Фаддей Витовницкий. пр. 5

      Господь познакомил послушника Фому с
  иеромонахом Иоанном Максимовичем,который
  впоследствии станет известным как святи-
  тель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский.
       Отец Иоанн преподавал в Битольской
  семинарии,на летние каникулы он приезжал
  в монастырь Мильково.Отец Иоанн и послу-
  шник Фомислав вдвоём пололи монастырский
  сад,отец Иоанн любил рассказывать юному
  послушнику жития святых и о святых отцах,
  чьи работы он хорошо знал.Они так увлека-
  лись разговорами,что пришедший отец Петр,
  эконом,делал им замечания и бранил их.
       С самого начала Фомислав начал учи-
  ться русскому языку,читал труды святых
  отцов на русском языке,иногда занимался
  переводами.
       Кстати,после он окажется в положении
  святого Паисия Величковского,который не
  имея опытного наставника духовника,стал
  руководствоваться коллективным соборным
  разумом и опытом святых отцов,который он
  подчерпывал из книг.
       Фома(Фомушка как называли его русс-
  кие валаамский монахи в Мильково)искал в
  книгах святых отцов преподобных ответ на
  свой вопрос:в чем истинная цель христиан-
  ской жизни?
       Фомушка говорил:
       -Я хотел познать цель нашей жизни
  здесь на земле.Листал творения святых
  отцов,смотрел,каким было их внутреннее
  состояние,они сами описывали то,что меня
  особенно интересовало.Как это было у тех,
  кто жил на земле совершенной жизнью,про-
  славленных Богом и здесь и в вечности.
  И тогда я увидел:они объясняли,что совер-
  шенство христианской жизни - в полном
  смирении.
       Святые отцы говорят,что идеал хрис-
  тианской жизни не в совершении чудес,не
  в исцелении больных,не в воскрешении ме-
  ртвых, а в полном смирении.
       Теперь вся жизнь Фомы стала подвигом
  стяжания совершенства христианской жизни-
  крайнего смирения,подвигом уподобления
  смиренному и тихому Христу,Который "сми-
  рил Себя,быв послушным даже до смерти, и
  смерти крестной" (Флп.2,8).
       Фома жил как в раю,пребывая душой в
  благодати Божией. Но вскоре он лишился
  этого райского состояния.Как объяснял сам
  старец Фаддей:
       -Бог не допускает неопытной душе
  излишне блаженствовать в бесплатной бла-
  годати,чтобы человек не злоупотребил ею
  по своей неопытности.
       Не прошло и года,как умер его духов-
  ник отец архимандрит Амвросий.Фомислав
  потерял молитву и отошла от него благо-
  дать,юный послушник впал в великую скорбь
       Старец Фаддей вспоминал:
       -Умер мой духовник и многие годы я
  провёл в больших душевных муках.Печаль
  раздирала душу.Страх,который я чувствовал
  постоянно в детстве,снова начал меня му-
  чить.
        Фомислав потерял почти всякую наде-
  жду,как в руки к нему попала книга святи-
  теля Феофана Затворника:Путь ко спасению.
        После смерти настоятеля схиархиман-
  дрита Амвросия в монастыре разгорелся ко-
  нфликт из-за места настоятеля и братия
  разошлась в разные монастыри.Послушник
  Фомислав ушёл в монастырь Горняк.
        В начале 1935 года игумен Серафим
  постриг его в монахи с именем Фаддей,а
  весной того же года его рукоположили в
  иеродиакона.
       Иеродиакон Фаддей перевелся в мона-
  стырь Раковица,где он оканчивает иконо-
  писную школу,но не смог писать иконы по
  состоянию своего здоровья:больные лёгкие
  не могли вынести испарений краски в за-
  крытом помещении.
       1937-й год стал годом борьбы против
  конкордата - договора Королевства Югосла-
  вии с Римокатолической Церковью,по кото-
  рому католики бы получили право прозели-
  тической деятельности(деятельности,на-
  правленной на обращение других в свою
  веру).Конкордат подписан не был.Тогда
  же был убит патриарх Варнава Росич,он
  был отравлен.
       продолжение 6


Рецензии