он сидел тихо и ждал.
Уже под вечер вышел пожилой профессор — лысый, в очках и с портфелем под мышкой. Увидев Пашку, он остановился, с минуту смотрел, как будто узнавал в памяти.
— Это вы аппарат принесли? — спросил он.
— Я, — поднялся Пашка, взяв в руки ящик.
— Ну, пойдём. Покажешь, чего ты там придумал.
Вечером Пашка ехал домой. Не победитель, не герой — просто счастливый. В кармане — мятая бумажка с номером телефона. Профессор не звал его в лабораторию, не кивал одобрительно, не суетился. Просто сказал:
— Ты человек странный. И упрямый. Это неплохо. Только двигатель — не работает.
— Я знаю, — ответил Пашка. — Но ведь кто-то должен пробовать?
Вернувшись, первым делом он зашёл в сарай. Постоял, осмотрелся и убрал под стол свой аппарат — аккуратно, не с обидой, а с уважением. Поглядел на него сбоку, как на старого товарища:
— Ничего. Придумаем. Мы ещё повоюем.
Дома его встретила жена.
— Ну что? — спросила она.
— Сказали, что не годится. А ещё вот… — и Пашка достал из кармана бумажку с номером, положил её на стол, прихлопнул сверху ладонью и разгладил, будто это — пропуск в новую жизнь.
Жена молча налила ему борщ. Пашка, взяв ложку, повозил, но есть не стал. Глянул в окно, потом на жену:
— Варя. А может, не в двигателе дело-то?..
— Да я давно поняла, Паш, — сказала она тихо.
— А я всё равно не зря поехал, — Пашка, отодвинув тарелку, достал из рюкзака карандаш, новый лист в клетку и начал что-то чертить.
— Ты чего опять? — спросила Варвара.
— Варя… а если не двигатель? А если — мельница? Или, скажем, печка без дров и электричества?
Она вздохнула, но ругаться не стала. Посмотрела на него — усталого, упрямого, живого.
А потом поставила рядом с ним чашку чаю и сказала:
— Чертей своих только не рисуй. Остальное — рисуй.
Свидетельство о публикации №225060900849