Самовар-батюшка
«… существуют на свете кофейники и тей-машины,
а настоящий самовар есть только у нас»
Л.Н.Андреев «Москва. Мелочи жизни»
Из истории самовара
Самовар является традиционным символом русского чаепития и гостеприимства. Издавна самовару-батюшке отводилось самое почетное место на столе, он олицетворял собой достаток, семейное благополучие и уют.
Самоваром гордились, его выставляли напоказ. О самоваре с любовью говорили: «Печка – матушка, а самовар – батюшка».
Сидя за самоваром за общим столом в кругу семьи, в чайных и в трактирах, было очень удобно вести неторопливые беседы и задушевные разговоры.
В народе говорили: «С самоваром-буяном чай важнее и беседа веселее», «Самовар закипел – отвлекайся от дел, «Самовар, что море Соловецкое, пьем из него за здоровье молодецкое».
По русской традиции чай пили из блюдечек по 5–6 и более чашек. К столу подавались пряники, баранки, варенье, сахар, пироги, конфеты и другие сладости. Чаепитие продолжалось подолгу: «Чаевничал, чаевничал – полный самовар усидел», «Самовар кипит – уходить не велит».
История рождения самовара уходит вглубь веков.
«Первым самоваром» ученые назвали найденное при раскопках в Помпеях бронзовое устройство в форме кувшина с двумя емкостями внутри для жидкостей и углей – аутепса (authepsa). Посередине нижней емкости находилось отверстие, через которое подавался раскаленный уголь. В верхней части античного сосуда располагалась емкость для воды, которая была отделена от жаровни внутренней железной пластиной. Так как крана у аутепсы не было, воду разливали черпаками. В аутепсе можно было, как нагревать воду, так и в жаркие дни охлаждать напитки. Для этого вместо угля использовался лед.
В богатых виллах Помпей были найдены великолепные вазы из бронзы на трех лапах-ножках – «каэда» caeda), В сосуде на решетке располагали угли, а вокруг в емкости под закрытой крышкой находился подогреваемый напиток. Устройство имело кран для слива воды.
В Китае древним аналогом самовара было медное устройство хо-го, что в переводе означает «огненный котел». В сосуде, имевшем форму котелка с трубой внутри, варили мясо и овощи. Крана у такого устройства не было за ненадобностью. Первые хо-го находят в китайских раскопках IV века нашей эры.
В Японии давно были известны приборы для кипячения воды цибати.
На раскопках в предгорьях Большого Кавказа в Азербайджане, в городе Шеки, был обнаружен сосуд, похожий на самовар. По данным археологов, найденному предмету около 3600 лет.
В Древней Персии (сейчас Иран) тоже были устройства, напоминающие самовар, только делались они из глины.
На территории Волгоградской области при раскопках средневекового города Золотой Орды Бельджамена в 2 км от города Дубовка были найдены остатки медного самовара булгарского производства.
В Англии в середине XVIII века были широко распространены так называемые «чайные урны» или «чайные вазы», которые предназначались для кипячения воды и поддержания температуры чая.
В России до появления самовара воду нагревали в сбитеннике – медном круглом чайнике с внутренней трубой и поддувалом – приборе, напоминающим по своему устройству самовар. Готовили в нем очень полезный и вкусный старинный русский напиток из воды, меда, душистых трав и пряностей – сбитень. Употребляли сбитень в горячем виде. Для того, чтобы напиток не остывал, в трубу подкладывали горячие угли. Торговцев сбитня называли сбитенщиками.
Существует версия, по которой «паровую машину» для кипячения воды – самовар в Российскую Империю привёз Пётр I из Голландии.
Единое название – самовар появилось не сразу. Так, в Курске машину называли самокипец, в Ярославле – самогар, в Вятке – самогрей.
Производство первых в России «водогрейных машин» – самоваров началось на уральских мануфактурах в посёлке Суксун, известном медными месторождениями.
