Ещё одно размышление о Святости Русской 3

      Ещё одно размышление о Святости – Святости Русской.
                Глава третья
«Воплощение Пророчества Исаева и жертва во искупление грехов семьи»
Есть у истинно русского, православного писателя Н.С.Лескова рассказ об одном Старце первых веков христианских. Вернее – раннехристианская легенда, творчески писателем пересказанная. И первое слово в названии – «лев» - потому что не раз упоминается                в произведении Пророчество Исаево, когда перестанут звери пожирать сильный слабого, когда лев возляжет рядом с телёнком.
Этого раненого льва вылечил Старец -  и стал ходить за ним лев, словно верный пёс.
Вспоминаются невольно и Преподобный Сергий, о котором недавно беседовали, и Святой Серафим Саровский, приручившие медведей.
А этот Старец жил в третьем веке на реке Иордан – оттого рядом с ним был лев. Дело, конечно, не в месте обитания,  а в общении с животным, которое во много раз больше и сильнее.
Замечали, наверное, многие, как к одним идут  даже очень большие собаки и хвостом виляют, а других облаивают. Чувствуют то, что человеку часто недоступно. Но кошкам и собакам быть рядом с человеком предназначено – не со всяким, конечно, но предназначено испокон веков. А медведям и львам – нет.
 Но есть в Святых Угодниках Божиих то, что утратили люди, грехопадение совершив. Оттого и перестали животные  видеть в человеке царя, как Самим Творцом заповедано было. А перед  Святостью – «святою человечностью», как написал архиепископ Иоанн Шаховской, смиряет зверь лютость свою и служит Святому, который физически пред ним немощен.
В произведении Н.С.Лескова  был у Старца ещё и ослик,  тоже им исцелённый. И дружил лев с осликом. Вот и воплотилось на земле Пророчество Исаево.
Не боится Святой зверя, пред которым трепещут сильные, вооружённые, но во грехе погрязшие – потому что помыслов греховных не имеет…
И, может быть,  поймёт, наконец, человек, что в агрессии животных виноват только он сам – по грехам своим.  Потому что, как все помнят, «мы в ответе за тех, кого приучили». И животное, у которого нет грехов человеческих, обмануть не получится.  Потому и поставлен был человек царём, да царство утратил. Неслучайно слово «зверь» чаще                в другом значении употребляется  - как воплощение греха – жестокости прежде всего.
А «животное» от слова «жизнь» происходит. (См. также "О «сверхнациональной», "сверхкультурной" соборности»).
И здесь на иконе рядом со старцем лев – и взгляд у него человеческий. Животное пребывает рядом с воплотившейся Святостью.
(Пишут льва и на иконах рядом со Святой Татианой. Не растерзал лев Святую на арене цирка, а лёг у ног её.  А у И.С.Шмелёва в «Старом Валааме» вспоминается, как лев защищал Святую от осквернения безумца).
Старца же этого зовут Герасимом – Святой Герасим Иорданский…
А вот ещё один Образ, о котором следует сказать. Рядом со Святым двенадцатого века Образ Матери Божией, который Игоревским именуют. В некоторых изводах одеяние Матери Божией синее, как в Византии писали.
Пред Образом Этим молился Святой перед смертью.
А смерть он страшную принял, став жертвой обезумевшей толпы. Жертвой Искупительной за сродников неправедных стал -  за то, что довели народ до безумия своим неблагочестием.
Говорить, что нет оправдания творящим расправу над безвинными, что людьми они быть перестают, незачем – и так ясно. Как и то, что разъяренной толпой  «руководит» сатана.
А ещё то, что нашествие поганых в тринадцатом веке тоже стало жертвой искупительной за дела богомерзкие – прежде всего за попрание уз семейных, когда пошёл брат на брата.   
И об ответственности князей перед народом – о чём не раз напоминали власть предержащим  Святые Угодники Божии.  Вот и снова о том, что значит «царём» быть…
Прежде, чем имя Князя-Мученика назвать, вспомним, что когда подъезжает поезд                к станции «Переделкиино», взору вдруг открывается словно видение сказочное. Удивительной красоты Храм, купола которого напоминают знаменитый Покровский Собор, что на рву, - на Красной площади. Храм в честь этого Князя-Мученика возведён. А рядом, что не так часто бывает, памятники Князю и Митрополиту Московскому Филиппу - тоже Мученику. (См. также «О Святителе - Мученике Филиппе» и «Стражи Святые Москвы Православной и всея Руси Святой.».) 
А  Князя - Мученика Святого Игорем зовут. Святой Игорь Черниговский. И Образ Матери Божией Имя Своё от Святого Князя получил…
Вот и всё, наверное. Храм небольшой, да и многие образы не могут                не присутствовать в каждом храмовом пространстве православном.
Ответим, наконец, на вопрос:  о какой Святыне Московской беседа?
О домовом Храме при университет им. В.Г.Плеханова, в честь Образа Матери Божией Взыскание Погибших возведённом, что на Зацепе. Мы уже беседовали об Иконе Пречистой, о Храме,  в честь Образа Этого на шоссе с языческим или революционным названием – да уж об этом всё сказано. (См. также «Свершилось» и «Мир Духовный,                в образах зримых являющийся…»).
Сей же Храм возведён был в самом начале века окаянного, а в двадцатые годы постигла его трагическая участь многих святынь православных. И вот чуть более десяти лет назад снова вознеслась Святыня над безликим районом, придав осмысленность и красоту окружающему пространству…
Пресвятая Богородица! Спаси нас по милости Твоей, а не по делам нашим…
 


Рецензии