Две бабы и два пианино

   Когда появилось в деревенском доме Яшкиных пианино, никто уже не помнит, но легенда такая.
 После революции барин, хозяин этой деревни сбежал за границу, оставив без присмотра весь скарб своего барского дома.
  И бывшие холопы с радостью разгромили в доме всё, что могли и вынесли из него кто во что горазд.
  Дед Яшкиных притащил в дом пианино. Это всё, что ему досталось после набега односельчан на барский дом.
- Ничего, - сказал дед — в хозяйстве всё пригодится. - Можно его использовать вместо полки и поставил на него ящик с инструментами.

  Бабка водрузила коробку со своими клубками шерсти для вязания носков. Потом на пианино появились деревянные игрушки, пистолеты, машинки старших сыновей.
  Сыновья подросли, женились, разъехались и лишь младший Иван  остался в родительском доме, но и в его семье рождались одни мальчики и вдруг пятым ребёнком родилась Милка, Людмила, значит. Её и назвали людям милой, потому что очень обрадовались её рождению.
- Будем дочь учить музыке. Зря что ли столько лет в нашем доме пианино стоит. - решила мать Милки Меланья.

  Она зря слов на ветер не бросает никогда. Такая упёртая баба.
- Где ты учителя музыки найдёшь в деревне? - ворчал Иван, но он знал, что его Меланья что угодно из под земли достанет. Если ей что-то втемяшится в голову.
 
 И нашла. В соседнем селе жил и работал в школе учитель пения, который неплохо играл на пианино. Он согласился давать уроки Милке за вознаграждение, конечно.
  Вознаграждением были продукты: молоко, сметана, куриное мясо.
  Два раза в неделю он приезжал в их деревню и занимался с девочкой.
  Когда он приезжал, вся деревня замирала. Все бабы и ребятня собирались под окном  дома  Яшкиных, слушали музыку.
  Была среди слушателей и Матрёна, соседка. У Матрёны была дочь Маша того же возраста, что и у Меланьи.
  И задумала Матрёна Машку тоже учить музыке.
- А чем мы хуже Яшкиных? Пианино им дед притащил задарма, а мы и купить его можем!

 И поехали Матрёна с мужем в город за пианино. Купили в комиссионке подержанный инструмент, но, как сказали продавцы, в хорошем состоянии.
  Так у учителя музыки в деревне появилась ещё одна ученица.
Пока девочки были маленькие, он ездил в их деревню, а когда подросли, то они сами стали приезжать в его село на подводах, или на велосипедах, а иногда и пешком.
  Так в деревне бывших холопов появилась культура. Но внедрялась она с трудом.
  Когда Милка садилась за инструмент, соседские мальчишки из хулиганства старались ей помешать. Они прятались под окном и мяукали, мычали, кукарекали во все глотки.
  Милка выбегала и гоняла их кочергой, но они возвращались.
 Когда девочки ходили на уроки музыки в соседнее село, мальчишки сопровождали их всю дорогу и насмехались, а порой и рвали ноты.
  Машке это всё надоело и она заявила матери:
- Всё, больше не пойду! Зачем мне эта ваша музыка, чтобы коровам играть? Кто будет слушать мою музыку?
 Маша научилась играть «Вальс Грибоедова» и на этом её уроки игры на пианино закончились.
  Матрёна очень любила свою единственную дочь и поэтому не стала её насиловать. А вскоре и её пианино увезли в неизвестном направлении.
  А Меланья настойчиво уговаривала Милку не бросать музыку. Она всячески старалась ей помогать. Когда учитель сказал, что у Милы неправильно лежит рука над клавиатурой, что она плоская, а ладонь должна быть круглой, тогда Меланья быстро придумала выход из положения.
Она взяла деревянную ложку и привязала бечёвкой ложку к руке Милки так, что круглая часть ложки была как раз в её ладони и так она приказала ей стучать по клавишам.

