Имение Трироговых в сельце Аряш

СЕМЬЯ ТРИРОГОВЫХ. КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС

Имение в сельце Аряш, площадью 2000 десятин, что входило в состав Кузнецкого уезда, Саратовской губернии[1], Наталия Алексеевна унаследовала после смерти матери, дворянки Варвары Петровны, урождённой Столыпиной.

Жила Наталья Алексеевна в имении с мужем, Потомственным дворянином Владимиром Григорьевичем Трироговым, российским государственным деятелем, тайным советником, филологом и экономистом.

Он был действительным членом Русского Географического общества и занимался исследованием крестьянской жизни. Общаясь здесь постоянно с местными крестьянами, Владимир Григорьевич получал богатый материал для дальнейших исследований народной жизни, сельской общины и других важных вопросов экономики в русском государстве.

С середины 1870-х годов В.Г. Трирогов уже имел научную известность как знаток крестьянского общинного земледельческого быта. А будучи Директором Временного Отдела по поземельному устройству государственных крестьян Министерства Государственных Имуществ, способствовал продвижению ряда официальных документов и программ по земельному вопросу в Думу.

Было у четы Трироговых трое сыновей: Алексей, Всеволод и Григорий.


АЛЕКСЕЙ ТРИРОГОВ И ОЛЬГА МЕНДЕЛЕЕВА

Когда сын Алексей в 1889 году женится на Ольге Менделеевой, - дочери известного учёного Дмитрия Ивановича Менделеева от первого брака, родители любимое своё имение в селе Аряш преподнесут молодым в дар.

При содействии влиятельного тестя, Алексей Владимирович вскоре уволится со службы, и семья Трироговых, уже с дочкой Наташей (1894 -1953) навсегда станет помещиками в этой Поволжской глубинке.

Престарелые родители останутся жить при детях. А Ольга заберёт в Аряш и свою маму Феозву Никитичну.

Последние годы Ольга с мамой жили вдвоём. Отец, Дмитрий Иванович Менделеев ушёл из семьи в 42-х летнем возрасте, повстречав шестнадцатилетнюю Анну Ивановну Попову – будущую художницу. Сын Владимир выбрал новую семью отца, а вот дочь Ольга осталась с матерью.

Алексей Трирогов познакомился со своей будущей женой в 1878 году в Петербурге, как раз в самый разгар этих печальных семейных событий. Тогда он был однокурсником и товарищем по Морскому кадетскому корпусу Владимира Менделеева - брата тринадцатилетней Ольги, и по воскресеньям стал бывать у них в доме, отдыхая после занятий в Училище.

По воспоминаниям самой Ольги Дмитриевны, Трирогов понравился ей сразу своей галантностью, и в то же время, мальчишечьим озорством. Он любил танцевать, показывать фокусы с картами и с горящими предметами.

Закончив училище, Алексей Трирогов станет сначала, как и Владимир Менделеев, морским офицером. Венчание их с Ольгой Дмитриевной состоится осенью 1889 года в Петропавловской церкви при Императорском Университете Петербурга.


АРЯШСКАЯ ШКОЛА - ПАНСИОНАТ

В 1891 году Наталья Алексеевна Трирогова, едва оправившись от тяжёлой болезни, последовавшей после смерти супруга, организовала в его честь сельскую школу-пансионат для обучения мордовских и русских детей. Попечителем Аряшской школы стал сын В.Г. Трирогова, Всеволод Владимирович, почётный мировой судья.

Не все крестьяне полны были желанием, оставив свою землю и любимую деревню, мчаться куда-то за призрачным счастьем. А потому не все тянулись к учёбё, поскольку науку народной мудрости и деловых традиций детишки всех этносов в совершенстве постигали в своих семьях. Старшие передавали младшим любовь к Земле - Кормилице, знания о её характере, о народных приметах для определения сроков сева и сбора урожая, учили понимать животных, лечить их. В каждом доме бережно хранили секреты кулинарных рецептов и маленьких бытовых хитростей, облегчающих не лёгкие трудовые будни. Поэтому школа предназначалась тем детям, которые всё же тянулись к знаниям и хотели увидеть мир за пределами своей деревни.

Аряшская школа быстро расширялась, благоустраивалась и, вскоре, стала образцом даже для крупных центров. Здесь учились, в основном, местные дети, а для проживания детей с отдалённых деревень, на территории имения были построены пансионаты. Обучение для мальчиков и девочек было раздельным, а вот мордовские и русские дети учились вместе.

Помимо обучения грамоте, счёту, Закону Божьему, детям прививался художественный вкус, любовь к крестьянскому труду, своей природе, давались основы медицинских знаний и др. Работы аряшских школьников резьбы по дереву не раз удостаивались наград на выставках в Петербурге, Саратове, Пензе и Кузнецке.