В донесении екатеринбургской таможни 1740 года упоминается «самовар… медный, луженый, весом 16 фунтов» работы Иргинского завода
«Самоварная столица»
В 1746 году встречается первое упоминание о тульском самоваре кустарного производства. Город мастеров Тула, издавна являлась центром металлообработки в Московском государстве. Росту самоварного производства в Туле способствовало наличие сырья, близость к Москве, удобное пересечение торговых путей.
В 1778 году купец Назар Федоров сын Лисицын открывает в Туле первую в стране самоварную фабрику. Если первые тульские самовары кустарного производства нередко повторяли образцы русской медной посуды: чаши, братины, то самовары Лисицыных отличались разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками.
В конце XVIII века кроме Лисицыных в Туле были открыты самоварные фабрики Морозова, Попова, Медведева, Вешнякова. Выпускаемые этими фабриками самовары имитируют формы античных сосудов: амфоры, урны, появляются яйцевидные формы – в моде классический стиль.
В 1808 году в Туле уже работало восемь самоварных фабрик. Самоварное производство оказалось весьма прибыльным. В эпоху господства стиля ампир выпускают самовары ампир и самовары в виде бочонка, а также граненой формы.
В первой половине XIX века в Туле открываются фабрики: братьев Ломоваых, Курашева, Черникова, Лялина, Маймистова, Киселёва, Гудкова, Уварова, Маликова, Минаева, Чигинского, Сиднева.
Самовары, производимые на фабрике братьев Ломовых, отличались высоким качеством. Особой изящностью форм и чистотой отделки на выставке «тульских фабрикаций» были отмечены самовары оружейника фабриканта Маликова.
В первой половине XIX века стали производить самовары из заменителей серебра, которые нашли массовый сбыт и в дворянских семьях, и в кругах среднего по достатку городского населения — буржуазии, чиновничества, разночинной интеллигенции.
В Россию приходит мода на так называемое «второе рококо», для которого характерна богатая пышная орнаментация. Основание, ручки, верх тулова и края оформлены бордюрами из стилизованных затейливых растительных завитков и цветов. Самовар имеет нарядно оформленный двойной поднос.
Появились такие самовары и в зажиточных крестьянских домах, наличие самовара в которых являлось свидетельством преуспевания и достатка.
В середине XIX века Тулу стали называть «самоварной столицей». Самовар, наряду с пряником, становится одним из ее символов.
По сведениям историка И.А.Афремова, в 1850 году в Туле насчитывалось до 28 самоварных фабрик, на которых ежегодно вырабатывалось около 120-ти тысяч самоваров и множество других медных изделий.
Как говорили: «В Тулу со своим самоваром не ездят», «В Тулу самовары не возят».
«Самоварные короли» города мастеров
В связи с бурным развитием самоварного дела в России появились так называемые «самоварные короли».
Так, фабрика Я. В. Лялина вырабатывала в год более 10-ти тысяч штук самоваров, фабрики Ломова, Рудакова, братьев Баташевых — по 7-ми тысяч штук каждая.
Тульские самовары сбывались преимущественно на Нижегородской ярмарке
(до 6000 дюжин), а также на Харьковской и Ирбитской ярмарках. Самыми крупными поставщиками на Нижегородскую ярмарку были тульские фабриканты Лялины, Гудковы, Уваров и Ломов.
Фабрики Теплова, Баташева, Сомова и Воронцова сбывали свои изделия в Москве, Маликова – в Москве и Петербурге.
На многочисленных промышленных и кустарных отечественных и международных выставках тульские самовары занимали почетные места, а фабриканты поощрялись наградами.
На самоварах ставились оттиски самоварных клейм и полученных на выставках медалей: «за усердие» или «за трудолюбие и искусство».
Главным материалом для самовара служила медь: медь зеленая (латунь), медь красная и томпак (сплав меди и цинка). Самовары продавались на вес и стоили: из латуни — 64 рубля за пуд, из красной меди — 90 рублей за пуд.
