Ах, эта радость вся моя! Рецензия Игоря Льва
«Ах, эта радость – вся моя»
Тут у меня сразу две версии понимания: то ли радость вся
моя, то ли Она – вся моя – и поэтому радость. Мол: ах, эта самая радость, когда
Она становится вся моею.
Окунуть в неё. Оказаться в ней. Этот самый момент, эта самая
минута. Теперь, мол, она ВСЯ – моя. Притяжательное местоимение, оно о
собственности. В моей, значит, полной власти. И можно с иронией на себя самого:
ах, эта извечная радость овладевателя-покорителя, уверенного, что овладел.
Конечно, мне интересна вторая версия. Итак, Она вся моя
теперь.
«Я вас люблю»
Вот, какая строчка оказалась на рассмотрении. Не «тебя», но «вас»
- есть, о чём подумать. Это же когда издалека, когда ещё до взаимности – и будет
ли ещё эта взаимность?
Но как же Она может быть «вся его», если он к ней на «вы»?
А вот, как: не Она – его, а радость его. Это когда ему и не нужда взаимность –
такая это любовь. Радость стопроцентная, «вся», когда вся любовь на его стороне.
Вся в его собственном распоряжении. Да, односторонняя. Но любовь абсолютная и
есть любовь односторонняя.
Версия вторая – любовь взаимна, и Она – вся его, но он к ней
всё равно на «вы». Конечно же, я знаю
такое. Но знаю я это именно как свою ошибку. И строчки эти (две) – мне подсказкой
– обучением-уроком: я должен был остаться к ней на «вы». Пусть мы с нею на «ты»,
речь идёт о внутреннем.
Вдруг – впервые в жизни – я ощутил сейчас совсем иной
формат. Ведь впервые когда я очаровываюсь Ею, я к ней на «вы». Вот тут про что:
чтобы оставить эту дистанцию. Всё зная о человеческих наших недостатках,
сотворять идеальный мир своими руками.
«И потому, наверное, я ночей не сплю»
Почему «наверное»? Не спать ночей из-за влюблённости, оно знакомо. Это
когда встреча подала надежду. Надежда потом не оправдается, ясное дело, но
прекрасность прекрасного слишком убедительна, чтобы от лучшего хотеть ещё и
хорошего. Очень уж влюблённость безальтернативна в сравнении с прочими
жизненными радостями. Но почему «наверное»? Почему не наверняка?
Я, помню, наоборот – сладчайше засыпал в такие дни. Закрывал глаза, а
со мной оказывалась Она и всё было про неё. И не нужны были больше никакие
другие образы ли, мысли ли.
Не спал ли я ночей по такому поводу? Разве что когда я ей писал. Я был
с нею, я был в ней. Но мы были порознь. Тогда ещё порознь. Между нами была ночь.
И тьма за окном моим была вовсе не пустой чернотой. Она светилась сказочно.
Это самое «наверное» я могу применить, имея ввиду потерю аппетита.
Сначала теряешь интерес к еде, а также ко всему прочему такому, чем раньше
заполнял своё пространство и время. То есть, надо сначала заметить в себе
какие-то физиологические изменения, а потом сообразить, что они связаны с
влюблённостью.
И ждёшь ночи, чтобы встретиться с нею в своём воображении. Ведь и сон
тогда не сон, а путешествие к ней.
«Хочу дарить я вам цветы»
Хочу представить себе Её. Такую, к которой у меня… впрочем, мне
понятно, что «моей» дарить цветов бы не пришлось. А захотелось бы подарить
иной. К которой да, влюблённость, но которая при этом всё же не «моя». Не в том
смысле, что без близости, а том, что без близости духовной. Почему-то мне
кажется, что при общности духа всего такого эстетического-стилистического не
понадобится. И вот тут я начинаю подозревать себя в ущербности.
Эстетические требования к своей собственной действительности – я ведь
живу без таковых. Так я себе говорю. Но тогда почему я так чувствителен к
географии собственного быта-бытия? Да, вот к ней – чувствителен крайне. И
замечаю, что у людей чуть ли не наоборот: очень важна им среда внутреннего
своего обитания и так равнодушны они к эстетике, что за порогами их жилищ.
А ещё ведь есть внутреннее, которое душа – как там у меня с эстетикой?
Вот ведь, в какие глобальные путешествия в себя самого отправляет меня
каждая тутошняя строчка. А, казалось, что можно обнаружить в простейшем высказывании
«Хочу дарить я вам цветы».
«И с вами быть»
Я понял: это про некое возвышенное. «Благородно» - как сказала мне Аша.
