Евгений Онегин

(Премьера драматического дивертисмента по роману в стихах А. С. Пушкина)
Театр «Большая Медведица». Режиссёр Валерия Приходченко.

«Верность - самая страшная месть женщины мужчине».
(Жак Бюссе)

Подобно шахматным фигурам, вышагивают по сцене под ритмичную музыку четыре актрисы. Каждый ход их подчинён незыблемым правилам, главенствующим, как на шахматной доске, в светском обществе. Здесь можно (и нужно) красиво одеваться; блистать на балах и кружить головы кавалерам или дамам; будучи русскими, писать и изъясняться по-французски; читать модные романы и изображать на лице нарочитую скуку, присущую их героям…
Но не только. В светском обществе пушкинских времен можно было запросто промотать наследство, нажитое предками;  из-за сущего пустяка вызвать на дуэль товарища, с которым только вчера пил вино и обсуждал прочитанные книги. И, в душе горячо желая отказаться от ненужной дуэли, все равно принять в ней участие и убить приятеля. Потому что светское общество не потерпело бы от тебя такой «трусости».

Но я, кажется, чрезмерно увлеклась ассоциациями, появившимися у меня уже в самом начале премьерного спектакля «Евгений Онегин» в постановке Драматического театра «Большая Медведица»…
Итак, четыре актрисы и сама режиссер Валерия Приходченко как «голос автора»… Скажете, маловато будет для показа столь обширного «романа в стихах»?
А по мне — так получилось очень удачно.
Сосредоточившись на главных темах, освещённых Пушкиным: любви, дружбы, верности, предательства — Валерия создала яркий поэтический, музыкально-пластический спектакль, вплотную соприкасающийся с современностью. Мне, например, особенно запомнилась сцена нарочитого, со скуки начатого флирта Онегина с Ольгой на именинах Татьяны. Как похожа была младшая сестра Татьяны на глупую, принявшую рюмку вина, современную молоденькую девушку, страшно гордую тем, что именно ее предпочёл всем другим этот прекрасный господин! Эх, велико же было ее разочарование!
А как экспрессивно сыграна сцена любовных страданий Татьяны! Уверена, никто из домочадцев и представить себе не мог, сколько страсти, пылкости и душевного огня скрывается в этой тихой, мечтательной девушке!

Ещё одна особенно запомнившаяся мне сцена — это знаменитый Сон Татьяны. У Пушкина он полон разных символов, и в спектакле они сохранены: ночные «сущности» наступают на Татьяну, подняв большие лапы (к богатству), кои одновременно — перчаточные куклы-Медведи (к замужеству).
Но вот в «дебрях» Татьяниного сна появляются новые персонажи. Это Лиса — символ сплетен: уж их-то, родимых, наша героиня, выйдя замуж за «толстого этого генерала», обретёт по полной!
Заяц диктует выбор правильного решения в сложной ситуации, который тоже придётся делать Татьяне. А Волк — встречу с человеком, способным испортить вам жизнь (уже встретила Татьяна такого, но пока ещё «сама обманываться рада»).
Вся сцена Сна получилась не страшной: она создана с целью предупредить, предсказать будущее, а не напугать.

Сам же премьерный спектакль театра «Большая Медведица» я охарактеризовала бы как «воздушный, прозрачный». И не только потому, что в нем постоянно звучит музыка и движутся, танцуют, играют с лентами и бильярдными киями прекрасные актрисы. Просто здесь нет еще и четкого распределения ролей: вот она —  Онегин, а они — Татьяна, Ольга, Ленский…  Татьяна — это все четыре актрисы, словно частички ее многогранной натуры, позволившие ей быстро превратиться из мечтательной, образованной провинциальной девушки в недоступную, гордую, верную своему мужу городскую княгиню. 

Онегин — это все те же актрисы, равно как и Ленский с Ольгой. Талантливые девушки легко перевоплощаются не только в главных героев постановки, но и в вызывающих улыбку зрителя гостей на именинах у Татьяны; московских тётушек, дружно спорящих, кто из них вложил бОльший вклад в раннее развитие малышки Татьяны…
А ещё актрисы, благодаря своей пластичности, могут изобразить природные стихии и архитектурные сооружения: «брега Невы» и саму эту реку; «окружённый своей дубравой» Петровский замок; поля, леса… А вот они уже неспешно едут по деревенской дороге в повозке. Или машут в воздухе прекрасными ножками балерины Истоминой…  А могут превратиться и в волка со «своей волчицею голодной».
В общем, они — «Наше Все», как и сам великий поэт. Пластический спектакль дает богатые возможности для фантазии режиссера и актерской игры, и создатели и исполнители   умело ими пользуются.

Чем ещё ценна эта постановка? А тем, что ее можно безо всяких ограничений показывать подросткам и старшим школьникам. Ибо создана она именно по роману «Евгений Онегин»; красивая, правильная Пушкинская речь льётся из уст девушек плавно и с нужными интонациями. А построчное чтение стихов актрисами позволяет акцентировать внимание на разных важных «мелочах».

По окончании спектакля всегда можно обсудить со своими взрослеющими детьми самые разные нюансы: зачем, как им кажется, актрисы менялись ролями? Почему «Онегины» отвечали на письмо Татьяны, как будто разыгрывая партию в бильярд? И что, по мнению молодого поколения, значили сцены с гаданием и с платками?
Ну, и так далее: всегда интересно узнать, что думает ваш ребёнок, посмотрев необычный новаторский спектакль.  Да и «Евгения Онегина» ему теперь будет читать интереснее!

Роли исполняли:
Ирина Подгорная;
Софья Ледовских;
Надежда Исаева;
Людмила Калентьева.

Режиссёр — Валерия Приходченко.
Звукорежиссёр Дарья Паранина.
Световое оформление Алексей Кудрявцев.


Рецензии