Как пишут «Тульские губернские ведомости», 1850, №16, покупка самоваров из красной и томпаковой меди, «будучи дороже, красивее, роскошнее и деликатнее прочих», была по карману «лицам значительным и богатым».
Во второй половине XIX века в Туле более других делали самовары из латуни, их продавали поштучно или на вес. За фунт самовара в 1872 году платили от 55 до 60 копеек. Медные и томпаковые стоили дороже: 25-27 рублей и 35-40 рублей за пуд соответственно.
В Москве и в Петербурге на самоварных фабриках использовали часто серебро и мельхиор.
В середине и второй половине XIX века самоварные формы достигли наибольшего разнообразия: «ваза», «рюмка», «банка», «шар», «дуля» (груша), «желудь», «яйцо»; гладкие, гранные, с овалами или витыми кологками, расчеканенные ложчатым или рокайльным орнаментом; украшенные в русском или византийском стиле или в модных тогда исторических стилях неогрек, рококо, барокко, ренессанс.
В 1877 году на крупнейшей в Туле самоварной фабрике братьев Баташовых производилось около 6 000 самоваров в год, а к 1883 до 11 760 экземпляров. Часть рабочих трудилось в мастерских фабрики, а часть производства была передана кустарям. Кустарям в Туле доверяли изготовление отдельных деталей (ручек, кранов и прочего). Сама фабрика брала на себя окончательные работы: сборку, лужение, никелирование, серебрение и прочее.
Открытие Якоби принципа гальванопокрытия приводит в 1880—1890 годах к широкому распространению никелировки, которая подражала более дорогим изделиям из серебра, а также удешевляла продукцию. На тульских фабриках латунные самовары начинают никелировать.
В конце XIX – начале XX века в Туле появляются первые паровые фабрики, выпускающие новые типы самоваров, работающих на жидком топливе — самовар «Паричко» и медные самовары фабрики Черниковых с устройством трубы сбоку.
Наряду с жаровыми, самовары с резервуаром для топлива выпускала основанная в 1870 году фабрика русского подданного Рейнгольда Тейле, и делали их только в Туле. Этот самовар нашёл большой спрос там, где был дёшев керосин, особенно на Кавказе. Керосиновые самовары продавались и за границей.
В 1908 году небольшая паровая фабрика товарищества братьев Шахдат и К° выпустила самовар со съёмным кувшином — самовар «Паричко» , получивший название по фамилии изобретателя – российского инженера Альфонса Юлиановича Паричко, который продал свой патент в конце января 1899 года товариществу братьев Шахдат и К°. Эти самовары были безопасны в пожарном отношении, не могли распаяться или испортиться, если при топке в них не оказывалось воды. Благодаря устройству верхнего поддувала и возможности регулировать тягу, вода в них долго оставалась горячей. Работали самовары на угле, спирте и другом топливе. Газета «Тульская молва» за 1908 год писала о самоварах «Паричко», как о выдающемся изобретении. На самовар ставилось клеймо: «Самовар „Паричко“. Единственное в мире производство паровой самоварной фабрики товарищества братьев Шахдат и К°». Но производство этого самовара продолжалось лишь 4 года и закончилось с банкротством предприятия.
К 1906 году паровыми двигателями было оборудовано до ; всех фабрик.
Самыми крупными и известными тульскими фабриками были: «Товарищество паровой самоварной фабрики наследников В.С.Баташова», «Торговый дом Б.Г.Телье с сыновьями» и «Торговый дом братьев Шемариных», продукция которых пользовалась большим спросом в России и за рубежом. Эти, прекрасно оборудованные не только паровыми, но и нефтяными и электрическими двигателями предприятия, с числом рабочих до 500 человек, выпускали не только обыкновенные жаровые, керосиновые и спиртовые самовары, но и самовары-кофейники и особые конфорки-регуляторы к самоварам.
