Фаддей Витовницкий. пр. 5
иеромонахом Иоанном Максимовичем,который
впоследствии станет известным как святи-
тель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский.
Отец Иоанн преподавал в Битольской
семинарии,на летние каникулы он приезжал
в монастырь Мильково.Отец Иоанн и послу-
шник Фомислав вдвоём пололи монастырский
сад,отец Иоанн любил рассказывать юному
послушнику жития святых и о святых отцах,
чьи работы он хорошо знал.Они так увлека-
лись разговорами,что пришедший отец Петр,
эконом,делал им замечания и бранил их.
С самого начала Фомислав начал учи-
ться русскому языку,читал труды святых
отцов на русском языке,иногда занимался
переводами.
Кстати,после он окажется в положении
святого Паисия Величковского,который не
имея опытного наставника духовника,стал
руководствоваться коллективным соборным
разумом и опытом святых отцов,который он
подчерпывал из книг.
Фома(Фомушка как называли его русс-
кие валаамский монахи в Мильково)искал в
книгах святых отцов преподобных ответ на
свой вопрос:в чем истинная цель христиан-
ской жизни?
Фомушка говорил:
-Я хотел познать цель нашей жизни
здесь на земле.Листал творения святых
отцов,смотрел,каким было их внутреннее
состояние,они сами описывали то,что меня
особенно интересовало.Как это было у тех,
кто жил на земле совершенной жизнью,про-
славленных Богом и здесь и в вечности.
И тогда я увидел:они объясняли,что совер-
шенство христианской жизни - в полном
смирении.
Святые отцы говорят,что идеал хрис-
тианской жизни не в совершении чудес,не
в исцелении больных,не в воскрешении ме-
ртвых, а в полном смирении.
Теперь вся жизнь Фомы стала подвигом
стяжания совершенства христианской жизни-
крайнего смирения,подвигом уподобления
смиренному и тихому Христу,Который "сми-
рил Себя,быв послушным даже до смерти, и
смерти крестной" (Флп.2,8).
Фома жил как в раю,пребывая душой в
благодати Божией. Но вскоре он лишился
этого райского состояния.Как объяснял сам
старец Фаддей:
-Бог не допускает неопытной душе
излишне блаженствовать в бесплатной бла-
годати,чтобы человек не злоупотребил ею
по своей неопытности.
Не прошло и года,как умер его духов-
ник отец архимандрит Амвросий.Фомислав
потерял молитву и отошла от него благо-
дать,юный послушник впал в великую скорбь
Старец Фаддей вспоминал:
-Умер мой духовник и многие годы я
провёл в больших душевных муках.Печаль
раздирала душу.Страх,который я чувствовал
постоянно в детстве,снова начал меня му-
чить.
Фомислав потерял почти всякую наде-
жду,как в руки к нему попала книга святи-
теля Феофана Затворника:Путь ко спасению.
После смерти настоятеля схиархиман-
дрита Амвросия в монастыре разгорелся ко-
нфликт из-за места настоятеля и братия
разошлась в разные монастыри.Послушник
Фомислав ушёл в монастырь Горняк.
В начале 1935 года игумен Серафим
постриг его в монахи с именем Фаддей,а
весной того же года его рукоположили в
иеродиакона.
Иеродиакон Фаддей перевелся в мона-
стырь Раковица,где он оканчивает иконо-
писную школу,но не смог писать иконы по
состоянию своего здоровья:больные лёгкие
не могли вынести испарений краски в за-
крытом помещении.
1937-й год стал годом борьбы против
конкордата - договора Королевства Югосла-
вии с Римокатолической Церковью,по кото-
рому католики бы получили право прозели-
тической деятельности(деятельности,на-
правленной на обращение других в свою
веру).Конкордат подписан не был.Тогда
же был убит патриарх Варнава Росич,он
был отравлен.
продолжение 6
Свидетельство о публикации №225061001518