   Чтобы научить Милу темпу, педагог дал ей сложную пьесу  «Регтайм» какого-то Скотта Джоплина.
- Имя-то какое-то скотское. Неужели он музыку сочинял? - спрашивала деревенская баба, которая в итоге невзлюбила этого композитора.
 Милка так барабанила по клавишам правой рукой, что все мальчишки под окном разбегались, а матери деваться некуда было.  Тарабарщина раздавалась на весь двор. Куры нестись перестали. И, наконец, она решилась, сходила с Милой в соседнее село к учителю и не при дочке, а, отведя учителя в сторону, от всей души попросила убрать из репертуара дочери это грубое произведение.
- Неужели в музыке нет красивых мелодий?
  Учитель у слышал женщину и в тот же день Милка начала учить «Полонез Огинского».
  «Вот, это то, что надо» : подумали все вокруг дома Яшкиных и приходили под окно, чтобы послушать.
Вся деревня теперь знала, что этот полонез ля минор польский композитор Михаил  Огинский написал в 1794 году и сначала он называл его  «Прощание с Родиной» и жил он в это время в деревне Залесье  недалеко от Сморгони в области Беларусь. В Залесье композитор организовывал  музыкально-литературные вечера, а также занимался и сельскохозяйственной деятельностью.
- Наш мужик, деревенский! - говорили колхозники.

Теперь, они стали с уважением относиться к музыке, звучащей из дома Меланьи, чтобы прийти послушать «Полонез Огинского», наряжались в лучшие одежды, наставляли детей, не шуметь, пока звучит их любимое музыкальное произведение.
 
 Даже самой Милке понравилось такое внимание и она стала лучше заниматься.
  После окончания школы Людмила Яшкина поехала в город и поступила в музыкальное училище.
  Жить ей пришлось в общежитии. Девочка из деревенского дома, привыкшая к свободе и раздолью родного края, никак не могла ужиться с соседками.
  Мила привозила из дома продукты, которые быстро съедали все, кроме её. Она даже не успевала рассмотреть, что ей на сей раз положила мать. И Мила стала ругаться с подругами, дело доходило и до драк.
  Приезжая домой, Мила кидалась на мать с упрёками:
- Это ты виновата, что заставляла меня учиться музыке. Ты выгнала меня из дома.
  Машка, которая вовремя бросила эту бессмысленную учёбу, только поддерживала Милу.
- Действительно, Меланья Ивановна, зачем Милке учиться в городе, когда в деревне работы много. Пусть идёт дояркой на ферму, как я.
- Я потратила столько денег и продуктов, чтобы выучить её, а теперь всё бросить из-за неуважительных подруг? Не позволю. Получи диплом и тогда делай, что хочешь, а его я повешу над пианино, как картину и буду любоваться.
  Мила в этот день уехала в город в общежитие с огромной сумкой продуктов. Там были картошка, молоко, творог, сметана, яйца и куриная тушка, а также пироги и домашний хлеб.

   Мила закончила музыкальное училище и стала учителем музыки в городской музыкальной школе, получила небольшую квартирку и стала приезжать в деревню лишь по праздникам. 

   Тут стала упрекать свою мать Машка:
- Вот, Милка выучилась музыке, теперь она городская, одевается, как городская, руки у неё гладкие, а ты меня не стала заставлять учиться. Пианино с радостью увезла из дома. Мешало оно тебе что ли? Можно было использовать, как полку.
- Маша, я же не хотела мучить тебя, как тётка Меланья. Она же Милке ложки к рукам привязывала, мальчишек гоняла, слушать насмешки которых ты не хотела. - заливаясь слезами, гладила по голове дочку Матрёна.
- Надо было ложки привязывать и мальчишек гонять, а особенно меня уму-разуму учить.  Выйду замуж, куплю пианино и заставлю свою дочку учиться музыке.  Она вырастет и откроет музыкальную школу в нашей деревне, чем мы хуже городских? И мальчишки не будут насмехаться, а сами будут учиться играть на баянах и на скрипках.


Рецензии
Дорогая Лидия, мне очень понравилась Ваше трогательное-красивое МУЗЫКАЛЬНОЕ произведение. Спасибо Вам! Желаю Вам и Вашей семье всего самого наилучшего!

Лиза Молтон   12.06.2025 21:03     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.