Недорогие самовары стандартных форм – «банка» или «рюмка» составляли основную долю продукции. Изделия с массой декоративных элементов пользовались популярностью у более взыскательной публики.
В начале XX века появляются самовары с растительным орнаментом в манере романтического модерна. Так, прейскурант Паровой самоварной фабрики наследников П.Н.Фомина предлагал покупателям 45 вариантов.
Фабрика наследников В.С.Баташова предлагала 54 варианта самоварных форм. Продукция фабрики получила более 20 наград на отечественных и зарубежных выставках, среди них: Гран- при выставок в Санкт-Петербурге (1904), Париже (1904), Турине (1911) и, кроме того, была удостоена высочайшей награды, полученной на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году – права ставить на изделиях фабрики изображение Государственного герба России.
Типы самоваров, выпускаемых на тульских фабриках, отличались разнообразием.
Самовары-кухни предназначались для приготовления пищи и были разделены внутри перегородками на три части. В двух из них варилась пища, а в третьей кипела вода для чая. Самовары-кофейники выпускались со вставной металлической рамкой для холщового мешочка. На самоварах для пикников имелась перекидная, как у ведра, ручка. Самовары брали в дорогу, на гулянье. Для этой цели использовались дорожные самовары со съемными ножками и шарнирами, прилегающими к тулову ручками.
Путешественники брали в дорогу специальный погребец. В нем была корзина для чаепития, состоявшая из двух чашек и блюдец, сахарницы, чайницы, двух ложечек, спичек и… самоварчика на спиртовке.
Позже был изобретен “заплечный” (носили за плечами) самовар. Его брали в военные походы солдаты.
В начале XX века в моду вошли небольшие самоварчики объемом на две и одну чашку. Назывались они, соответственно, «Тет-а-тет» и «Эгоист».
Детям императора Николая II в 1909 году тульские мастера изготовили пять самоваров объемом в один стакан. Форма каждого была уникальна. Сегодня их можно увидеть в музее "Тульские самовары".
Наибольший расцвет самоварной промышленности пришелся на довоенные годы. Так, на одной из фабрик братьев Шемариных, в 1913 году было выпущено 132000 самоваров. По данным промышленной переписи 1912–1913 годов, число самоварных фабрик Тулы достигло 50 с ежегодным выпуском 660000 штук В годы Первой мировой войны производство самоваров сократилось. Значительная часть производственных мощностей самоварных фабрик была переведена на изготовление предметов военного назначения. Так, фабрика наследников И.Ф.Капырзина в 1915 году получила от Главного артиллерийского управления заказ на производство 900000 штук ручных гранат.
Продолжение традиции
В 1918 году происходит национализация самоварных предприятий. В 1919 году в Туле образуется государственное объединение самоварных фабрик. В 1922 г. производство самоваров организуется на Первом государственном меднообрабатывающим заводе в г. Кольчугино.
В 1922 году был изготовлен самый большой тульский самовар весом 100 кг, вместимостью 250л. Чтобы такой объем воды можно было быстрее накипятить, рабочие сделали его из специального сплава цветных металлов. Благодаря этому, вода закипала за 40 минут, а не остывала двое суток.
Самовар подарили рабочим района Красная Пресня, которые в количестве около 500 человек по праздникам угощались чаем!
В 1937 году Тульский патронный завод был разделён, выделенное производство стало называться заводом «Штамп». В послевоенные годы это был единственный завод в Туле, который выпускал самовары. С 1956 года завод «Штамп» начал выпускать электрические самовары. В 1964 году на заводе приступили к изготовлению самоваров-сувениров «Ясная поляна».
В 1995 году на заводе «Штамп» был изготовлен гигантский самовар, который весил 500 кг. В него уже можно было налить 450 литров воды. Такой самовар сделали для того, чтобы вовремя городских праздников можно было напоить ароматным чаем много людей.
