О мытарствах

Вне зависимости от того, как мы их называем — «мытари», «бесы», «гневные божества Бардо», — речь идет не о внешних, объективно существующих сущностях, которые поджидают душу после смерти. Речь идет о персонификации собственных ментальных и кармических отпечатков (самскар).

Сознание (читта), не очищенное и не успокоенное при жизни, подобно бурлящему котлу. В нем кипят подавленные желания, непрожитые страхи, застарелые обиды, чувство вины, привязанности и гнев. При жизни физическое тело и постоянный поток внешних впечатлений служат якорем, который не дает этому внутреннему хаосу полностью проявиться.

После смерти этот якорь исчезает. Сознание, лишенное телесной оболочки и внешних раздражителей, остается наедине с самим собой. Весь накопленный за жизнь «ментальный шум» (вритти) обретает феноменальную, почти материальную реальность. Страсть к накопительству может явиться в образе беса сребролюбия; непрощенная обида — в виде демона, обвиняющего в гневе и злопамятстве. Это не внешние судьи, это собственные, отчужденные и обретшие форму части нашей же психики.

 «Мытарства» — это процесс, в ходе которого сознание вынуждено встретиться лицом к лицу со своим содержимым. Это принудительная инвентаризация души. Если сознание привыкло отождествлять себя со своими страстями и мыслями (вритти), оно будет воспринимать эти проекции как реальных и могущественных врагов. Оно будет бороться с ними, оправдываться, пугаться — и тем самым лишь усиливать их, питая их энергией своего внимания и страха.

Душа попадает в ловушку собственного ума. Она не может пройти «выше», пока не исчерпает энергию той или иной страсти, пока не «расплатится» с этим внутренним долгом.

 «Йога — это прекращение волнений сознания» (Патанджали). Любая аутентичная духовная практика, будь то исихазм в православии, дхьяна в буддизме или раджа-йога, по своей сути является методом достижения ниродхи — контроля и успокоения ума.

При жизни практикующий учится наблюдать свои мысли и эмоции, не вовлекаясь в них. Он видит, как зарождается гнев, но не становится гневом. Он замечает мысль о жадности, но не следует за ней. Он создает внутреннее пространство тишины и осознанности между собой-наблюдателем и потоком ментальных явлений. Его читта из бурного океана постепенно превращается в гладкое зеркало.

После смерти такое сознание, встречая собственные ментальные проекции, немедленно распознает их иллюзорную природу. Оно видит «демона гнева» и понимает: «Это лишь отпечаток моего прошлого гнева, это не я». Оно не вступает в диалог, не боится и не борется. Оно просто наблюдает, как эта форма, не получая энергетической подпитки, растворяется в пустоте.

Для такого сознания «мытарства» перестают быть ужасающим судом и становятся просто угасающим эхом прошлых ментальных бурь. Оно проходит сквозь них, как луч света проходит сквозь туман, не задерживаясь и не оскверняясь.

Таким образом, подлинная подготовка к переходу — это не накопление «добрых дел» для торга с «мытарями», а глубокая внутренняя работа по очищению и успокоению сознания здесь и сейчас. Чем меньше вритти при жизни, тем меньше «демонов» после смерти. В идеале, для полностью реализованного мастера, достигшего состояния чистого, безмолвного сознания, никакого «Бардо» или «мытарств» в их драматической форме просто не существует. Есть лишь беспрепятственное возвращение света к Свету.


Рецензии
//подлинная подготовка к переходу — это не накопление «добрых дел» для торга с «мытарями», а глубокая внутренняя работа по очищению и успокоению сознания здесь и сейчас. Чем меньше вритти при жизни, тем меньше «демонов» после смерти. В идеале, для полностью реализованного мастера, достигшего состояния чистого, безмолвного сознания, никакого «Бардо» или «мытарств» в их драматической форме просто не существует.//___

УМозрительные иллюзии, не соответствующие реальности, потому что, реальность познаётся библейским учением, доказывающем во всех поколениях свою истинность. Йога - это практика самовнушения, в попытке избавиться от греховного отягощения души. Такое отягощение снимается покаянием и обращением к Иисусу Христу по вере в евангелие, которое есть учение о спасении души для Бога, через миссию Сына Божьего. Отказавшийся от спасения будет заниматься самовнушением, самоуспокоением, чем и занимаются в йоге. После смерти душу забирают демоны в ад, и такие демоны мучают душу, возвращая ей долги, то зло, которое она произвела - ей возвращается, как бумерангом. А почему демоны? Потому что, они соблазняли человека грехом, они возбуждали в человеке злые страсти. Они дают в аду осознание человеку своего состояния перед Судом, на который человек будет воскрешён. Уже в состоянии такого осознания. Поэтому, и освобождение от греха, и очищение, и внутреннее успокоение - не от самовнушения, а от действия покаяния и пребывания в Духе Святом, которого Христос Спаситель даёт обращённому к Нему. Это и есть спасение души для Бога. Это и есть обращение к Свету. А не что иное!

Наталия Кобилева 2   09.06.2025 16:44     Заявить о нарушении
Благодарю Вас за такой большой отзыв!
Ничего противоречащего Библии в моем тексте нет.
Иисус Христос говорит: "Ты же, егда молишися, вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, иже в тайне: и Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе яве" (Мф.6:6). Надо затворить все двери твоя, т.е. успокоить все органы чувств, (как у меня написано: "подлинная подготовка к переходу — это не накопление «добрых дел» для торга с «мытарями», а глубокая внутренняя работа по очищению и успокоению сознания здесь и сейчас"), это позволит достичь внутренней тишины, чтобы услышать
קֹול דְּמָמָה דַקָּֽה (коль демама дакка))"глас тишины тончайшей" (3Цар. 19:12). Ибо в ней Иисус Христос, наш Спаситель!!! И это то, о чем Вы пишите, "Это и есть спасение души для Бога. Это и есть обращение к Свету." Тоже самое и у меня написано: "Есть лишь беспрепятственное возвращение света к Свету." -- души/духа (нэшама, нишмат хаим) (=свет), который был вдохнут в человека Богом (=Свет, Яхве Элогим)

Виктор Нечипуренко   09.06.2025 21:11   Заявить о нарушении