Но самым примечательным для учащихся школы Трироговых были встречи и общение с такими выдающимися учёными, как Алексей Александрович Шахматов и Макар Евсевьевич Евсевьев.


НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС.А.А.ШАХМАТОВ, М.Е.ЕВСЕЕВ

Действительный статский советник Алексей Александрович Шахматов - Академик Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук, приходился Наталье Алексеевне Трироговой (ур. Шахматовой) племянником.

Специализировался учёный в области русский филологии, лингвистики, истории и стал основоположником исторического изучения русского языка, древнерусского летописания и литературы.

В те годы в Поволжском крае большое внимание передовыми учёными уделялось вопросам изучения национальностей. И не удивительно, ведь на бывшей границе Московии с Дикой степью исторически сосредоточились различные этносы (великороссы, малороссы (украинцы), мордва, татары, немцы и др.), которые, живя бок о бок, сохраняли свою культурную идентичность. А это обстоятельство требовало немалых усилий, чтобы подвести их к необходимости получения образования по единому стандарту. После отмены крепостного права Россия перешла к капиталистическому строительству: к аграрным реформам в деревнях и индустриализации городов. А это требовало от людей новых знаний, дополнительных умений. Местное же население считало образование для себя лишним. Отдавая предпочтение традициям, крестьяне говорили: «Землю пахать можно и без грамоты. Старики без грамоты жили, и мы так век проживём».

В 1870-х годах в стране проходила общероссийская государственная реформа народной школы, провозглашённая министром народного просвещения графом Д.А. Толстым. Все учебные заведения входили в Учебные Округа, во главе с университетами. Саратовская губерния относилась к Казанскому учебному округу[2], а Пензенская – к Харьковскому[3].

А.А. Шахматов плодотворно занимался просветительской и организаторской деятельностью и в Академии, и в вузах России, в научных обществах и собраниях. Как крупный исследователь, А.А. Шахматов считал белорусов, украинцев и русских единым народом: «Может ли быть какое-нибудь сомнение в том, что малорусы, белорусы и великорусы члены одной общей русской семьи? Самый скептический ум не станет этого отрицать».[4] Однако, был уверен в том, что каждый славянский народ, при этом, должен знать свой язык и беречь свою культуру: «Но для пользы русского дела пожелаю, чтобы ни одна русская народность не была обезличена, чтобы все они получили правильное и широкое развитие. Только тогда Россия будет сильна, только тогда русское племя сохранит и себя на пользу всему культурному человечеству»[5].

Учёный пытался, опираясь на исторический опыт, воплотить мечту великорусов о едином Отечестве, о торжестве славянского братства. В начале 1900-х гг. он вместе с другими известными учеными из славянских государств, стал одним из организаторов Союза славянских академий.

С профессором Макаром Евсевьевичем Евсеевым (Кобаевым) учащиеся аряшской школы участвовали в летних фольклорных экспедициях по Саратовской и Пензенской губерниям. Макар Евсеев - коллежский советник, учёный, просветитель, педагог, первый учёный - энциклопедист и просветитель эрзянского и мокшанского народов был по национальности эрзянин.

С конца 19 века в пензенской Учительской семинарии уже велось преподавание мордовского языка «для т;хъ изъ воспитанниковъ Семинаріи изъ мордвы, кои будутъ назначены учителями народныхъ училищь въ м;стности среди мордовскаго населенія». С именем же Евсева связывают новый этап в развитии мордовской письменности, национального самосознания. Он написал первые буквари для мокши и эрзи, перевёл более 10 вероучительных и учебных книг, положил начало широким русско-мордовским связям.

Дети окрестных деревень помогали учёному в сборе народных сказок, стихов и поговорок. М.Е. Евсеев собрал богатейший материал по устно-поэтическому творчеству этих народов, стал первым фотографом, зафиксировавшим многообразие бытовой культуры мордвы.

Его богатейшая коллекция мордовской одежды участвовала во Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде, а эрзянский костюм, привезённый на Всемирную выставку в Париж был удостоен золотой медали. И даже сегодня большую часть его коллекции мордовской одежды, предметов быта и традиционных украшений можно увидеть в крупнейших городах России и финно-угорских странах Европы.


ДЕРЕВЕНСКАЯ ЖИЗНЬ ОЛЬГИ ДМИТРИЕВНЫ

Деревенская жизнь всегда очень нравилась Ольге Дмитриевне. Ещё живя в подмосковном имении отца, в Боблово, она, приученная отцом к постоянному труду, принимала участие во всех полевых работах. Вставая летом в 5 часов утра, Ольга бежала в поле, помогая убирать сено до завтрака в 10 часов, затем шла на занятия до обеда, и снова - в поле. В Боблово на 400 десятинах земли Дмитрий Иванович в короткие сроки завёл образцовое хозяйство, с опытными полями. Однако в Московской губернии, с её бедной землёй, несмотря на вложенные удобрения, дохода хозяйство не приносило, поэтому служило лишь дачей.

