Вариации на тему И. В. Гёте

                Вариации на тему И.В.Гёте

                «Все преходящее есть лишь подобие…»
                Alles Verg;ngliche ist nur ein Gleichnis 
                Omne corruptibile est tantum similitudo      

                (Aspectus sub specie platonitatis.
                Взгляд с точки зрения платонизма.)

• Чувственно воспринимаемое является подобием, подражанием умопостигаемого, открытого уму и его мышлению.
• Чувственно-телесное является подобием, подражанием бестелесного, бесплотного, чуждого соматике. Чувственно-телесное – подобие эйдетического, существующего вечно, выше «линии» времени, и существующего полноценным, самодостаточным, целокупным, самотождественным образом. 
• Динамизм тленной эмпирики – динамизм дольнего – является мобильным подобием горней статики, чуждой «грубого» пространственного движения.
• Изменчивость телесных вещей – не что иное, как подобие статики, в которой пребывают эйдетические объекты, эйдосы, идеи.
• Время – подобие вечности. Всё временное уподобляется вечному.
• Красота, явленная в бренных телах, указывает на вечную и бестелесную красоту. Красота, существующая в дольнем, – подобие вечной, нетленной и бестелесной красоты, существующей в горнем.   
• В причастности бренного эйдетическому выражается его, бренного и преходящего, подобие вечному.
• Подобием горнему не вполне реальное дольнее реально в большей степени, нежели пребывая в эмпирике.
• Реальность, окружающая нас со всех сторон в эмпирике и воздействующая на сенсорный «слой» человеческого «Я», – это система символов, являющаяся подобием более высокого, с метафизической точки зрения, уровня реальности.
• Конечная реальность, «витийствующая» вокруг нас в эмпирике, на уровне чувственно воспринимаемого, чувственно-телесного сущего, – шифр, и этот шифр указывает на более высокий слой действительности, который реальнее наличного слоя, данного, явленного здесь и сейчас.      
• Идея того, что всё зло исходит от человека (а не из метафизической сферы), идея о том, что в действительности случайность соседствует с судьбой, фатальностью, а они обе, случайность и фатальность, «уживаются» с божественным промыслом и спонтанными деяниями человека, обладающего к тому же некоторым свободным произволением, некоторой свободой воли, – все эти идеи вовсе не противоречат убеждению в том, что «конечное сущее», дольнее, чувственно воспринимаемое, чувственно-телесное, является «подобием» (ein Glechnis, similitudo, ; ;мп;щуйт) горнего, указывающим на него и о нём свидетельствующим.


                *   *   *   *   *

                Ю.Е.С.
                10.06.2025.


Рецензии