17. 5 Потоки и волны

                Из книги «Око Духа» Кена Уилбера:

 (Стр. 265) «В целом моя  идея такова: существует общий спектр сознания, через который проходят более дюжины различных линий развития, каждая из которых может иметь свою архитектуру, динамику структуру и функцию. Все эти линии «квазинезависимы» друг от друга, но всех их гибко соединяет и координирует система самости. …»

                Самость, в каком она отношении к сознанию?

«Термин «линия развития» был предложен Анной Фрейд (из работ которой я его заимствовал), однако она использовала его в очень узком и ограниченном смысле. Действительно, господствующей парадигмой развития была теория Пиаже, которая относила практически все линии развития к одной доминирующей области – области логико-математического когнитивного развития. …»

                Почему? Человеческое мышление работает в двоичном коде, да и нет?

«Книга Говарда Гарднера «Структуры ума», опубликованная в 1983, способствовала осознанию необходимости «облегчить» схему Пиаже, не отказываясь от её непреходящих преимуществ. Такую возможность предвидел уже сам Пиаже: «Пиаже допускал, что формальное мышление не обязательно действует во всех областях (то есть логико-когнитивное направление – не единственная ось развития), но, фактически, может обнаруживаться лишь в тех сферах деятельности, где индивид постоянно работает. Это было негласным признанием множественности областей человеческой компетенции (множественности линий развития), а также признанием той возможности, что процессы или продукты, относящиеся к одной области, могут не быть тождественными тем, что фигурирует в других».

                Очень интересно понять, изучая развитие сознания, почему возникают разные теории о развитии сознания, причём у разных людей. Эти теории развиваются и расширяются,  словно какое-то Единое сознание руководит ими.

«Гарднер отмечает, что сегодня «появляется всё больше свидетельств того, что (развитие) лучше представлять себе состоящим из разнообразных областей (линий развития), к числу которых относятся не только логико-математическое мышление (линия Пиаже, которую до сих пор привычно, но узко называют «когнитивной») и лингвистическое знание (к примеру, Хомский), но также … Зрительно-пространственное мышление, телесно-кинестетическая деятельность, музыкальное знание и даже разнообразные формы социального понимания (включая моральные и межличностные навыки)».

                Область и линия чем отличаются? Область трёхмерна, а линия одномерна. Область ограниченное пространство, линия началом и концом.

«Гарднер и его коллеги подробно исследовали ранее развитие по нескольким из этих квазинезависимых линий (в том, что он называет «областями»), включая язык, символическую игру, музыку, счёт, рисование, строительство из кубиков, и телесное выражение или танец. «Мы старались дать картину … развития в каждой из этих нескольких областей и даже больше – выяснить, какие общие закономерности могут действовать в разных (областях)».

Другими словами, помимо прослеживания различных линий развития, очень важно понять, есть ли у них какие-либо сходные уровни развития (или общие закономерности во всех областях). Вывод их эмпирических исследований, который я (Уилбер) полностью поддерживаю, таков: «Большая часть того, что происходит внутри каждой символьной системы (линии развития) оказывается специфическим именно для этой системы … Развитие символических операций отчасти состоит в формировании рядов предпочтений в каждой из этих конкретных областей – того, что в других работах мы называем «потоками» символизации (линиями развития). Но в тоже время существуют вполне параллели развития в разных областях».

                Закон октав по Гурджиеву?

«Гарднер и его коллеги обнаружили, что каждая из различных линий развития проходит через то, что Гарднер называет «волнами», чтобы указать на подвижную и текучую природу этих стадий. Они обнаружили  четыре инвариантных волны в каждой из областей (повествование, музыка, танец, рисование, символическая игра и т.д.) и ещё две или три волны, которые выглядят инвариантными, но требуют дальнейшего исследования. Подводя итог, Гарднер называет эти волны доконвенциональной, конвенциональной и постконвенциональной. (Добавьте сюда пост-постконвенциональную, и мы оказываемся в полном согласии!).

Согласно исследованию Гарднера, эти волны универсальны, инвариантны и основываются на глубоких биологических (и, возможно, психологических/культурных) константах. «Волны символизации имеют обязательный характер. У ребёнка нет другого выбора, как пользоваться ими и делать это в том порядке, в котором они возникают».