В настоящее время на заводе выпускаются жаровые и электросамовары с автоматическим отключением.
Исконно русская традиция чаепитий за самоваром продолжается.
На заводе «Штампе» действует заводской музей самоваров, в котором более четырёхсот экспонатов.
В 1990 году в Туле на Менделеевской улице у стен Кремля был открыт музей «Тульские самовары». В коллекции музея представлено большое количество самоваров разных видов и эпох – от самого большого 70-литрового буфетного самовара, до самого маленького действующего самовара, сделанного тульскими мастерами, всего на 3 капли воды.
Самовар в искусстве
Художник Б.М.Кустодиев создал целую галерею полотен, изображающих чаепитие у самовара: «На террасе» (1906), «Чаепитие» (1913), «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха на балконе» (1920), «Купчиха, пьющая чай» (1923), «Осень в провинции. Чаепитие» (1926) и др. Среди известных картин произведения В. Г. Перова «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» (1862), К. А. Коровина «За чайным столом» (1888), К. Е. Маковского «За чаем» (1914), К. С. Петрова-Водкина «За самоваром» (1926), В. Ф. Стожарова
«У самовара» (1956). Самовар изображен в натюрмортах у П. П. Кончаловского, например, — Натюрморт. «Самовар» (1917).
В 1989 году была выпущена серия марок, посвященная самоварам.
Самовар, как символ домашнего уюта и семейного очага, без которого не обходится ни одно семейное чаепитие, часто упоминается в произведениях русских писателей XIX и начала XX веков.
Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
(А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»)
«Но и в комнатке Алексея Степановича, когда засветился в ней яркий огонек и запел начищенный к празднику самовар, стало весело и уютно» ( Л.Н.Андреев).
«Тонким уютным голоском поёт самовар» (А. Н. Толстой), «… самовар тихо напевал свою воркующую песенку» (Ф. А. Соллогуб), «…уютно шумел горячий самовар» (Н. Г. Гарин-Михайловский).
«Сидела бы я в маленькой комнатке нашей, у самовара, вместе с нашими; было бы так тепло, хорошо, знакомо» — (Ф.М.Достоевский «Бедные люди»).
В детской литературе: С. Г. Писахов. «Самоварова семья», К. И. Чуковский «Федорино горе», Д. Хармс «Иван Иваныч Самовар».
Самый большие и самые маленькие русские самовары
Самый маленький самовар сделал слесарь Института радиотехники и электроники Василий Васюренко. Самовар-малютка действующий, но может вскипятить только одну каплю воды, его высота всего лишь 3,5 мм.
Известный мастер микроминиатюр Николай Алдунин. изготовил из золотоа самовар размером всего 1,2 мм, микрокопия состоит из 12 элементов.
Самый большой действующий самовар в мире вмещает 555 литров воды и может “напоить” сразу 2220 человек. Его высота с трубой – 2,5 м, а без трубы – 1,72 м. Его автор – Александр Новокшонов . Самовар был изготовлен из нержавеющей стали в 2014 году в Перми и отмечен в «Книге рекордов России».
______________
Самовар-батюшка, также как печь-матушка, матрешка и балалайка, в сердцах русского народа давно приобрел значение национального символа.
Как пишет Л.Н.Андреев в очерке «Москва. Мелочи жизни» (1901—1902) , «существуют на свете кофейники и тей-машины, а настоящий самовар есть только у нас».
В России памятники самовару установлены – в Туле, Суксуне, Елабуге, Кунгуре, Городце и в подмосковном городе Мытищи.
Июнь 2025
Свидетельство о публикации №225061001661
Понравилась история про самовар, очень интересно. Особенно понравилось его название - "Самовар батюшка", настоящие русские слова, без англицизмов.
С уважением, Е.С.
Евгения Анатольевна Светлова 14.06.2025 21:01 Заявить о нарушении