Эдакая стилистика трепетно-романтической поэтики. Фильтруешь свою реальность,
строя эстетику своего бытия. Отсекаешь от себя всякое иное, кроме чистого.
Выводишь за скобки бытия даже сами вопросы о честности такого подхода. Да,
внутренняя правда моя, она всяческая, но ведь в каждый момент я понимаю, что
красиво, а что нет. «Пластичность» - я когда-то вывел для себя это понятие.
Служение красоте, эстетике. И женщина в этом – источник и камертон. Это для неё
создаёшь поэзию реальности, беря на себя всю стройку-кухню-мастерскую, заведомо
неприглядную, но технически необходимую.
«И каждый день, и час, и миг благодарить»
Само это «хочу» - подсказка. Дарить, быть, благодарить – всё это Он «хочет».
Не дарит-находится-благодарит, а ХОЧЕТ всё это. Это Она вызывает в Нём эти
импульсы-стремления служить прекрасному. Женщина, которой очарован, очищает –
ты сам отныне жаждешь быть чистым, переходишь – переводишь себя – в формат
благообразия. И весь мир для него становится объектом его
возвышенно-романтического поклонения. Всё скептическое, «реалистическое»
остаётся за бортом – пусть трезвые, пусть зрелые иронизируют, объявляют
влюблённого наивным, инфантильным, глупцом и чудаком, ему лишь жалко их может
быть, тех, кому недоступна эта красота мира, открывающаяся вдохновлённому
Женщиной.
«Ах, эта радость, вся моя
Я встретил вас
Движенье чувств, движенье душ, явленье глаз…»
Я ощутил в стихе тут многоточие. Как будто «и так далее – ну, вы сами
понимаете-знаете». В самом деле – это же уже прописано:
«Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!»
А «Я встретил вас» открывает это оживление вечной классики чувств.
Правда, и Пушкина, да и у Тютчева – про то, как конечна эта эйфория.
Вечными оказались лишь стихи.
«Душа моя была одна
Изнемогла
Вы появились – и пришла
В мой мир весна»
Души мало, не правда ли? Нужны ещё параметры тела – для вас не так? А
то как бы было просто, если бы лишь единение душ вызывало бы такой прилив
счастья. Даже более того: бог с нею, с душой, лишь бы тело вдохновляло. Или –
как женщины хотят-ищут – лишь бы соответствующее материальное положение, тогда
и с телом можно смириться, а главное – обойтись без душевного единения.
«Ах, эта радость – вся моя»
И всё же я вдумываюсь в это самое «вся моя». Ни с кем другим свою эту
радость не разделяю, что ли? Только я этой радостью радуюсь, что ли? То есть,
обычно, мол, мне приходится только частью своей радости радоваться, а на этот
раз мне радость досталась целиком?
А ещё так: говорят же «ты – моя радость», то есть, радость как
обозначение любимой. «Ах, эта любимая! Всё – моя!».
И вот Она, которая меня озарила, вдруг скажет мне «люблю». Весь я
превращусь в радость. Познаю чудо свершения, самый эпицентр вселенной познаю. Да
и радость – вот уж радость так радость случится. И почувствую, что все мои
прежние радости были, оказывается, не полными. И только сейчас я узнал
полнейшую.
«Я вас люблю»
Это творчество двухфазное, двух-тактовое. Во-первых, это творчество до «люблю»,
во-вторых – уже после того, как «люблю» прозвучало.
«И я судьбу за ваш приход благодарю»
Судьба – это не про рукотворное, это про случайное. Но, честно говоря,
разве мало являет судьба оказий? А сколько подсказок о новых путях! Так и
мелькают новые и новые двери, коридоры и лестницы, приглашающие к себе, в себя
заманивающие.
«Душа моя молила ввысь»
Вот видим, что и сам не плошай: мечтай-желай-стремись. Знаю ли я, о чём
молить? Молиться ввысь.
«И вы пришли»
Готов ли я к такому приходу? Ясно, что нет. Что мольба заключается в
действиях. Уже надо действовать так, будто Она гарантированно придёт. А как
действую я? И действую ли? Нет, так не действуют те, кто уверен в приходе Её.
«Среди моих печалей, бед
Среди зимы»
Мольба «среди зимы» - это когда ты действуешь, а ещё ничего нет. Беды-печали
и вообще зима – это строительный материал действования. Нет никакого
преодоления, когда действуешь в лучах весенней энергии. Если хочешь себе чуда,
произведи работу – труд преодоления.
Больше текстов Игоря Льва - на странице "Игорь Лев 2" Прозы.ру, ссылка: http://proza.ru/avtor/igorlev2?ysclid=m7adofa7bf128279810
Свидетельство о публикации №225061000797