24. Знать Бога

"Чтоб Бога знать, быть должно богом;
Но чтоб любить и чтить Его,
Довольно сердца одного."

Иван Андреевич Крылов (1795)

Многие духовные практики и учения пишут и говорят о познании Бога и о том, что его нужно знать. Сегодня мы разберем эти понятия, возможно ли познать и знать Бога и себя в том числе, как подобной его части.

Знание - это результат познания, то, что стабильно и статично.
Познание - это деятельность, динамика, направленная на получения новых знаний.

Субъект познания - это тот, кто познает, тогда как
объект познания это то, что или кого познают.

Проблема познания в том, что оно чувственно (ощущения, восприятия, представления) и оно рационально, это значит -  ограничено мышлением и логикой (понятия, суждения, умозаключения). У каждого субъекта познания эти составляющие индивидуальны, согласно их наполнению и опыту.

Истина- это результат познания. Но истина бывает относительной и абсолютной.

Относительная истина - это то, что может быть дополнено последующим познанием. Из относительных истин складывается абсолютная истина.

Абсолютная истина- это полное, исчерпывающие знание о сложном объекте. Отсюда напрашивается вопрос - можем ли мы познать Бога (Абсолюта), с его непредсказуемостью, непостоянством (сознание Бога динамично, пластично и  постоянно обновляется), если содержание истины постоянно расширяется, уточняется и от этого процесс познания бесконечен?

Часто попадается видео Т.В. Черниговской, а она на минуточку - советский и российский учёный в области нейронауки, психолингвистики и теории сознания, где она рассказывает, что сознание человека, его головной мозг невозможно познать, что это детектив, которому нет конца и края.

Можем ли мы тогда знать себя или Бога, если претерпеваем постоянные трансформации сознания? Что-то услышали, прочитали, сделали и уже в нас пошел процесс изменений. Мы уже другие и можно снова познавать себя нового.   

Находятся и такие смельчаки, у которых есть желание познать Бога и себя, как его части научными познаниями.

Выделяют несколько принципов научного познания:

1. руководствуется принципом объективности (отношение к объекту, его свойствам и процессам как к независимому от воли и желания человека)
2. обладает рационалистической обоснованностью (доказать своей логикой и мышление).
3. системность знания (то же, что целостность - подвижность, доказательность, возможность).
4. проверяемость (подтверждение истинности или ложности).

Применимы ли эти принципы к таким объектам научного познания, как Бог или я-сознание?
Если даже на эмпирическом уровне представленные факты(события, физические процессы) будут у каждого отличатся из-за чувственно-рациональной составляющей субъекта познания (кто познает).
Несколько человек увидят одно и тоже чудо, мистику явленную Богом, но каждый опишет и отнесется к ней по своему, согласно багажу. 

На теоретическом уровне содержанием знаний являются научные понятия, гипотезы, принципы и законы науки. Допустим, что есть труды в которых уже описан Бог, или кто-то один или группа лиц описали вас. Насколько это будет истина и как это возможно проверить?
Только через индивидуальный опыт субъекта познания, только каждый изучив теоретическую составляющую, пропуская через свое наполнение, ощущения и рациональность, объективно и собрав систему знаний о нем может сказать для самого себя - ложь, что пишут или истина. И это всё равно будет, что поверить на слово в постулат, догму, закон, санкции, но тогда это подобно слепому следованию чьих-то не факт, что истинных исследований.   

Поэтому главным критерием научной истины принято считать практику,  по принципу проверяемости и  соотнеся практические результаты с теорией определить каждому для себе истинность полученных знаний  - о Боге, самом себе или другом. И такая истина всегда будет относительной, потому что практику познания себя или Бога невозможно завершить, она вечна.

Зачем знать и познавать Бога? Познают, чтобы раскрыть закономерности, которые управляют объектом, и на этой основе предсказать его поведение. Тогда получается, что мы познаем Бога, чтобы управлять, контролировать, руководить им? Позволит ли Он это сделать?

Иван Андреевич замечательно заканчивает четырехстишье, которое передает суть, что для любви и почитания Бога не нужны дополнительные усилия или специальные знания, довольно сердца одного.

Для меня лично истина то, что зная описания Бога в различных писаниях, его проявления и качества, я его распознаю. Распознаю в каждом объекте или субъекте с которым приходится соприкасаться в практике духовной и духа. И это совершенно не значит, что передо мной Бог, но зачем-то мое сознание сконцентрировало и выдало это соответствие. И значит здесь, мне нужно сосредоточить внимание, услышать что хочет донести этот объект. Поработать с этой информацией, пропустить через все оболочки души и разум, провести и осознать, что хочет этим сказать он мне, что это за импульс.
В любви, почитании и в по - слушании, Он всегда отвечает, способов у него многообразие и множество.   


Рецензии