                Имеем заданные  программы, развития сознания? Кто их создаёт? Волна, в отличие от прямой линии имеет отрезки падения и подъёма.

«Другими словами, как потоки (различные линии развития), так и волны (ступенеобразная последовательность (?), общая для всех потоков) характеризуются в значительной мере универсальными чертами. «Наше биологическое наследие вооружило нас механизмами – названными здесь потоками и волнами символизации – для получения предварительного понятия об этих символьных системах. Наша гипотеза состоит в том, что эти потоки и волны весьма сходным образом возникают у человеческих существ во всём мире …»

В то же время разные культуры акцентируют разные линии или потоки, хотя все эти потоки всё равно проходят через те же самые стадийные волны. Таким образом, «символическое развитие не состоит из единственной цепи. Скорее, оно идёт по множеству линий (волн?), отражающих отдельные области, которым культуры могут уделять первостепенное внимание на различных фазах развития. Эти волны (доконвенциональная, конвенциональная, постковенциональная и, прибавим мы, пост- постконвенциональная) обязательно оказывают влияние в каждой области, однако важность каждой волны и время, когда она оказывает максимальное влияние, будут зависеть от конкретной символической области».

                Получается, что вводя все эти линии (или волны), области и потоки мы разделяем формирующееся сознание человека на части. Правомерно ли это?  Так устроен физический человек. Он способен воспринимать всё разделённым и с помощью форм, причём даже форму мы не можем воспринимать (видеть) целиком, а только подойдя к ней с различных сторон. Почему? Мы видим только поверхности (границы) форм, а не её сущность.

«Наконец, и это следует особо подчеркнуть, Гарднер указывает, что такой подход (сочетание линий и уровней, или потоков и волн) «может дать надежду на преодоление всё углубляющегося раскола в психологии развития. С одной стороны, мы привыкли думать, что Пиаже сосредотачивается на самых общих аспектах развития, допуская, что существуют одна важнейшая область – область логически-рационального мышления. При этом считалось, что Хомский (и другие, испытавшие влияние «гипотезы блоков») придерживаются противоположной точки зрения, что развитие происходит по-разному (если вообще происходит) в каждой из множества областей. Наши волны предполагают, что определенные общие волнообразные психологические процессы могут происходить во всех областях, но то, как они конкретно реализуются, вполне может отражать природу и структуру отдельных областей. Если бы эта теория помогла примирить два, на первый взгляд, конфликтующих структуралистских подхода это, безусловно, был бы желанный теоретический результат».

                Существуют определённые законы (программы) развития сознания общие для всех указанных областей, и человеческое мышление неспособно их избежать. Мы зацикливаемся на частном, а надо больше внимания уделять общему.  Чтобы понять, как развивается сознание, необходимо изменить своё сознание, то есть воспринимать окружающий мир по-другому, изменить способ своего мышления. Как?

                Изменяет ли человек своё сознание, познавая мысли других людей? Да! Изменяется ли человеческое сознание от воспринимаемой информации от окружающего мира? Да! Зависит ли направление развития сознания от воспринимаемой информации? Да! Изменила ли я своё сознание, читая эту книгу? Да!

(Стр. 268) «Таким образом, общая ось (для которой доконвенциональное, конвенциальное, постковенциальное и пост-постконвенциональное служат единицами измерения) – это просто сознание как таковое. Это сами базовые структуры, Великая Холархия  Бытия, спектр сознания (который я (Уилбер) обычно изображаю в виде девяти или десяти уровней сознания, и который также можно просто представить, как простирающийся от доконвенционального к конвенциальному, постконвенциальному и пост-постконвенциальному). Это универсальные волны, через которые квазинезависимо проходят около дюжины линий развития. Уровни спектра образуют волны эволюционного развёртывания; различные линии – это разные потоки, которые проходят через эти волны; а система самости – это то, что пытается манипулировать и управлять этими квазинезависимыми потоками и их последовательными волнами развития.

Конвенциональный уровень – культурное, вежливое и этичное общение (интернет).

Я думаю, что  конвенциальный уровень – это уровень сознания в физическом мире.


Рецензии