Теперь же жизнь в поволжском Аряше, с более тёплым климатом, на 4000 десятинах чернозёмной земли казалась дочери Менделеева Ольге куда более комфортной и подходящей для всякого рода ботанических экспериментов. Поэтому в имении Трироговых она с семьёй не только проводила летний сезон, но и зимовала.

Активно стала Ольга Дмитриевна участвовать и в учебном процессе, прививая ученикам любовь к труду, народным традициям, художественный вкус, уважение и терпимость друг к другу. То есть, она старалась передать крестьянским детям то, что получила сама, живя в семье родителей: "Здесь, в Боблове, нам, детям, предоставлялась полная свобода, хотя и вообще это была отличительная черта нашего воспитания того времени. Мы могли свободно выбирать занятия по нашим стремлениям»[6]. Чего совершенно в семье не допускалось, так это пустое времяпрепровождение "в болтовне и пересудах", поэтому дети, видя пример отца, всегда переходили от одного занятия к другому.

В детские годы Володя с Олей любили музыку, увлекались рисованием, и делали это хорошо и много. И не удивительно, ведь Дмитрий Иванович был большим любителем и ценителем живописи, в его доме было много картин и друзей – художников (Крамской, Шишкин, Репин, Ярошенко, Куинджи, Клевер и др). А ещё отец много читал детям вслух, особенно стихи и сказки А.С. Пушкина.

Вспоминает о воспитании в семье и сводный брат Ольги Дмитриевны, Иван, с которым у Д.И. Менделеева были "редкие дружеские взаимоотношения": "Когда я был совсем мал, отец старался удовлетворить стихийное любопытство ребенка, вечные вопросы "Что это?" и "Почему?" подробными и понятными рассказами по всем отраслям знания. Это был первый мой университет. Многое было во мне заложено именно тогда.

Когда я научился читать, отец постоянно доставлял сам богатый и поучительный выбор книг - на русском и иностранных языках, которым нас с малых лет обучали. Вместо игрушек, подметив мой интерес, отец мне стал покупать незамысловатые химические и физические приборы: паровые машинки, насосы, химические реактивы, всевозможную электрическую аппаратуру. Я экспериментировал с токами, с газами. Это заставило меня самого взяться за учебники физики и химии под общим только руководством отца, который намеренно предоставил мне наибольшую самостоятельность, желая, чтобы я научился разбираться сам. Лишь встретив что-либо непонятное, я шел за разъяснением к отцу, но оба мы знали, что это крайнее средство...

В нас невольно развивалось сознание долга, повышенный нравственный тон, уровень, не допускающий ничего низкого, и, думается, это была самая мудрая педагогия, которую только можно придумать, педагогия, к которой все понемногу придут.

Отец сочувствовал нашим переживаниям, страдал за нас, жил нами - и это так пробуждало совесть, что ни в какой прописной морали нужды не было..."[7]

Дети Д.И. Менделеева излучали самодостаточность, всё самое умственно и духовно интересное они получали в собственном доме: на полках книг в кабинете отца, в саду, в общении с талантливейшими людьми своего времени.


АРЯШСКИЙ РАЙ

Да, переехав в Аряш, Ольга Дмитриевна чувствовала себя как в раю. На усадьбе был двухэтажный дом с колоннами, в окружении шикарного ботанического сада. Старик Трирогов специально отправлял садовника учиться в Германию, чтобы в их имении по весне зацветали все виды цветов и кустарников средней полосы России, а под огромной стеклянной тепличной крышей почти круглый год радовали глаз розы, гортензии, магнолии, жасмин, ароматные лилии, и множество других южных цветов. К имению с разных сторон подходили дороги, обсаженные липами, а за домом располагался сад с фруктовыми и экзотическими, привезенными со всего света деревьями.

Был изумительный пруд, у которого просматривалось всё дно. В пруду разводили рыбу к домашнему столу. А ещё на парковой территории по указанию Ольги Дмитриевны устроили бассейн.

На территории имения работала мельница, куда приезжали молоть зерно по самым умеренным ценам со всего уезда. В неурожайные же годы, Трироговы помогали неимущим мукой и зерном. А в конце XIX века с благотворительной целью построили для самых бедных и многодетных семей несколько домов.

Окрестные помещики приезжали к Трироговым перенимать опыт ведения приусадебного хозяйства. А на великолепно выдрессированных охотничьих собак из псарни Трироговых очередь была расписана на годы вперед.

*

К 1905 году Ольга Дмитриевна Трирогова осталась в Аряше одна. Любимый супруг скончался внезапно в 40-летнем возрасте от разрыва аорты, ещё раньше не стало его родителей и матери Феозвы Никитичны.

Ольге Дмитриевне было 36 лет, а её дочке Наташе – 11 лет, когда они перебираются в Москву. Видеться с Дмитрием Ивановичем - папой и дедушкой они стали чаще. К этому времени у Д.И. Менделеева с Анной Ивановной было четверо детей: Любовь (1881-1939), Иван (1883-1936) и близнецы Мария (1886-1952) и Василий (1886-1922). Старшая-Любовь Дмитриевна уже вышла замуж за Александра Блока (в 1903 году).

Однако, после смерти отца Дмитрия Ивановича Менделеева в январе 1907 года от воспаления легких, Ольга с дочерью снова возвращаются в Аряш.

КРАХ

Но вот 1917г. Национализация имущества, земли и имений. Вмиг почувствовав себя хозяевами жизни, крестьяне во главе с заезжими из городов комиссарами приступили к установлению, как они считали, нового порядка. Соревнуясь, кто больше утащит, местные жители снимали с теплиц стёкла, разбирали деревянные постройки, резали скот, а навоз из коровников и конюшен вываливали в бассейн и пруд. Вскоре погибла вся коллекция редких растений, передохла рыба. Два года спустя чудесный дом с колоннами полностью сгорел. На деревенском кладбище разобрали фамильный склеп, где покоилась Феозва Никитична Менделеева и все Трироговы: Владимир Григорьевич, Наталья Алексеевна и Алексей Владимирович. «Останки крестьяне выбросили в овраг. Из каленого кирпича выкладывали своды печей, а из цинковых гробов местный кузнец клепал ведра и корыта для стирки белья»[8].

Ольга Дмитриевна собрала нехитрый скарб, который уместился в одном чемодане, и попросила довезти их с Наташей до Камешкира. Любимая внучка Дмитрия Ивановича, которую он называл «моя единая», страдала неизлечимой болезнью лимфатической системы (слоновьей болезнью) и передвигаться пешком не могла. Но Комитет бедноты постановил: лошадей «эксплуататорше трудового крестьянства не давать».

В Москве дочери Менделеева дали квартиру и работу. По личной просьбе Феликса Дзержинского её устроили в питомник служебного собаководства ВЧК-ОГПУ. Всё жалование уходило на лечение больной дочери. Через год после смерти Ольги Дмитриевны в 1950 году, не стало и её дочери Натальи Алексеевны Трироговой. Таким образом, эта ветвь потомков ученого на внучке прервалась.

«Сейчас в Аряше ничто не напоминает о былом великолепии усадьбы. Парк пришел в запустение. Аллеи заросли колючим кустарником. От дома остались одни ямы. Правда, еще плодоносят яблони, ирга и барбарис. Да и вода из обвалившегося колодца необычайна вкусна. Почему? Как уверяют местные жители, в водоеме барыня утопила всю серебряную посуду...»[9]

*

Всемирно известный русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев оставил человечеству свыше 500 печатных фундаментальных работ по общей, органической и физической химии, химической технологии, физике, естествознанию, воздухоплаванию, метрологии, метеорологии, экономике, сельскому хозяйству,  народному просвещению, демографии; открыл периодический закон химических элементов и создал периодическую систему химических элементов.

Обобщая свой жизненный и научный опыт, учёный утверждал, что «Высшая цель политики яснее всего выражается в выработке условий для размножения людского».

Отмечая в начале XX века, что за последние сорок лет население Российской империи удвоилось, Менделеев вычислил, что к 2050 году её численность при сохранении существующего роста достигнет 800 млн. человек...

Но даже такой гений, как он,  не  мог предвидеть всех демографических последствий тех исторических трагедий, которые придут на Русскую землю к концу миллениума.

*

[1] Сейчас Пензенская область

[2] г. Казань сейчас является столицей Республики Татарстан в России

[3] г. Харьков – город на Украине

[4] А. А. Шахматов. О государственных задачах русского народа в связи с национальными задачами племен, населяющих Россию.Публикация О. В. Никитина www.portal-slovo.ru

[5]То же

[6] Менделеева-Трирогова О. Д. Д. И. Менделеев и его семья. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1947.

[7] Д. И. Менделеев в воспоминаниях современников. М., Атомиздат, 1973

[8] НЕ ДЕЛАЙ ДОБРА - НЕ ПОЛУЧИШЬ ЗЛА, Владимир Вержбовский, «Молодой ленинец», № 40, 7 октября 2014 г.

[9] Там же



Подробнее: Елена Витальева «Праздник московского двора»


Рецензии